Благотворное влияние передовой литературы и драматургии сказывается и на развитии русского музыкального искусства.
А. С. Даргомыжский, отстаивая правду жизни в музыке, поддерживает и вдохновляет кружок молодых музыкантов, названный позднее искусствоведом В.В. Стасовым «Могучей кучкой». Члены этого кружка — М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, Ц. А. Кюи — были не только музыкантами, но и мыслителями, близкими по своим взглядам к демократически настроенным деятелям русской культуры. Даргомыжский участвовал в издании боевого революционно-демократического журнала «Искра». «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям» — так определил Мусоргский требования к музыке, выражая взгляды своего кружка. Члены «Могучей кучки» создали произведения, которые составляют гордость русского и мирового искусства. Это «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова и многие другие оперы, романсы, симфонические произведения. Реалистическое раскрытие внутреннего мира человека, обращение к сложным философским проблемам, внутренний драматизм, свойственные русской литературе во второй половине XIX в., нашли гениальное воплощение и в музыке П. И. Чайковского, занимающего особое место в русской музыке. В поисках идей и сюжетов для своих произведений композитор часто обращался к литературе, к творчеству Пушкина, Фета, А. Толстого. Симфонии Чайковского, его балеты, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» исполняются в наши дни во всем мире. В 1862 г. в Петербурге открывается консерватория, в 1866 г. — в Москве. В том же 1862 г. в Петербурге открылась бесплатная музыкальная школа. Во второй половине XIX в. русский балетный театр шел по пути обновления. Балетмейстер М. И. Петипа продолжил в канонах академизма процесс симфонизации танца, начатый романтиками. В балетах «Царь Кандова» Пуньи (1868), «Баядерка» Минкуса (1877) Петипа сделал основой спектакля ансамбли классического танца. Поиски балетмейстера завершила встреча с композитором П. И. Чайковским. Через 13 лет после неудачной постановки «Лебединого озера» в Москве балетмейстером В. Рейзингером (1877) Чайковский и Петипа создали балет «Спящая красавица». В музыкально-хореографических кульминациях сим-фонизированного балетного действия — центральных адажио и вариациях каждого акта— проводилась тема любви, побеждающей зло. Те же принципы балетной драматургии Петипа сохранил и в работе с А. К. Глазуновым («Раймонда», 1898; «Времена года», 1900). Балеты этих композиторов явились вершиной балетного симфонизма.
Вспоминая слова Глинки о народном происхождении музыкальной культуры, следует остановиться на истории русского музыкального фольклора. Она характеризуется возникновением новых произведений и циклов в пределах одного жанра и сменой жанров — угасанием одних и появлением других. Так, в XIX в. на первое место в песенной лирике выдвинулись частушка и романс, в XX в. прекратила живое бытование былина. Ряд жанров и произведений фольклора перешел в музыкальное творчество композиторов. Среди художников пера и кисти росло стремление приблизить искусство к жизни, откликнуться своими произведениями на волнующие вопросы действительности. Однако академический классицизм со своими мертвыми канонами продолжает оставаться официальным направлением в художественной культуре России. В стороне от новых веяний находилась и Академия художеств в Петербурге — главный центр русской живописи. Ее мэтры придерживались религиозной и мифологической тематики. В 1863 г. группа выпускников академии, допущенных к конкурсу на золотые медали, потребовала свободного выбора сюжетов. Администрация академии настаивала на обязательных из мифологии. Тогда 14 выпускников отказались от участия в конкурсе, вышли из академии и создали Артель петербургских художников. Вождем «бунта 14» был И. Н. Крамской (1837— 1887), впоследствии выдающийся мастер портретной живописи, теоретик искусства, автор известных картин «Христос в пустыне», «Неутешное горе», «Майская ночь». Он горячо выступил против оторванного от жизни искусства.
В 1869 г. художник Г. Г. Мясоедов (1835—1911) предложил создать Товарищество передвижных художественных выставок. Проект устава Товарищества поддержали крупные художники. Под ним подписались Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, И.Н. Крамской, К.В. Лемах, Н.Н. Ге, В.И. Якоби, М.К. Клодт, В.М. и А.М. Васнецовы, И. И. Левитан, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, Н.А. Ярошенко, позднее И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев. Так, в 1870 г., по сути, на основе артели в Москве возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Вскоре его руководителем стал приехавший в Москву И. Н. Крамской. Это объединение ежегодно устраивало выставки произведений художников и перемещало их из города в город. Это была замечательная форма популяризации искусства. Выставки, организованные передвижниками в разных городах России, познакомили русское общество с такими созданиями реалистического искусства, как «Петр I допрашивает царевича Алексея...» Н.Н. Ге, «Курсистка» Н. Я. Ярошенко, «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, и многими другими. Всегда оставаясь верными правде жизни и демократическим идеалам, передвижники касались самых разнообразных сторон жизни. Достаточно вспомнить картины В. Г. Перова, рисующие безрадостное детство («Тройка»), горе крестьянки-вдовы («Проводы покойника»), обличающие лицемерие и корыстолюбие духовенства («Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), самодовольную тупость купечества («Приезд гувернантки в купеческий дом»). С передвижниками был связан в начале своего творческого пути И.Е. Репин (1844—1930), великий реалист, соратник Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Передвижником стал и И.И. Левитан (1861—1900), друг А.П. Чехова. Тонкий лирик, влюбленный в родную природу, Левитан в своих пейзажах раскрывал духовный мир человека, жаждущего гармонии и красоты.
В передвижных выставках участвовали и замечательные мастера русского пейзажа, сумевшие раскрыть удивительную красоту, задушевность в простой русской природе. И. И. Шишкин (1832—1898) прославил свое искусство прекрасными картинами русского леса. Известна также его картина «Рожь». А. И. Куинджи (1842—1910) посвятил свои холсты красоте Украины («Лунная ночь на Днепре»). Рано погибший от чахотки Ф.А. Васильев (1850—1873) создал превосходные пейзажи «Баржи на Волге», «Мокрый луг», «Оттепель», «Перед дождем». Очень своеобразен и национален в своем творчестве В.Д. Поленов (1844—1927) («Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»). Заметный след в русской живописи оставили и такие самобытные, не входившие ни в какие объединения художники, как маринист Айвазовский, исторические живописцы Серов, Семирадский и Флавицкий, жанристы или батальные живописцы Штеренберг, Верещагин. Передовые люди пореформенной России всячески поддерживали художников и помогали им. Одним из меценатов национального искусства был богатый строитель Северной железной дороги Савва Иванович Мамонтов. Его дом в Абрамцеве под Москвой стал излюбленным местом встреч и работы многих художников30. Здесь Репин задумал своих «Запорожцев», Васнецов написал «Богатырей» и «Аленушку», Врубель создал мастерскую художественной керамики, Серов написал свою знаменитую «Девочку с персиками». Натурой для него была дочь Мамонтова Верочка. Создание знаменитой абрамцевской церкви — плод коллективных усилий художников и мецената. Другой меценат — московский купец и промышленник Т.М. Третьяков с 1856 г. систематически покупал лучшие холсты художников и создал богатую картинную галерею русской живописи. В 1893 г. он принес ее в дар Москве. В настоящее время Третьяковская галерея является крупнейшим художественным музеем России. И лучшие полотна передвижников навсегда заняли в ней свое место. «Моя идея была с самых малых лет, — писал П. М. Третьяков незадолго до передачи галереи в дар городу, 23 марта 1893 г., дочери Александре, — наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь».
Московская династия Третьяковых началась в 1774 г., когда купец Елисей Мартынович с женой Василисой и двумя сыновьями приехал из Малого Ярославца. После женитьбы в 1865 г. П.М. Третьякова на Вере Николаевне Морозовой, ученице знаменитого в те годы музыканта-педагога И.В. Риба, дом Третьяковых стал своеобразным культурным центром Москвы. В гости к молодой чете приходили именитые писатели, художники, музыканты. В их числе Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, В.В. Стасов и многие другие. Отдавая собиранию картин все свободное время, Третьяков, тем не менее, семейное дело ставил прежде всего. Собиранию картин пунктуальный Третьяков отводил строго назначенное время: в праздничные дни после обедни он посещал мастерские художников и антикварные лавки. Купленные картины не просто украшали галерею Третьякова в Москве. В отличие от других коллекционеров, стерегущих живописные полотна от чужого глаза, Павел Михайлович открыл галерею для публичных посещений. П.М. Третьяков строго следил за порядком в залах, ревниво следил за посетителями галереи. Однажды ему сообщили, что в залах стала собираться какая-то странная публика: небрежно одетые, развязные группы располагались у стен зала и довольно громко перешептывались. Между ними сновала грубо размалеванная женщина. На картины они не смотрели, зато зорко приглядывались друг к другу. Особенно часто такие группы появлялись в ненастную погоду. Оказалось, московские свахи облюбовали галерею для смотрин женихов и невест. Павел Михайлович, когда ему доложили, сотрясаясь от смеха, сказал: «Пускай хоть таким образом приобщаются к искусству. Может быть, впоследствии кое-кто серьезно заинтересуется. А пока дорогу к нам узнали, и то ладно». После посещения галереи государь соизволил пожаловать Павлу Михайловичу звание дворянина. На что Третьяков ответил: «Очень благодарен Его Величеству за великую честь, но от звания дворянина отказываюсь... Я родился купцом, купцом и умру». Умирая в окружении родных и близких, Третьяков произнес последние слова: «Берегите галерею и будьте все здоровы». Незадолго до смерти в духовном завещании появилась приписка: «Нахожу неполезным и нежелательным для дела, чтобы художественная галерея пополнялась художественными предметами после моей смерти, так как собрание и так уже очень велико... да и характер собрания может измениться».
Несомненно, наряду с такими бескорыстными жертвователями, как П.М. Третьяков или С.Т. Морозов и С.И. Мамонтов, было немало купцов, рассматривавших благотворительную деятельность в первую очередь в плане достижения более высокого социального статуса. Большим уважением среди предпринимателей пользовалось жалованное дворянство, когда тот или иной купец (порой вместе с семьей) именным высочайшим указом возводился в «потомственное Российской империи дворянское достоинство». Но когда в 1897 г. П.М. Третьякову была вручена грамота почетного гражданина России, коммерции советник с гордостью принял ее. Надо сказать, что грамоты, вручаемые почетным гражданам, представляли собой очень ценные художественные произведения. Заказывали их у лучших художников. Павлу Третьякову грамоту расписывал Виктор Васнецов. Первую грамоту почетного гражданина реформатор Александр II вручил в 1866 г. московскому городскому голове князю Щербатову. Спустя 9 лет этого звания удостоился князь Долгоруков, тогдашний генерал-губернатор города. Известный хирург Николай Пирогов стал почетным гражданином Москвы в 1881 г. Так был отмечен 50-летний юбилей его медицинской деятельности. В 1901 г. звания почетных граждан были присвоены братьям Бахрушиным Василию и Александру. Среди почетных граждан Москвы оказались и два иностранца. Главе особой депутации конгресса Северо-Американских Штатов господину Фоксу титул пожаловали лишь за то, что он доставил ко двору поздравления от американского парламента по случаю «избавления от опасности, угрожавшей Его Величеству и русскому народу». (Имеется в виду неудавшееся покушение на Александра II.) А в 1916 г. список пополнился фамилией «гостя, отдавшего все силы делу русско-английского сближения», чрезвычайного и полномочного посла Великобритании Джорджа Бьюкена. Всего же до революции звания почетных граждан получили 10 человек. В пореформенный период в городах России началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И.П. Ронет, В.О- Шервуд, А.Н. Померанцев, Д.Н. Чичагов и др. создали «национальный» стиль в духе традиционного русского зодчества (Исторический музей, Городская дума и верхние торговые ряды в Москве). В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа-Спасителя в Москве, начатое в 1837 г. по проекту К. А. Тона. Для жилых домов Москвы и Петербурга характерно использование элементов различных стилей. Города украшались скульптурными сооружениями: в 1862 г. в Новгороде по проекту скульптора М. О. Микешина был поставлен памятник «Тысячелетие России», а в 1874 г. в Санкт-Петербурге — монумент Екатерине II, окруженной вескими людьми ее века. Ваятели Антокольский, Каменский и Пименов приобрели европейскую известность. Последняя вспышка любви к усадьбе, вызванная во многом романтизмом, к середине XIX в. угасла. Кризис феодального строя подорвал существование дворянской усадьбы и экономики. Помещик из светского человека превращался в предпринимателя. Он разорялся, закладывал и продавал имение. Предприимчивый купец устраивал в поместье завод, используя старинные особняки под складские помещения, вырубал сад. Когда-то заброшенный парк имел романтическую окраску, теперь в этом можно видеть лишь след бесхозяйственности. Капитализация сельского хозяйства уничтожала патриархальную систему землепользования. Этот процесс ощутим в 30— 40-е годы. А. С. Пушкин видел следы запустения подмосковных усадеб уже в 1827 г.: «Подмосковные деревни также пусты и печальны: роговая музыка не гремит в рощах Свиблова и Останкино, плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травою, а бывало уставленных миртовыми и померанцевыми деревьями. Пыльные кулисы домашнего театра тлеют в зале, оставленные после последнего представления французской комедии. Барский дом дряхлеет. Во флигеле живет немка-управитель и хлопочет о проволочном заводе». А. И. Герцен, посетивший Архангельское, высказался почти так же: «Бывали ли вы в Архангельском? Ежели нет, поезжайте, а не то оно, пожалуй, превратится в фурнитурную фабрику или не знаю во что, но превратится из прекрасного цветка в огородное растение». Усадьбы пустеют. Реформы 1861 г. ликвидируют любые попытки развития усадеб, существование которых было построено на эксплуатации крепостных. Старинное дворянское поместье заменяется экономическими имениями и дачами. Торгашеский дух буржуазного века проник и под тихую сень деревьев. Со врумен «Мертвых душ» Н. В. Гоголя развивалось ироническое отношение к усадьбе, с ее фасадностыо, «ненужным» украшательством. Как идеал нового поместья литератор видит усадьбу экономическую. А старые, уходящие в прошлое дворянские резиденции населяют какие-то призраки, страшные и гротескно-уродливые. Но случилось так, что «монстры» в усадьбе вымерли. О них во второй половине века помнили только по произведениям Гоголя, Герцена и Салтыкова-Щедрина. Заброшенные усадьбы неожиданно стали образом человеческой судьбы. Это первым понял И. С. Тургенев. В «Дворянском гнезде» и в «Месяце в деревне» на фоне старых домов и заросших прудов живут милые девушки и приятные чудаки. Они порой сентиментально нереальны, но, живущие в прошлом, они мечтают о будущем. Однако мечтаниям их не суждено сбыться. Удары топора по стволам вишневого сада говорят о прощании России с усадебными поместьями. Представители прогрессивной художественной культуры XIX в. видели в усадьбе символ барства, праздной роскоши дворянства и нищеты народа. Но отзываясь с ненавистью о социальной природе русской усадьбы, многие находили в быте ее те стороны, которые в эпоху роста официальной казенщины жизни Петербурга и Москвы казались весьма привлекательными. Усадьба как архитектурный ансамбль не была для прошлого века ведущим типом зодчества. Новый век строил театры, доходные дома, музеи, общественные сооружения, фабрики и вокзалы. Усадьба, отходя на второстепенные по своему значению места, меняла и свое содержание. Она все больше приближалась по духу своему к музею или храму искусства. Но совершенство архитектурных форм и красота декора на фасадах главного дома определяли теперь ее достоинство. Прославиться могла лишь та усадьба, которая становилась средоточием культурной и духовной жизни общества. Подмосковная усадьба Остафьево Вяземских, например, получила название Русский Парнас. Пиэтическая лень под сенью тенистых деревьев со времен сентиментализма была не то что модой, но неким духовным поветрием в определенной части русского дворянства. Праздность свидетельствовала не только об экономической независимости в обществе, но и независимости духовной от государства. Государство бюрократизировалось, активно превращаясь в машину для подавления свободной инициативы. Мыслящий человек не мог не страдать. Он искал спасения за пределами жизни в обществе, фальшивой и мистифицированной. Декабристы на Сенатской площади объявили всей России о своем несогласии с царским режимом. Многие из тех, кто не был с ними, тем не менее находились в оппозиции к существующим порядкам. Но они промолчали, предаваясь праздности и искусству. Они не высказали своего одобрения политике государства. «Лишние» люди — это не оригинальное и уникальное явление русской жизни прошлого века, а типичное. Герцен писал о том, что в России есть много лиц, которые если и просят о чем-то правительство, то разве лишь о том, чтобы их оставили в покое. Не домогаться ничего, беречь свою независимость, не искать место — все это при деспотическом режиме называется «быть в оппозиции». Скажем сразу: официальная власть была недовольна такой вольной праздностью. А к ней, особенно в «годы реакции, тянулось все больше представителей русской культуры. Тут были и поэты, и знаменитые художники, и широкая масса просвещенной и свободолюбивой публики. Усадьба казалась, как и дальние страны, прообразом свободы. Сколько стихотворений, описывающих деревенскую вольность, было создано, сколько картин с сельскими видами было написано! Среди подмосковных усадеб XIX в., привлекающих внимание красотой своего расположения, совершенством художественных памятников, особенно выделяются те, что связаны с историей русской литературы. Такие усадьбы справедливо носят название «литературные гнезда». Немало выдающихся талантов здесь встречалось. Немало провело лучшие годы своей жизни, творя и работая. Имена Баратынского, Пушкина, Гоголя, Карамзина, Герцена, Аксаковых, Тютчева вспоминаются на фоне парков и колоннад, среди книжных полок и портретов усадебного кабинета. Интереснейшим «литературным гнездом» XIX в. была усадьба Мураново. Я помню ясный чистый пруд, Под сению берез ветвистых, Средь мирных вод его три острова цветут, Светлея нивами меж рощ своих волнистых, За ним встает гора, пред ним в кустах шумит И брызжет мельница, деревня, луг широкий, А там счастливый дом, туда душа летит, Там не хладел бы я и в старости глубокой! Так писал Баратынский о Муранове. Строил этот дом не архитектор, а сам поэт — Е. А. Баратынский. В 80—90-е годы развитие культурологии в России характеризуется прежде всего противоборством трех различных идеологических направлений: демократического, представленного, с одной стороны, народниками и Л. Н. Толстым, а с другой — первыми русскими марксистами; консервативно-идеалистического, возглавленного В. С. Соловьевым; и либерально-эстетского, нашедшего в конце 90-х годов свое теоретическое выражение на страницах журнала «Мир искусства». Начиная еще с 70-х годов одно из направлений развития культуры оказалось связанным с движением народничества — общественно-политическим явлением; внутренне противоречивым, но в целом выражавшим крестьянские интересы и проповедовавшим идеи русского утопического «общинного социализма». Народническое движение «семидесятников» началось с пропагандистской деятельности, принявшей к 1874 г. массовый характер и вошедшей в историю русского освободительного движения под названием «хождение в народ». Неоднородное по своему составу, народничество состояло из нескольких близких течений утопического социализма. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине («ячейке социализма») и качествам крестьянина-общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Своей критикой самодержавия и утверждением, а вернее, требованием перемен объективно это движение поставило перед общественной мыслью России проблему капиталистического развития и имело в начальной своей стадии прогрессивное историческое содержание. Наиболее яркими представителями народничества были Ю.А. Бакунин, Н.К. Михайловский, А.М. Скабичевский, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев. Их теоретическая и литературно-критическая деятельность свидетельствует об известном различии позиций. Если Лавров и Михайловский были далеки от проведения последовательно материалистического детерминизма при анализе искусства и культуры и отрицательно относились к марксизму, то Ткачев был близок к марксизму. Но при всем различии взглядов их объединяла общность выдвигаемой проблематики и идеологических установок, с которых осуществлялся анализ современной им культуры. Так, Михайловский выступал против детерминизма и «экономического материализма», но выдвигал идеи гражданственности литературы, служения интересам народных масс. И если для Михайловского идеалом оставалась община, то Ткачев выступал за ее развенчание31. Конспиративная организация народников «Земля и воля» раскололась в 1879 г. на «Народную волю» и «Черный передел». Позднее, противодействуя насилию — арестам и казням, народники сами перешли к тактике террора, организуя покушения на царя и особо жестоких его приспешников. 12 февраля 1880 г. после покушения на Александра II была создана Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Главный начальник комиссии граф М. Т. Лорис-Меликов получил исключительные полномочия. Наряду с крестьянскими мерами он начал диалог с земствами, ослабил цензуру. Для преодоления кризиса он предложил создать административно-хозяйственную и финансовую комиссии, включавшие чиновников и общественных деятелей, для подготовки реформы местного управления и пересмотра условий выкупа крестьянских земель. 1 марта 1881 г. этот план, названный «конституцией М.Т. Лорис-Меликова», был одобрен Александром II. Однако реформам не суждено было осуществиться, так как в тот же день царь был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким. Однако убийство не вызвало антиправительственных выступлений. Большинство членов Исполнительного комитета народовольцев было казнено по приговору суда. Либеральные деятели в адресе Александру III (1881—1894) осудили террористическую деятельность революционеров и выразили надежду на «завершение великого дела государственного обновления». Совершенно естественно, что после таких событий 1881 г. произошли изменения в сфере просвещения. С 1884 г. церковноприходские школы перешли в ведение Синода. Расширилось преподавание Закона Божьего в государственных школах. Циркуляр Министерства народного просвещения (министр И.Д. Деляков) от 5 июня 1887 г. («о кухаркиных детях») ввел ограничение на прием в гимназии, чтобы не допустить «поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек мелких лавочников и тому подобных людей». Плата за обучение была повышена. Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожал автономию университетов. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запрещались. В 1885 г. для них была введена особая форма. В 1886 г. срок военной службы для имеющих высшее образование увеличился до одного года. С 1887 г. плата за обучение возросла вдвое. И что самое важное, правительство снизило университетам ассигнования. По распоряжению правительства в 1886 г. был прекращен прием на все высшие женские курсы, кроме Бестужевских. Значительно были урезаны права земства. Но, несмотря на самодержавную политику ущемления прав земств, либеральное движение не перешло в оппозицию. В 90-е годы демократические настроения среди земских врачей, учителей, статистов заметно усилились. Это приводило к постоянным конфликтам с местной администрацией. «Временные правила о печати», утвержденные 27 августа 1882 г., дали право министерствам просвещения, внутренних дел, юстиции и Синоду закрывать газеты и журналы. Газеты, получившие «предостережения», подавали материалы на предварительную цензуру. Сильное беспокойство Победоносцева32 вызывали библиотеки и читальни. С 1888 г. Министерству народного просвещения было поручено пересмотреть каталог книг, разрешенных для выдачи читателям. Политические акции правительства нередко оправдывались необходимостью защиты русского народа. Сам император Александр III одевался и держался просто, создавая образ «народного царя». Характерной чертой политического курса стал воинствующий национализм. Проводилась насильственная русификация и христианизация, «иноверцев» преследовали. Появление на книжном рынке произведений замечательных русских писателей Л. Толстого, Пушкина, Гоголя и др., которые, путешествуя в коробах офеней, проникали часто в отдаленные сельские уголки, вызывало резкое недовольство цензурного начальства и особенно обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева. В конце 70-х годов правительство издало постановление, по которому офени, торговцы книгами вразнос, были обязаны представлять свидетельство о благонадежности, каталог с обозначением всех книг, находившихся в коробе, получать специальное разрешение губернатора на право торговли книгами. В итоге мероприятий правительства доступ народа к книге был сильно ограничен. В этом факте также нашла выражение общая направленность политики правительства в области культурного развития народа, особенно проявлявшаяся всегда в годы торжества реакции. Исполнительный комитет народовольцев, совершивших покушение на императора Александра II, просуществовал до 1884 г., но и после его разгрома продолжали действовать разобщенные группы народовольцев. 1 марта 1887 г. под руководством А. И. Ульянова было совершено неудавшееся покушение на Александра III (1881—1894). Их организация «Народная воля» и программа «Земля и воля» исчерпали свои силы, и народническое движение стало угасать. А главное — все более очевидной становилась несостоятельность их основной идеи — перехода к социализму через крестьянскую общину, которую народники довели до прямой идеализации и защиты патриархальности, рутины, пережитков крепостничества. Они не видели и не хотели видеть новое в крестьянской общине: социальные изменения, вызванные развитием капитализма. И наконец, призывая к борьбе за улучшение жизни крестьянства, народники не видели в народных массах ту силу, которая сможет реализовать их идеи. Истинными творцами истории народники считали выдающихся личностей. Верность идее, бескорыстие и героизм народников — Желябова, Перовской, Фигнер, Засулич, Кибальчич — оставили свой след в развитии духовной культуры России. Движение народничества нашло свое отражение прежде всего в литературе. Начальный его этап показан Тургеневым в романе «Новь» (1877). Народничество вызвало к жизни литературную школу бытописателей крестьянской жизни: Н.Н. Златовратский (1845— 1911), П.В. Засодимский (1843—1912), Н.И. Наумов (1838—1901) и др. Их основным жанром был социальный очерк, а центральной темой — социальное расслоение крестьянства. Идеологические позиции и тактические приемы народничества 70-х годов отразились и в творчестве таких беллетристов, как С. М. Степняк-Кравчинский, Осипович-Новодворский, также в поэзии П.Л. Лаврова, Ф.В. Волховского, С.С. Синегуба, Н.А. Морозова, П.Ф. Якобовича, Г.А. Лопатина, В.Н. Фигнер. Наиболее полно ломка старых уставов отразилась в творчестве Г.И. Успенского 70—80-х годов. В циклах очерков «Из деревенского дневника» (1877—1880), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882) сказались народническая идеализация патриархальной деревни, неприятие капитализма. В начале 80-х годов народничество утратило революционный характер, изменились и содержательные аспекты литературы. Разорение деревни, нищета и бесправие, разрушение общины — основные темы писателей-народников, пришедших в литературу в этот период. Среди них выделяется Н.Е. Каренин-Петропавловский (1853— 1892): циклы очерков «Рассказы о парашкинцах» (1879—1890), «Рассказы о пустяках», (1881—1883), повесть «Снизу вверх» (1886). Яркие образы грабителей народа мы видим в насыщенной натуралистическими деталями «Хронике села Смурина» Засодимского. На труде и нищете народа обогащаются и герои Новодворского Хапай-Михаевский и Легкоживецкий из рассказа «Карьера». Весьма колоритные образы деревенских хищников рисует Степняк-Кравчинский в своих сказках «Мудрица Наумовна», «Из огня да в полымя», «О Правде и Кривде», «Сказка о копейке». Используя мотивы и художественные средства народного творчества, автор создал эти сказки в целях пропагандистской деятельности, направленной против народных угнетателей. Писатели-народники считали, что русский капитализм искусственно привнесен извне и что он — временное явление. Следуя лучшим традициям русской реалистической литературы, беллетристы и поэты народнического направления создали новый художественный синтез социальных и нравственных требований к личности, выдвинутых сложным и героическим их временем, когда, по словам Л. Н. Толстого, «все переворотилось и только укладывалось». О капитализме как тяжелой реальности, определяющей жизнь деревни и города, говорилось в очерках из жизни горнорабочих и горнопромышленников Урала Д.Н. Мамина-Сибиряка (1852— 1912), в его романах «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Дикое счастье» (все — 1884), «Золото» (1892) и др. Объективно творчество этих писателей, обратившихся к беспристрастному изучению народной жизни, в том числе и рабочих, противостояло либерально-народнической литературе. Изучение опыта европейской социал-демократии привело бывших народников на позиции марксизма. В своих работах «Социализм и политическая борьба» (1883) и «Наши разногласия» (1885) Г. В. Плеханов отрицал готовность России к социалистической революции и указал на необходимость создания социал-демократической партии, подготовки буржуазно-демократической революции и создания социально-экономических предпосылок социализма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|