Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные термины и понятия. Контрольный Тест. Задача 1. Основные термины и понятия. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности




Основные термины и понятия

Труд_______________________________________________________________________________________________________

Профессия_________________________________________________________________________________________________

Специальность______________________________________________________________________________________________

Квалификация______________________________________________________________________________________________

Должность_________________________________________________________________________________________________

Профпригодность___________________________________________________________________________________________

Профориентация _____________________________________

_______________________________________________________

Профессиограмма___________________________________________________________________________________________

Психограмма_______________________________________________________________________________________________

 

Контрольный тест

1. Специфическими человеческими особенностями труда считаются:

а) осознание цели до начала труда;

б) осознанное использование средств и орудий;

в) замена «орудиями» функций другого участка труда;

г) все выше перечисленное.

 

2. Уровень профессионального мастерства это:

а) должность;

б) специальность;

в) квалификация.

 

3. Основными компонентами пригодности человека к работе являются:

а) гражданские качества;

б) отношение к профессии;

в) дееспособность;

г) ____________________

д) ____________________

 

4. Негативное психическое состояние, возникающее в условиях монотонной работы _____________________________

 

5. Усталость бывает:

а) физическая;

б) __________________________

в) __________________________

 

6. Общечеловеческие способности это:

а)способность к жизни;

б) музыкальные способности;

в) способность к общению.

 

7. Процесс, в результате которого, происходит усвоение и активное воспроизведение индивидуального социального опыта называется _____________________________________________

 

8. Установите соответствие

 

фаза адаптации поиск средств и способов обоз-начения своей индивидуализации
фаза индивидуализации усвоение действующих ценностей и норм общества
фаза интеграции использование полученных знаний, умений и навыков на практике

 

9. Перечислите основные потребности человека по А. Маслоу: ______________________________________________________________________________________________________________10. Неосторожное высказывание или действие медицинского работника, оказывающее на больного отрицательное влияние: ________________________________________________

 

Задача 1

Определите тип профессии (по Климову)

1. Передставители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования __________________________________________

2. Работники имеют дело с неживыми техническими объектами труда_________________________________________

3. Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, группы населения, люди различного возраста_______________________

4. Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессии этого типа_________________________________________________

5. Явления, факторы художественного отображения действительности – вот что занимает представителей профессии этого типа ______________________________________________

 

Задача 2

Определите степень профессиональной пригодности.

1. Имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с точки зрения медицины с работой в данной области________________________________________________

2. У человека нет противопоказаний, но нет и показаний к работе в данной области __________________________________

3. Противопоказаний к профессии нет, присутствуют некоторые личностные качества и интересы, способности_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Налицо явные признаки соответствия человека всем основным требованиям профессиональной деятельности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 3

В приведенных примерах определите профессию, специальность, должность.

Учитель _______________ Медсестра___________________
Учитель математики ____ _______________________ Старшая медсестра ____________ ______________________________
Завуч__________________  
Глав. врач______________  
Врач __________________ Слесарь____________________
Хирург_______________ Бригадир___________________  

                                                                                                                     

Приложение №6

Практикум

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вводные замечания. Согласно типологии личности американского психо­лога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реали­стичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определен­ными особенностями темперамента, характера и т. д. В связи с этим опреде­ленному психологическому типу личности соответствуют профессии, в ко­торых человек может достичь наибольших успехов.

Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществля­ется с помощью соответствующих опросников.

Порядок работы. «Предполо­жим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

Лист для ответов

  За
 
     
     
  10а 10б 11а
  11б 12а 12б 13а  
13б 14а 14б 15а   15б
16а 16б 17а   17б 18а
18б 19а   19б 20а 20б
21а     21б 22а  
  22б 23а     23б
24а   24б 25а 25б 26а
  26б 27а 27б 28а  
28б 29а 29б 30а   30б
31а   31б 32а 32б  
  33а 33б 34а   34б
35а 35б З6а   36б 37а
37б 38а   38б 39а 39б
40а     40б 41а  
  41б 42а     42б

Обведите кружком выбранный вами от­вет в регистрационном бланке».

Опросник Дж. Холланда

1а Инженер-технолог 2а Завуч по внеклассной работе 3а Дизайнер 4а Ученый-химик 5а Политический деятель 6а Повар 7а Адвокат 8а Воспитатель 9а Вязальщик 10а Нотариус 11а Переводчик художественной литературы 12а Педиатр 13а Заведующий магазином 14а Философ 15а Оператор ЭВМ 16а Садовник 17а Учитель 18а Художник по металлу 19а Гидролог 20а Заведующий хозяйством 21а Инженер-электронщик 22а Главный зоотехник 23а Спортивный врач 24а Водитель троллейбуса 25а      Копировщик 26а      Архитектор 27а Работник детской комнаты милиции 28а      Председатель колхоза 29а       Биолог 30а Архивариус 31а Стенографист 32а      Экономист 33а      Научный работник музея 34а       Корректор 35а       Радиооператор З6а Врач 37а Актер 38а       Археолог 39а Закройщик-модельер 40а       Часовой мастер 41а Режиссер 42а       Психолог 1б       Конструктор 2б  Председатель профсоюзного коми­тета 3б Чертежник 4б Бухгалтер 5б       Писатель 6б       Наборщик 7б       Редактор научного журнала 8б       Художник по керамике 9б       Санитарный врач 10б      Снабженец 11б Лингвист 12б Статистик 13б Фотограф 14б Психиатр 15б Карикатурист 16б Метеоролог 17б Командир отряда 18б Маляр 19б Ревизор 20б Дирижер 21б Секретарь-машинистка 22б Зоолог 23б Фельетонист 24б Медсестра 25б Директор 26б Математик 27б Счетовод 28б Агроном-счетовод 29б Офтальмолог 30б Скульптор 31б Логопед 32б Заведующий магазином 33б Консультант 34б Критик 35б Специалист по ядерной физике 36б Дипломат 37б Телеоператор 38б Эксперт 39б Декоратор 40б Монтажник 41б   Ученый 42б Поэт

Обработка результатов. Подсчитывается количество отмеченных от­ветов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Полу­ченные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:

1-й столбец — реалистичный тип,

2-й столбец — интеллектуальный тип,

3-й столбец — социальный тип,

4-й столбец — конвенциальный тип,

5-й столбец — предприимчивый тип,

6-й столбец — артистический тип.

Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, со­держащего наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.

Характеристика типов личности по Дж. Холланду

1. Реалистичный тип

«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ори­ентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объекта­ми и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с кон­кретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характер­ны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространствен­ное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

2. Интеллектуальный тип

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суж­дений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентиру­ется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает на­учные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передат­чиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профес­сии.

3. Социальный тип

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к об­стоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выра­жены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспи­тывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наибо­лее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педаго­гика.

4. Конвенциальный тип

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инст­рукции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, де­лопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсив­ность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В струк­туре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся заня­тия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концент­рации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в та­ких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, коо­ператор.

6. Артистический тип

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуи­цию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: не­зависимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого харак­тера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способнос­ти. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...