Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов. Анализ результатов. Практическое занятие №6. Тема: «Психологические особенности овладения профессией.




Обработка результатов

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим " ключом".

Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 14, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33


Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ " Да", и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ " Нет".

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.

Пол

Уровни эмпатических тенденций

высокий средний низкий
юноши 33-25 24-17 16-8
девушки 33-29 28-22 21-12


Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно понаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или сопечаливание, связана с умением человека " проникать" в чувственный мир других. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Иэ уровни эмпатических тенденции у юношей и девушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди'которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно " считывать" невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

По всей вероятности, непосредственный эмоциональный отклик определяется направленностью личности, которая выражается эмпатическими тенденциями, определяемыми тестом-опросником.

В случае низкого уровня эмпатических тенденций важно проанализировать вышеобозначенные факторы и продумать мероприятия, позволяющие " раскрепостить" и развить эмоциональную отзывчивость, столь необходимую в, педагогической деятельности будущего учителя.

Внимание следует обратить и на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, понаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело здесь оказывается в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой, делая тем самым их подножием для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей. Нужна программа выработки приемов эмоциональной защиты и дифференцированное отношение к соперникам и сотрудникам.

Раздел 3:

Практическое занятие №6

Тема: «Психологические особенности овладения профессией.

Психология жизненного пути»

Вопросы для самоподготовки.

1. В чем состоит сходство и различие понятий «труд» и «профессия».

2. Классификация профессий (по Климову).

3. Дайте определение понятию «профессиональная пригодность».

4. Перечислите внутренние психологические условия профессиональной деятельности. Фазы развития профессионала.

5. Что представляет собой индивидуальный стиль деятельности.

6. Назовите этапы развития личности человека.

7. Идеалы, модели для подражания.

8. Раскройте сущность понятия «профессиограмма».

 

Литература:

  1. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. Учебник: 5-е изд. Изд. «Академия», 512 с. 2014
  2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Учебник 4-е изд.. исп. и доп., 528 с. Изд. «Смысл» 2014
  3. Петрова Н. Н Психология для медицинских специальностей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /Петрова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.
  4. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, 2012.
  5. Дубровина И. В. Данилова Е. Е. Прихожан А. М. Психология. Учебник 12-е изд., 496 с. Изд. «Академия» Москва, 2014.
  6. Утлик Э. П. Психология личности. Учебное пособие 2-е изд. Исп. 304с. Изд. «Смысл» 2014
  7. Феоктистова С. В., Маринова Т. Ю., Васильева Н. Н. Психология учебное пособие М.: Издательский центр «Академия», 2-е изд. 2014. - 240 с.
  8. Дубровина И. В., Данилова Е. Е. Прихожан А. М. под ред. Дубровиной И. В. Психология. Учебник. 12- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 496 с.
  9. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии Учебное пособие 3-е изд.. М., Издательский центр «Академия», 2015. 176с.
  10. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ сост., - 4- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 368 с.

 

 

Темы рефератов:

1. Профессиональные деформации личности.

2. Требования профессии к личности медицинского работника.

3. Социализация личности – как процесс усвоения человеком социального опыта.

4. Профессиональные способности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...