Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анатомо-биологического обеспечения «Процесса познания».




Часть 1. Системный анализ основных философских категорий

Введение

 

Философский анализ потребности индивидуума в получении знаний о закономерностях существования и изменения внешней и внутренней среды.

0.1.1. Потребность индивидуума, принадлежащего биологическому виду Homo Sapiens, в сохранении собственного биологического выживания, относится к его основным биологическим потребностям. Но для лучшего аналитического понимания концепции, обозначаемой термином «Потребность», мы приводим выдержку из «Философского энциклопедического словаря» (Философский энциклопедический словарь / Редакционная коллегия: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв, С. М. Ковалёв, Н. М. Ланда, В. Г. Панов, В. С. Стёпин, П. Н. Федосеев. - 2 издание. - М., «Советская энциклопедия» 1989 - 815 с. ISBN 5-85270-030-4.) где авторами даётся общепринятое разъяснение трактовки этого термина: «Потребности, нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Биологическая потребность (в том числе и у человека) обусловлена обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. Источник развития этих потребностей - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, причём удовлетворение относительно элементарных (витальных) потребностей ведёт к зарождению новых, «... и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» [39, c. 27], т. е. отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде. «... Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны...» [39, c. 182]

Потребности общества, и, прежде всего, - экономические потребности, как основа всего общества, производства, - объективны. Потребности, осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами выступают в качестве их интересов.

В психологии потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворённость», «дискомфорт» - отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому потребности являются побудителями активности, цель которой - устранение такого несоответствия. Это возможно путём реального насыщения потребностей, а при отсутствии таких возможностей - путём подавления или замещения данной потребности другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных потребностей, невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.

Будучи выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, потребности обнаруживают себя в неосознанных влечениях и осознанных мотивах поведения. Человеческие потребности, как правило, имеют предметную направленность, которой предшествует так называемое поисковое поведение: общая, не конкретизированная потребность стимулирует поиск определённых способов и предметов её удовлетворения. Важнейшая особенность потребностей - их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворённых потребностей новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные потребности, а последующие её уровни - социальные потребности, высшее проявление которых - потребность в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.

В зависимости от системы отношений, в которую включено изучение человеческих потребностей, в современной науке применяются различные классификации потребностей:

-по сферам деятельности (потребность труда, познания, общения, рекреации и т. д.);

- по объекту потребностей - материальные и духовные, этические, эстетические и т. д.;

- по их функциональной роли - самосохранения и обеспечивающие развитие, первостепенные и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные и т. д.;

- по субъекту потребности - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные и т. д.

В отличие от биологизаторских концепций личности (см. фрейдизм), считающих ведущими в социальной активности индивида врождённые витальные потребности, которые, оставаясь неизменными, опредмечиваются в социально-конкретной форме, психологи-марксисты исходят из признания доминирующей роли социальных потребностей, освоенных индивидом в онтогенезе.» Стр. 499-500.

 

Потребность индивидуума в получении знаний о закономерностях существования и изменения внешней и внутренней среды.

0.2.1. У индивидуума, принадлежащего биологическому виду Homo Sapiens, все им производимые реакции в окружающих его внутреннем и внешнем мире являются инструментом сохранения собственного биологического выживания. Поэтому знания об объективных закономерностях, существующих в окружающем его внутреннем и внешнем мире, жизненно необходимы индивидууму для формирования собственных адекватных реакций, направленных на увеличение собственного биологического выживания.

0.2.1.1. Исходя из выше сказанного, мы можем говорить о том, что потребность индивидуума в получении знаний о закономерностях существования и изменения во внешней и внутренней среде, мы можем отнести к его основным биологическим потребностям.

Логически оформим данное выражение в виде вывода.

Вывод. 0.2.1.1.1.

Потребность индивидуума в получении знаний о закономерностях существования и изменения внешней и внутренней сред относится к основным биологическим потребностям индивидуума.

0.2.2. Исходя из выше сказанного, мы можем говорить о том, что процесс удовлетворения индивидуумом собственной потребности в получении знаний о закономерностях существования и изменения внешней и внутренней сред мы можем рассматривать как процесс удовлетворения индивидуумом своих основных биологических потребностей.

Логически оформим данное выражение в виде вывода.

Вывод. 0.2.2.1.

Процесс удовлетворения индивидуумом собственной потребности в получении знаний о закономерностях существования и изменения внешней и внутренней сред мы будем относить к процессам индивидуума, направленных на удовлетворение его основных биологических потребностей.

0.2.3. Если процесс удовлетворения индивидуумом собственной потребности в получении знаний о закономерностях существования и изменения внешней и внутренней среды обозначим философским термином «Познание», то мы можем перейти к следующему заключению: философская категория «Познание», которая описывает процесс удовлетворения индивидуумом собственной потребности в получении «Знания» о закономерностях существования и изменения внешней и внутренней сред, является философским инструментом описания процесса удовлетворения индивидуумом своей основной биологической потребности.

Логически оформим данное выражение в виде вывода.

Вывод. 0.2.3.1.

Философская категория «Познание», которая в системе философского мироописания описывает «Процесс удовлетворения индивидуумом своей собственной потребности в получении знаний о закономерностях существования и изменения внешней и внутренней сред» является философским инструментом описания процесса удовлетворения индивидуумом своей основной биологической потребности.

0.2.4. С учётом выше сказанного, мы можем говорить о том, что в процессе своего эволюционного развития «Биологический вид Homo Sapiens» пришёл к тому, что у «Индивидуума биологического вида Homo Sapiens» сформировался психофизиологический инструмент реализации его потребности в получении знаний об окружающем мире как о среде его биологического выживания.

Если сформулировать в общем виде введённую нами концепцию: «Психофизиологический инструмент реализации потребности индивидуума в получении знаний об окружающем мире», то под этим терминологическим обеспечением понимается существующий у индивидуума определённый анатомо-психофизиологический комплекс, структура которого состоит из:

Анатомо-биологического обеспечения «Процесса познания».

0.2.4.1.1. В общем виде под «Анатомо-биологическим обеспечением «Процесса познания»», сформированным у индивидуума в процессе эволюционного развития биологического вида Homo Sapiens, мы понимаем анатомические образования, создающие условия для адекватного функционирования рецепторного обеспечения зрительного, обонятельного, слухового, вкусового, кожного и др. анализаторов. Рецепторные обеспечения зрительного, обонятельного, слухового, вкусового и кожного анализаторов классическая философия и классическая психология называют «окнами», через которые индивидуум «общается» с внешним миром.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...