Использование лучших мировых методик преподавания
Ни одна школа, центр обучения или компания, организовывающая бизнес-тренинги и курсы переобучения, не может существовать в отсутствие опытных преподавателей. Никакие изменения в образовании не приведут к успеху, если не будет уделено особое внимание подготовке и постоянному совершенствованию учителей. Начальная школа Джона Элиота в Нидхаме, штат Массачусетс (John Eliot Elementary School, Needham, Massachusetts) — типичный пример такой необходимости. Эта школа — самая многонациональная в штате. В числе ее учащихся — афро-американцы, гаитяне, испанцы, вьетнамцы и выходцы из многих других азиатских и иных стран. Школа расположена в бедном районе, где живут люди с очень низкими доходами. В отличие от школы Кими Ора, эта школа существовала много лет до того, как в ней начались кардинальные преобразования, и уже через пять лет ее выпускники достигли самого высокого уровня оценок в штате Массачусетс. Одним из «катализаторов» всех успехов стала директор Мириам Крониш. Ее муж, архитектор Герберт Крониш, также внес огромный вклад. Он решил заняться преподаванием и получить степень магистра педагогики, прослушал курс введения в методики интегрированного ускоренного обучения под руководством д-ра Джона Грасси (Dr. John Grassi). Как вспоминает Мириам Крониш, «Герберт чувствовал тогда настоящий подъем, и его энтузиазм увлек меня». Грасси, безусловно, тоже можно назвать еще одним «катализатором» изменений. Поговорите с директором Крониш по телефону — и вы почувствуете, как провода буквально взрываются от волн энтузиазма: «Джон Грасси? Он человек Возрождения, человек будущего! Музыкант, поэт, волшебник. Вдохновитель и носитель изменений. Он знаком со всеми областями педагогики: дошкольной, начального образования, среднего и высшего; он знает большинство преподаваемых предметов: математику, географию, естественные науки».
По словам Крониш, изменения в школе произошли просто революционные. Что было главным в этом процессе? «Самое главное — подготовка преподавателей. Все наши учителя прошли систематическую подготовку у Джона Грасси. Но мы говорим не о лекциях. Обычно мы организовывали пять двухчасовых занятий в течение двух месяцев. Так нам удалось превратить каждое занятие в практическую модель изменений, которые могут быть осуществлены немедленно. Поэтому мы проводим одно занятие по математике, одно — по социальным наукам, одно — по языкам и сразу вводим изученные методики в практику. Мы экспериментируем». Что же изменилось? «Преподаватели полны энтузиазма. Учащиеся тоже. Учителя немедленно принялись писать пьесы, музыку, театральные сценки. С самого начала они поощряют «отождествление» и «персонификацию»: ребята разыгрывают роли всех изучаемых исторических личностей и изучают все предметы на практике. Дети просто расцвели». Посетив сегодня школу Джона Элиота, увидите, как четвероклассники учат грамматику, изображая спор игроков бейсбольной команды: они играют роли существительных, глаголов, наречий и прилагательных и спорят, кто из них наиболее важен для команды. Вернувшись на следующий день в школу, вероятно, встретите ту же самую группу детей, которая повторяет подобное в других классах. «Каждый ребенок стал учителем, — говорит Крониш. — Барьеры рухнули. Программа изменила каждого человека в школе». Одним из основных инструментов стали методики ускоренного интегрированного обучения. Вот как о них говорит Крониш: «Во-первых, они интегрированные, то есть во все предметы включается музыка, искусство, поэзия и драматургия. Кроме того, они развивают критическое мышление во всех областях. Я думаю, это послужило основной причиной, по которой мы возглавили рейтинг экзаменов МЕАР*: каждый ученик нашей школы вовлечен в процесс развития навыков критического мышления высшего уровня. Они занимаются этим, начиная с детского сада, поэтому к четвертому классу это становится для них второй натурой. Мы научились использовать в процессе обучения все наши чувства и наше тело».
* Массачусетская программа оценки результатов образования (Massachusetts Educational Assessment Program) Что представляет собой обычный класс? «Яркий, спокойный и полный веселья. В каждом классе установлены магнитофоны, и мы регулярно включаем разную музыку — расслабляющую, стиля барокко и другую». А как можно применять новые методики интегрированного обучения, например, в области естественных наук? «Что ж, вы можете увидеть учеников, исполняющих роль молекул, или животных, занесенных в Красную книгу. Это делает обучение более глубоким. И это весело». Школа Джона Элиота привлекает к своей работе все общество. Каким образом? Крониш с энтузиазмом объясняет это в присущей ей простой, лаконичной манере: «Общество целиком вовлечено в жизнь школы. Например, недавно у нас прошла полуторачасовая презентация, посвященная знаменитым афро-американцам. Учитель исполнял роль репортера кабельного телевидения, а ученики — роли известных людей. Мы пригласили всех родителей. Они были удивлены, взволнованы, изумлены и горды. Не только дети выучили историю, но и их родители тоже. Родители помогают нам и многими другими способами. Люди, живущие в округе, отнюдь небогаты. Но родители жертвуют своим временем и силами, приходя в школу в свои выходные, чтобы просто почувствовать себя важной частью школьной жизни, — потому что невозможно создать хорошую школу, не вовлекая в этот процесс общественность». Каково будущее образования в Америке? «О! — говорит Крониш. — Если бы у нас были силы, — а они у нас есть — на первое место, вероятно, надо поставить вопрос подготовки учителей. Недостаточно просто прочитать об новых методиках. Надо самому пройти определенный курс — так же, как это делает, например, актер или поэт. Только потом вы сможете передавать знания другим. Вот почему необходимо, чтобы все наши университеты и колледжи вводили в свои программы принципы интегрированного ускоренного обучения. Таково веление времени.
В американской системе образования требуется также уделять гораздо больше внимания исследованиям и развитию. Использовать уже достигнутые успехи. Кроме того, нам нужно более активное сотрудничество между школьными преподавателями и специалистами, чтобы разрушить существующие барьеры. И необходимо вовлекать в процесс образования все общество: родителей, фирмы — всех». Как на это реагируют преподаватели? Мириам Крониш применяет на практике все, чем она так восхищается. Телефонную трубку вдруг передают учительнице четвертых классов Розмари Грин: «Я работала учителем более 20 лет, и сейчас мне кажется, будто я родилась заново. Дети ощущают то же самое: они чувствуют, что в них верят, они возбуждены, вовлечены в процесс». Безусловно, результаты говорят сами за себя*. Частично они в результатах экзаменов: это верхние места в рейтинге экзаменов в штате, хорошо известном своей новаторской педагогикой. Но настоящие результаты можно видеть на лицах учащихся, преподавателей и родителей — если вы еще не услышали их в словах директора. * В первой редакции этой книги Джаннетт Вос назвала школу Джона Элиота лучшей школой Америки, аКрониш — лучшим директором. Естественно, к настоящему времени появились и другие сторонники этого мнения. В 1995 г. Крониш завоевала награду штата Массачусетс и национальную премию «Выдающийся директор начальной школы», — последняя присуждается Департаментом образования Соединенных Штатов и Национальной ассоциацией директоров начальных школ. С тех пор она получила еще две награды: премию Золотого Фонда, которой отмечают самые выдающиеся успехи в области образования, и «Преподаватель года» в 1996 г. от международного общества Бостонского университета «Пи-Ламбда-Тета». С момента выхода первого издания нашей книги школу Джона Элиота посетили сотни учителей со всех концов света.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|