Реализм все более принимает критический характер.
Критический реализм как художественный метод нашел свое дальнейшее развитие в творчестве виднейших русских писателей XIX в. Их произведения окончательно преодолели отжившие эстетические нормы и, опираясь на опыт Пушкина и Гоголя, приобрели черты критического реализма, что создало предпосылки для более сильного воздействия творчества писателей и поэтов на всю русскую культуру. Литература критического реализма заключала в себе глубокое и своеобразное содержание. Она реалистически разоблачала кризисное состояние русского общества. Литература раскрывала проявления этого кризиса в человеческих характерах, отношениях, переживаниях. Она показывала политическую косность чиновничьей власти, паразитическое вырождение и нравственный кризис дворянства, неразвитость и ограниченность буржуазных слоев, идейно-политическую слабость и трусливость либерального движения, закабаленность и отсталость трудящихся народных масс, слабость сил революционной демократии. Но вместе с тем литература обнаруживала и возможности прогрессивного развития, таившиеся в русском обществе, в его демократических слоях, — неиссякаемую способность народных масс к созидательному труду, их самоотверженность в защите интересов родины и в борьбе за свое освобождение,, а также неиссякаемость умственных и нравственных сил демократической интеллигенции, ее активность в борьбе за освобождение народа. Все эти особенности содержания художественной литературы вызывали переосмысление и переработку старых принципов и форм изображения жизни и возникновения новых. Так, раскрытие глубокой внутренней неудовлетворенности и нравственных исканий в среде господствующих слоев и разночинной интеллигенции привело к развитию жанра социально-бытового романа и повести, психологических по изображению характеров героев. Наибольшие достижения принадлежали в этом жанре Л.Н. Толстому, Тургеневу, Достоевскому. Изображение идейно-политической борьбы революционной демократии приводило к появлению романов, политических по проблематике и конфликтам. Такие романы характерны для творчества Чернышевского, Слепцова, Омулевского, Степняка-Кравчинского и других писателей. Оба вида романов отличались остротой постановки социальных и идеологических проблем. Рассматриваемый период был временем расцвета проблемного романа, в котором критический реализм нашел наиболее яркое проявление.
В «Записках из мертвого дома» (1861—1862) Достоевского и романе Писемского «Тысяча душ» (1858) представлена картина крепостнической России, ее нищеты, бесправия и Угнетения. Социальные и психологические предпосылки возникновения «лишних людей» исследовал Гончаров в романе «Обломов» (1859). Показав историческую бесперспективность «людей 40-х годов», русская литература и критика поставили вопрос о новом типе героя-деятеля. В образе Инсарова (роман «Накануне», 1860) Тургенев первым воплотил свои представления о деятеле, лишенном трагической раздвоенности. В романе «Отцы и дети» (1862) он показал «русского Инсарова» — демократа, «нигилиста» Базарова, становящегося реальной силой русской жизни. Жизненное кредо Тургенева — противника насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных, пожалуй, наиболее точно высказывается в маленькой поэтической зарисовке — небольшом рассказе «Воробей»: «Только любовью держится и движется жизнь». Образец романа о «новых людях» и совершенно других — противоположных общественных позициях — «Что делать?» (1863) Чернышевского, где писатель решает труднейшую задачу литературного воплощения социалистического идеала, впервые создавая образ профессионального революционера.
Памятником идейных 60-х годов стали художественные мемуары Герцена «Былое и думы» (1852—1868). Под влиянием идей Герцена — основоположника крестьянского социализма в России — почти все революционеры этого периода признавали и обосновывали особые пути развития России, которые позволят ей миновать стадию капиталистического развития и перейти к социализму через крестьянскую общину. Главным объектом художественного исследования в 60-е годы становится жизнь народа, а одним из основных литературных жанров — очерк, призванный рассказать трезвую правду о народе. Особое развитие очерк получил в творчестве писателей-разночинцев Н.В. Успенского (1837—1889), Ф.М. Решетникова (1841—1871), В.А. Слепцова (1836—1878), Н. Г. Помяловского (1835—1863), А.И. Левитова (1835—1877) и др. Знамением времени стал цикл Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» (1856— 1857), в которых отдельные эпизоды сложились в широкую социальную картину русской жизни, свидетельствующую о неизбежности близких перемен. Очерки Щедрина противостояли либерально-«обличительной» литературе, представленной произведениями А.А. Потехина (1829—1908), В.А. Сологуба, М.П. Розенгейма (1820—1887), П.И. Мельникова-Печерского (1818— 1883), позднее ставшего талантливым бытописателем русского раскола. Почти одновременно с романами о «новых людях» (среди них «Мещанское счастье» и «Молотов», оба — 1861 г., Помяловского), появились и так называемые антинигилистические романы: «He-324 куда» (1864) и «На ножах» (1870—1871) Н. С. Лескова (1831— 1895), «Взбаламученное море» (1863) А. Ф. Писемского (1821— 1881), «Марево» (1861) В. П. Клюшникова (1841—1892), «Кровавый пуф» (1869—1874) В. В. Крестовского (1840—1895) и др. Цель такого рода произведений была в дискредитации революционеров, чьи идеи якобы враждебны народу и чужды русскому сознанию. Борьба двух направлений развернулась и в поэзии. С одной стороны, ее вели поэты-демократы Н.А. Некрасов, Д.Д. Минаев (1835—1889), В.С. Курочкин (1830—1875), И.С. Никитин (1824— 1861), М.Л. Михайлов (1829—1865) и др., с другой — сторонники «чистого искусства»: А. А. Фет (1820—1892), Я.П. Полонский (1819—1898), А.Н. Майков (1821—1897) и др. Решительную реформу русской поэзии и русского стиха осуществил Некрасов. Он поднял до высот искусства то, что считалось прозой жизни, услышал поэтическое звучание непоэтических тем и слов, расширил жанровые и тематические границы лирики. Однако и сторонники «чистого искусства» оказались важным звеном в истории русской поэзии.
Фет дал высокие образцы пейзажной и любовной лирики, открыл новые музыкальные возможности стиха27. За рамки «чистого искусства» выходит многими своими мотивами поэзия Я. П. Полонского и творчество А. К. Толстого (1817—1875), тонкого лирика, сатирика и юмориста, автора исторического романа «Князь Серебряный» (1862) и драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» (1866—1870). Хотя Толстой отрицательно относился к революционному движению и революционной мысли 60-х годов, неоднократно говорил о своей неприязни к демократии, социализму и материализму, но он боролся с революционной мыслью не с официозных позиций. Он в то же время крайне отрицательно относился к современным ему правительственным кругам и правительственным идеологам. Его письма и юмористические стихи пестрят злыми насмешками над министрами и другими представителями высшей бюрократии, которую поэт считал каким-то наростом, враждебным подлинным интересам России. Толстой негодовал на деятельность Третьего отделения и цензурный произвол. Вообще он чувствовал себя социально одиноким и сам называл себя «анахоретом», отшельником, находящим истинное отдохновение только на лоне лрироды: «И ничего в природе нет, что бы любовью не дышало» (А. Толстой). Во второй половине 60-х и в 70-х годах написаны наиболее значительные из его сатир, направленных как против революционного лагеря, так и против бюрократических кругов и официальной идеологии. Последние («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», «Сон Попова») не могли быть напечатаны при его жизни и распространялись в многочисленных списках. И в этом, конечно же, нет ничего удивительного: достаточно привести в пример несколько отрывков из его поэмы «История государства Российского»:
Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет.
А эту правду, детки, За тысячу уж лет Смекнули наши предки: Порядка-де, вишь, нет.
И стали все под стягом И молвят: «Как нам быть? Давай пошлем к варягам: Пускай придут княжить».
Умре Владимир с горя, Порядка не создав. За ним княжить стал вскоре Великий Ярослав.
Оно, пожалуй, с этим Порядок бы и был; Но из любви он к детям Всю землю разделил. Плоха то, Давай тузить друг друга: Кто как и была услуга, А дети, видя чем во что!
Узнали то татары. «Ну, — думают, — не трусь!» Надели шаровары, Приехали на Русь.
Иван явился Третий; Он говорит: «Шалишь! Уж мы теперь не дети!» Послал татарам шиш.
И вот земля свободна От всяких зол и бед И очень хлебородна, А все ж порядка нет.
Ходить бывает склизко По камешкам иным, Итак, о том, что близко, Мы лучше умолчим. Подъем общественного сознания в предвестии перемен коснулся и драматургии. Острозлободневная трилогия А. В. Сухово-Кобылина (1817—1903) объединила социально-бытовую комедию «Свадьба Кречинского» (1855), сатирическую драму «Дно» (1861) и трагический фарс «Смерть Тарелкина» (1868). С первой антикрепостнической трагедией «Горькая судьбина» (1859) выступил Писемский. Нравственно-обличительные пьесы Островского «Темное царство», «В чужом пиру похмелье», 1856; «Доходное место», 1857; «Воспитанница», 1859; трилогию о Бальзаминове (1857—1861) и его драму «Гроза» (1859) Добролюбов расценил как предзнаменование близкого крушения феодальных устоев старой России. Вторая половина 60-х годов выдвинула новые имена, среди которых особое место занимает Г. И. Успенский (1843—1902). В его цикле очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866) отразились пореформенное время, обнищание мастерового люда; в цикле «Разорение» (1869—1871) появился один из первых в русской литературе образ героя-обличителя и правдоискателя из рабочей среды. Новые циклы («Признаки времени», 1863—1874; «Помпадуры и помпадурши», 1863—1874) создал Салтыков-Щедрин. Наблюдения писателя над русской жизнью вылились в обобщение огромной силы — «Историю одного города» (1869—1870); город Глупов — символ государственности, основанный на угнетении, произволе и деспотизме. Сатира Щедрина приобретает гротескные и фантастические формы, выражая идею «призрачности» реальной жизни современного общества. В конце 60-х годов появилось одно из величайших произведений русской и мировой литературы — роман «Война и мир» (1866—1869) Л. Н. Толстого (1828—1910). Он начал литературную деятельность в 50-х годах («Детство», «Отрочество», «Юность», 1852—1857; «Севастопольские рассказы», 1855—1856; «Утро помещика», 1856). Тогда же Чернышевский определил его художественный метод как «диалектику души». Гениальное проникновение в психологию человека, тончайший анализ его душевных движений и эволюции характера, искусство передачи «внутреннего монолога» — все эти черты метода Толстого, обогатившие впоследствии все мировое искусство, проявились в повести «Казаки» (1863) и в полной мере в романе «Война и мир». Толстой создал новаторскую художественную форму романа. «Война и мир» — национальная народная эпопея, в которой охвачены судьбы народов и частная жизнь людей; реальные исторические события, исторические деятели органически связаны с нравственными и философскими исканиями вымышленных героев. «Сцепление всех со всем», по выражению Толстого, составляет главный композиционный принцип романа.
В 60-е годы определился новый этап в творчестве Достоевского (1821—1881) как создателя идеологического романа. В «Преступлении и наказании» (1866) он утверждает необходимость борьбы с миропорядком, основанным на страданиях и унижении человека человеком. В то же время Достоевский отрицает насильственные меры переустройства мира. В романе «Идиот» (1868) Достоевский воплотил идеал «положительно-прекрасного человека», идеал христианской морали и единения людей на основе всеобщей любви. Роман «Бесы» (1871— 1872) был воспринят демократическим лагерем как злободневный памфлет, направленный против русских революционеров, но в нем содержалась и критика либерализма, а также мелкобуржуазных извращений социалистических идей и революционной практики, характерной для «нечаевщины».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|