Основные термины и понятия. Контрольный Тест. Задача 1. Основные термины и понятия. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности
Основные термины и понятия Труд_______________________________________________________________________________________________________ Профессия_________________________________________________________________________________________________ Специальность______________________________________________________________________________________________ Квалификация______________________________________________________________________________________________ Должность_________________________________________________________________________________________________ Профпригодность___________________________________________________________________________________________ Профориентация _____________________________________ _______________________________________________________ Профессиограмма___________________________________________________________________________________________ Психограмма_______________________________________________________________________________________________
Контрольный тест 1. Специфическими человеческими особенностями труда считаются: а) осознание цели до начала труда; б) осознанное использование средств и орудий; в) замена «орудиями» функций другого участка труда; г) все выше перечисленное.
2. Уровень профессионального мастерства это: а) должность; б) специальность; в) квалификация.
3. Основными компонентами пригодности человека к работе являются: а) гражданские качества; б) отношение к профессии; в) дееспособность; г) ____________________ д) ____________________
4. Негативное психическое состояние, возникающее в условиях монотонной работы _____________________________
5. Усталость бывает: а) физическая; б) __________________________ в) __________________________
6. Общечеловеческие способности это: а)способность к жизни; б) музыкальные способности; в) способность к общению.
7. Процесс, в результате которого, происходит усвоение и активное воспроизведение индивидуального социального опыта называется _____________________________________________
8. Установите соответствие
9. Перечислите основные потребности человека по А. Маслоу: ______________________________________________________________________________________________________________10. Неосторожное высказывание или действие медицинского работника, оказывающее на больного отрицательное влияние: ________________________________________________
Задача 1 Определите тип профессии (по Климову) 1. Передставители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования __________________________________________ 2. Работники имеют дело с неживыми техническими объектами труда_________________________________________ 3. Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, группы населения, люди различного возраста_______________________ 4. Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессии этого типа_________________________________________________ 5. Явления, факторы художественного отображения действительности – вот что занимает представителей профессии этого типа ______________________________________________
Задача 2 Определите степень профессиональной пригодности. 1. Имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с точки зрения медицины с работой в данной области________________________________________________ 2. У человека нет противопоказаний, но нет и показаний к работе в данной области __________________________________ 3. Противопоказаний к профессии нет, присутствуют некоторые личностные качества и интересы, способности_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Налицо явные признаки соответствия человека всем основным требованиям профессиональной деятельности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3 В приведенных примерах определите профессию, специальность, должность.
Приложение №6 Практикум
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вводные замечания. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью соответствующих опросников. Порядок работы. «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Лист для ответов
Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».
Опросник Дж. Холланда
Обработка результатов. Подсчитывается количество отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:
1-й столбец — реалистичный тип, 2-й столбец — интеллектуальный тип, 3-й столбец — социальный тип, 4-й столбец — конвенциальный тип, 5-й столбец — предприимчивый тип, 6-й столбец — артистический тип. Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду. Характеристика типов личности по Дж. Холланду 1. Реалистичный тип «Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт. 2. Интеллектуальный тип Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии. 3. Социальный тип Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика. 4. Конвенциальный тип Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор. 6. Артистический тип В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|