Новая модель глобального мировоззрения для школ
⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40 Образец школ нового века уже существует. Более 1300 школ в 110 странах объединены в рамках единой образовательной программы, созданной «Организацией международного бакалавриата» (International Baccalaureate Organization, МБ). Программа Международного бакалавриата делает особый акцент на процессе обучения, опираясь на методику «задавания вопросов», объединяя его с высокими интеллектуальными требованиями и академическими стандартами. Программа особое внимание уделяет идеалам международного взаимопонимания и социальной ответственности. Ее цели — воспитать учащихся «критически и сочувствующе мыслящими людьми, повышающими свое образование на протяжении всей своей жизни; сознательными участниками событий, происходящих как на местном, так и на мировом уровне; сознающими общечеловеческие ценности, объединяющие людей, и в то же время уважающими культурное разнообразие и различные склады ума, которые и обуславливают богатство жизни». Программа Международного Бакалавриата началась с введения «Дипломной программы» для учеников двух старших классов школы, собирающихся поступать в университеты. Сегодня наряду с ней разработана «Программа средних классов» для учащихся в возрасте от 13 до 16 лет, и «Начальная программа» для детей от 3 до 12 лет. Как мы уже видели, в сингапурской «Семейной школе для иностранцев» удалось органично объединить все программы Международного Бакалавриата, и ее создатели постоянно дополняют их своими собственными открытиями. В середине 2002 г. среди учащихся «Семейной школы» насчитывалось 63 национальностей, а среди учителей — 20. Чтобы увидеть будущее многокультурного, многомерного образования, гостям школы достаточно посидеть часок в школьном кафетерии в обеденное время, поприсутствовать на концерте, посвященном Дню Организации Объединенных Наций, или съездить со школьниками на один из международных пикников. Увидев детей из израильских и исламских семей, играющих и обедающих вместе (в школьном кафе предлагается широкий выбор блюд западной, восточной, кошерной и вегетарианской кухни), вы поймете, в чем заключается истинное и долгосрочное решение вопросов, связанных с событиями 11 сентября 2001г.
Образовательная программа Международного бакалавриата основывается на «направленном исследовании» (focused inquiry) глобальных и универсальных тем, разбитом в начальной школе на шести- или семинедельные блоки: от планетных систем до океанов и хрупких экосистем мира; от человеческого мозга до изучения различных видов живых существ, населяющих Землю. Таким образом, каждый хорошо подготовленный преподаватель исполняет роль «советника, стоящего рядом», а не «мудреца, вещающего со сцены». Цель «направленного исследования» — вдохновить даже самых юных учащихся на то, чтобы стать «самостоятельными журналистами»: выискивать ответы каждый раз, когда им надо их найти. Но в то время, как журналисты традиционно начинают с шести вопросов «кто, что, когда, где, как и почему», учащимся OFS предлагается расширить их до восьми основных стадий исследования, создающих основу для обучения на протяжении всей жизни. ФОРМА: На что это похоже? У любого предмета, который мы изучаем, есть форма, обладающая узнаваемыми чертами. Их можно увидеть, определить, описать и систематизировать, отнести к какой-либо категории. ФУНКЦИЯ: Как это работает? У всего в мире есть предназначение, роль или определенный образ поведения, который можно исследовать и отнести к какой-либо категории. ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ: Почему это именно таково? Как правило, ничто не случается «просто так». Почти всегда на то есть причина, и любые действия имеют свои последствия, которые надо изучать и учитывать.
ИЗМЕНЕНИЯ: Как это изменяется? Как вода превращается в пар? Вещество — в энергию? Все в мире непрерывно меняется. Изменение — универсальное свойство, и одна из лучших проверок системы образования — оценить, насколько эта система развивает у учащихся способность адаптироваться и справляться с изменениями, происходящими вокруг них. СВЯЗИ: Как это связано с другими вещами? Мы живем в мире взаимодействующих систем, в котором почти все взаимосвязано — действия отдельных людей, сообществ, наций. ПЕРСПЕКТИВА: Какие другие точки зрения существуют? Все мы смотрим на события с разных точек зрения, а зачастую исходим из каких-то предубеждений. Они могут индивидуальными, отраслевыми или же основанными на социокулькультурных особенностях. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Какова наша ответственность? Мы не просто пассивные наблюдатели событий. Мы можем и должны выбирать: но делая выбор, мы можем привнести реальные изменения на персональном, общественном или глобальном уровне. РАЗМЫШЛЕНИЯ: Откуда мы это знаем? Как мы узнаем, в каких случаях мы правы? Размышления побуждают нас сосредоточиться на системе аргументации, а также на качестве и достоверности тех фактов, на которых мы основываем свои суждения. С самого раннего возраста эти дети учатся быть репортерами, умеющими находить — для различных задач — лучшие в мире решения. Одновременно они учатся мыслить творчески: придумывать еще лучшие решения и сообщать о них всему миру, используя новейшие возможности, предоставляемые цифровыми, мультимедийными технологиями. Школьные учителя выступают также в роли проводников или советников, которые поддерживают учащихся в развитии качеств, разделенных по 11 группам (см. постер на противоположной странице). В школе собралась группа высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, которая публикует образовательную программу школы в Интернете с использованием сетевых информационных технологий на основе открытого программного обеспечения. Эта сеть связывает учащихся, родителей, бабушек и дедушек, а также учителей, со всем миром. На сетевом сервере школы можно сохранить столько информации, сколько уместится на 14,5 млрд печатных страниц формата А4 мелким шрифтом, — или, например, это может быть 8 млрд страниц текста и несколько тысяч интерактивных видеофильмов и рисунков.
Это позволяет всем — как в школе, так и дома, — иметь практически мгновенный доступ к множеству разнообразных онлайновых услуг. Поскольку образовательная программа составлена по определенным темам, родители всегда знают, что именно в данный момент изучают их дети. Как в онлайне, так и в семейной и общественной деятельности они оказываются вовлечены в глобальный процесс обучения. Учащиеся могут также хранить на сервере цифровые «портфели» достижений, чтобы продемонстрировать свои успехи в области чтения, правописания, математики, музыки, искусства, компьютерных наук и всего остального, что вносит вклад в развитие граждан с глобальным кругозором. Только одно предупреждение: если вы соберетесь посетить OFS, будьте готовы коренным образом изменить все свои представления об обучении и преподавании*. * Интересный факт: в «Семейной школе для иностранцев» книга «Революция в обучении» использовалась как основное руководство, начиная с самых первых изданий — с 1993 г. Школа предоставляет бесплатный экземпляр книги почти всем преподавателям, обращающимся для устройства на работу, в качестве описания общей философии школы. Соавтор книги Драйден консультирует школу по различным вопросам, а в 1997 г. был даже директором ее Центра ускоренного обучения. Более полная информация о «революции в обучении» представлена на шестнадцати страницах обзора, выпускаемого школой, который можно найти в Интернете на сайте: www.ofs.edu.sg. Революция слияния Мичио Каку, профессор теоретической физики в Сити-колледже Нью-Йорка, в своей работе «Видения» (с подзаголовком «Как наука революционно изменит XXI столетие» (Michio Kaku, Visions: How science will revolutionize the 21st century) пишет: «В прошлом поистине революционные научные открытия, такие, как изобретение пороха, машин, парового двигателя, электричества и атомной бомбы, до неузнаваемости изменяли облик нашего мира. А как биомолекулярная, компьютерная и квантовая революции изменят облик XXI столетия?
Революционные открытия в области молекулярной биологии предоставят человечеству полное генетическое описание всех живых существ, которое позволит стать «хореографами» жизни на Земле. Компьютерная революция предоставит всем доступ к практически бесплатной и неограниченной компьютерной мощи, в конечном счете создав для нас искусственный разум. А квантовая революция даст нам новые материалы, новые источники энергии и, может быть, возможность создания новых форм материи». Ученый Каку, как и теолог Гиринг, ожидает появления нового глобального общества, «более не мучимое жестокими сектантскими, фундаменталистскими, националистическими и расистскими раздорами прошедшего тысячелетия». Он предвидит новую эру, в которой «компьютерная революция объединит всех людей посредством мощной глобальной телекоммуникационной и экономической сети; революция в области молекулярной биологии даст нам знания, необходимые для борьбы с болезнями и для обеспечения питанием растущего населения Земли; а квантовая революция обеспечит нас необходимой для построения планетарного общества энергией». На школьном уровне эти грандиозные преобразования предоставят материал для интегрированных, тематических занятий в качестве ключевых составляющих новой образовательной системы, необходимой для укрепления новой «революции слияния». Революция систем Питер Сенге, Маргарет Уитли и Ди Хок (Peter Senge, Margaret Wheatley, Dee Hock) относятся к тем, кто бросает вызов пока еще доминирующему старому стилю системных моделей индустриальной эпохи. Эти люди, делая акцент на модели нового мира, возникающего после квантовой революции, утверждают, что старые модели «приказ-контроль» полностью устарели. По словам Уитли, в соответствии с квантовым мировоззрением, «нигде на квантовом уровне не существует независимых объектов; всё взаимосвязано». По ее мнению, большинство систем должно сейчас рассматриваться как «сети отношений» (webs of relationships). Хок предложил использовать новое слово «хаорядок» (chaordic) как комбинацию двух английских слов: «хаос» (chaos) и «порядок» (order) для того, чтобы показать — общественные институты должны понимать, что, по сути, ничем не отличаются от самоорганизующихся, органических, растущих существ. Интернет сам по себе является «хаорядочной» организацией: как и все в природе, он представляет собой упорядоченную информационную сеть, но никто при этом ею не руководит. Несмотря на отсутствие «администрации», Интернет как система мгновенного обмена информацией невероятно эффективен. В 1996 г. пользователи имели доступ к 70 млн информационных страниц. К середине 2002 г. поисковая система Google может практически мгновенно осуществить поиск по 2073 млрд страниц. По прогнозам, к 2020 г. «пользователи Интернета будут иметь доступ ко всему объему опыта, накопленному человечеством на Земле, к коллективному знанию и мудрости, собранным за последние 5000 лет — то есть всей письменной истории человечества».
Движение за программное обеспечение с открытым доступом (open-source) — еще один пример «хаорядочной» организации. Линус Торвальдс (Linus Torvalds) из Финляндии, вдохновитель и создатель Линукс-систем, и Ричард Столлман (Richard Stallman) из США являются пионерами в области движения за «открытые источники». Программные продукты «Открытый источник» — программное обеспечение, включая и его программные коды, которое могут использовать бесплатно все, подписавшие специальное лицензионное соглашение; эти же люди гарантируют, что бесплатно поделятся со всеми другими участниками движения любыми улучшениями, вносимыми в программный код*. * Подписавшие лицензию могут продавать свои инновации. Некоторые из таких компаний, например Red Hat Linux, являются публичными компаниями. Но они должны предоставить бесплатно доступ к программному коду. Большинство участников движения открытых источников зарабатывают себе на жизнь, продавая тренинговые программы, дополнительные услуги и разнообразные рабочие «шаблоны», обеспечивающие более простое использование приложений. Это имеет далеко идущие последствия для будущего нового мирового сообщества. Традиционно университеты распространяли знания без ограничений. Сам по себе Интернет вырос из подобного же стремления. И движение за «открытые источники» работает на основе того же принципа: «вместе мы умнее, чем каждый из нас, поэтому давайте поделимся ключами к нашему коллективному разуму». Важнее то, что этот «принцип свободной передачи» может предоставить беднейшим государствам возможность бесплатно воспользоваться совместным вкладом в общее знание тысяч исследователей, преподавателей и учащихся. Дэвид Перри, основатель сингапурской «Семейной школы для иностранцев», считает, что открытый доступ к программным кодам для нас так же важен, как был важен для наших предков в течение многих веков доступ к алфавиту. «Более тысячи лет жители Западной Европы считали, что наш мир плоский, потому что у них не было печатных научных трудов, описывающих реальную ситуацию. Представьте себе, насколько невежественны мы были, если бы одна издательская компания владела исключительным правом на алфавит. В некоторой степени то же самое могло бы произойти и сегодня, если бы все основные источники программных кодов ИТ принадлежали отдельным компаниям». По его словам, ИТ-философия, принятая в его школе, — это по большей части ее философия образования. «Нашей целью является воспитание граждан мира, способных непредвзято воспринимать самые прогрессивные в мире идеи и знания». Наряду с этим, школа Перри олицетворяет ряд ключевых принципов «хаорядковой» организации нового типа. В качестве основы образовательной программы в ней используется всемирная программа Международного бакалавриата. В школе регулярно проводятся проверки знаний учащихся, которые должны соответствовать высочайшим стандартам МБ. В рамках общих стандартов в школе всячески поощряют положительную индивидуальную и коллективную инициативу всех преподавателей и учащихся, стремящихся превысить эти стандарты и поделиться своими открытиями с остальными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|