Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романы Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и Достоевского стали важной вехой на пути развития духовной культуры человечества.




В творчестве Островского пореформенная действительность предстала тем же «темным царством», постоянно порождающим стремление вырваться из него. В пьесах Островского 70-х годов были поставлены новые проблемы. О неизбежности ухода дворянства с исторической арены и нравственной чистоте людей, не желающих принять мир наживы и лжи, говорилось в драме «Лес» (1871); о власти денег, определяющей всю жизнь человека и калечащей его душу, — в пьесах «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), «Бесприданница» (1879) и др.

Драматургия Островского оказала влияние на становление сценического реализма в России и реалистической школы актерского мастерства.

В 70-е годы развернулось творчество Н. С. Лескова. Для этого он выступал как автор артистически тонких и глубоко правдивых произведений из народной жизни («Житие одной бабы», 1863; «Леди Макбет Мценского уезда», 1865, и др.) и в то же время как автор антинигилистических романов. Эти две линии причудливо переплелись в романе «Соборяне» (1872), где есть и карикатурное изображение нигилистов, и понимание силы и величия русского характера. «Соборяне» положили начало серии произведений Лескова о русских «праведниках». Художественная палитра его чрезвычайно многогранна (сказания, повести, рассказы, легенды, памфлеты).

«Нравописательные» романы публикуют и такие писатели, как Мельников, Стебницкий, Боборыкин, Марко Вовчек. Выходят из печати исторические драмы Мея, Аверкиева, чья драма «Василий Темный» получила широкую известность.

Во второй половине XIX в. в России усиливается интерес к тем процессам, которые протекали в это время в западноевропейской культурологии. Об этом можно судить по умножающемуся числу переводов речей немецких, французских, английских культурологов, а также философов, психологов, литературоведов и искусствоведов, в которых ставились серьезные культурологические проблемы. Эти публикации имели большое значение, так как благодаря им основные идеи, концепции, учения западноевропейских мыслителей становились доступными не узкому кругу специалистов, а широким слоям интеллигенции, студенческой молодежи. Достаточно характерный пример — рассказ И. Е. Репина в его воспоминаниях «Далекое близкое» о том, как студенты Академии художеств «запоем» читали сочинения Прудона и Оуэна наряду с работами Чернышевского и Писарева, вырабатывая на этой основе свои демократические воззрения28.

В 1847 г., еще при жизни Белинского, была начата публикация «Лекций по эстетике» Гегеля. В этом году вышли только две части, а третья — что вполне понятно в тех исторических условиях — увидела свет только в 1860 г. (новое издание состоялось в 1869 г.). В середине века больше никого из классиков немецкой идеалистической эстетики в России не переводят, а начиная с 60-х годов активно публикуют переводы, с одной стороны, представителей социалистически-утопической и социологической ориентации, а с другой — представителей позитивизма. Так, к первому из этих направлений русский читатель приобщался благодаря выходу в свет в 1860 г. трактата П. Прудона «Искусство, его основание и общественное назначение» (новое издание было осуществлено в 1895 г.), работ М. Гюйо «Искусство с точки зрения социологии» и «Задачи современной эстетики», опубликованных в начале 90-х годов, брошюры Г. Тарда «Сущность искусства» (1895); второе направление было представлено «Происхождением Человека» (1871) Ч. Дарвина, сочинениями Г. Спенсера, шеститомное собрание которых выходило в 1866—1869 гг., книгой Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» (1875). В этом свете становится понятным появление в 1878 г. работ Вл. Вольяновича и Л. Оболенского, пытавшихся подвести под эстетику психофизиологический фундамент.

Позиция отдельных людей, социальных прослоек и классов в общественной борьбе 60—70-х годов XIX в. определялась их отношением к нарастающей крестьянской революции.

Революционеры-«шестидесятники», преемники Белинского и Герцена, были наиболее последовательными и боевыми выразителями интересов крестьянства. Во главе их стоял Н.Г. Чернышевский. Его единомышленниками и ближайшими сподвижниками были Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Революционные демократы были убеждены, что народ освободит не царская милость, не правительственная реформа, а только победа революции.

Революционеры-демократы выступали против всей самодержавно-крепостнической системы и против либерализма в общественном движении и искусстве. (Нельзя не признать, что именно этот крайний экстремизм, исторически присущий нашему революционно-освободительному движению, является причиной трагедии демократического движения в целом в нашей стране.)

Либералы осуждали «крайности» самодержавия и крепостничества, некоторые из них подвергались гонениям со стороны правительства, хотя далеко не столь яростным, как революционеры-демократы. Но со временем в устах революционеров-демократов слово «либерал» стало обозначать деятеля, который призывает к свободе на словах, но вольно или невольно предает ее на деле.

К числу таких либералов относился и упоминавшийся ранее талантливый поэт, драматург и прозаик А.К. Толстой (1817— 1875). Он был идейным противником революционной демократии, но не раз выступал в защиту тех, кто оказывался жертвой николаевских жандармов (Т.Г. Шевченко, Н.Г. Чернышевский);

он зло и остроумно высмеивал тупость и бездарность русского самодержавия, печатал в передовых русских журналах сатирические стихи, направленные против реакционной литературы.

Другие русские писатели, ставшие классиками отечественной литературы, такие, как А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и др., также выступали против революционной демократии, но своим творчеством содействовали освободительному движению, воспитывали патриотизм и свободолюбие, ненависть к деспотизму и сочувствие к обездоленным людям труда.

Характерно в этом отношении и творчество И.А. Гончарова (1812—1891), одного из крупнейших писателей второй половины XIX в. Автор антикрепостнического романа «Обломов» видел путь освобождения России от рабства не в крестьянской революции, а в реформах, осуществляемых под руководством правительства. Но это не помешало его стремлению к жизненной правде, что содействовало раскрытию во всей ее глубине влияния рабства на душу человека. Тонкий лирик, блестящий мастер стиха, А. А. Фет тоже пытался отделить свое поэтическое творчество от общественной позиции и житейских дел. Фет, по словам Л. Н. Толстого, проявил «лирическую дерзость, свойство великих поэтов». Он сумел открыть в жизни природы, в духовном мире людей то, чего никто до него не подмечал.

Лучшие стихи Фета вошли в сокровищницу русской литературы и помогают воспитывать любовь к родному слову, к родной природе, внимание к духовной жизни человека.

На стихи Фета, отличающиеся богатством ритмов и мелодичностью, крупнейшие русские композиторы написали множество романсов: «На заре ты ее не буди» (музыка Н.Е. Варламова), «Я тебе ничего не скажу...» (музыка П.И. Чайковского), «О, долго ль буду я в молчанье ночи тайной...» (музыка С. В. Рахманинова) и др.

Это только один из множества примеров, свидетельствующих о том, как расширяется взаимное обогащение искусства, начавшееся в эпоху Пушкина и Глинки, Гоголя и Федотова, Белинского и Щепкина29.

Принципиально новая стадия развития реалистической лирики была намечена ранней поэзией Н. А. Некрасова (1821—1877). Она вовлекла в сферу эстетически значительного новый круг фольклорных мотивов и стихию городского просторечия, открыла трагический потенциал в жизни современного города в духе натуральной школы, смело использовала драматические и фабульные элементы. Многообразие реалистических исканий подготавливало грандиозные синтетические построения русского реализма второй половины XIX в.

Подлинной «энциклопедией русской жизни» 70-х годов явилась поэма «Кому на Руси жить хорошо?» (1866—1876), в которой отразились закат помещичьей власти, крестьянская реформа и ее последствия, вековое терпение и нарастающий протест народа. Поэма Некрасова стала новаторским художественным явлением в истории русского реалистического эпоса: не отдельное лицо, а народ ее главный герой.

Во второй четверти XIX в. появилось немало пьес охранительного содержания. Но были поставлены и «Горе от ума» А.С. Грибоедова, и «Ревизор» Н.В. Гоголя.

С развитием драматургии Гоголя, Тургенева и особенно молодого Островского (1823—1886) в репертуаре русского театра все более утверждалась реалистическая драма. Ее успех во многом определялся талантливой игрой замечательных русских актеров Малого театра в Москве и Александрийского в Петербурге М.С. Щепкина, П.М. Садовского, А.Е. Мартынова и др. Они «создали правду на русской сцене», способствовали утверждению реализма на подмостках русского театра. С успехом ставились и пьесы Н. В. Сухово-Кобылина.

И в 70—80-х годах главными театрами страны по-прежнему оставались Малый и Александрийский. Пьесы уже зрелого мастера А. Н. Островского открыли новую эпоху в драматургии. С его именем связано создание русского национального театра. На сцене выступали не только такие уже прославленные актеры, как П.М. Садовский, А.Е. Мартынов, но и не менее талантливые молодые П.А. Стрепетова, А.И. Сумбатов, М.Н. Ермолова, И.П. Самарин.

В 1852 г. была отменена монополия казенных театров. Появилось много новых трупп (в том числе и в небольших городах), совершавших гастрольные поездки по всей России. Провинциальная сцена дала остальным театрам много выдающихся деятелей театрального искусства: М.С. Щепкин, П.М. Садовский, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, С.Н. Давыдов, А.А. Остужев и др. В конце 70-х годов начинается театральная деятельность К.С. Станиславского.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...