Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 52. Мы — семья народов России




Задачи урока: закрепить представление детей о России как общей родине разных народов; повторить, уточнить и расширить представления о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России.

Планируемые достижения учащихся: знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи — на выбор).

Оборудование. У учителя — карта России, народные игрушки. У учащихся — учебники (1-я и 2-я части).

Предварительная работа. Посетите краеведческий музей.

Ход урока

Тип данного урока — урок повторения, закрепления и расширения знаний, полученных детьми. В ходе работы учитель побуждает учащихся находить в уже изученном материале (включая и 1-ю часть учебника) компоненты культуры разных народов России.

Учитель: «Ребята, сегодняшний урок мы начнем с разговора о нашем классе. Скажите, пожалуйста, вы в классе одинаковые или разные. Что в вас одинакового? (Все — дети; почти одного возраста; мальчики и девочки; ученики.) А что разного? (Внешность, привычки, характеры, интересы.) (Учитель показывает на конкретных примерах, акцентируя внимание на лучших, положительных качествах детей, побуждает учащихся к определению привлекательных качеств друг друга.) Ребята, что происходит, когда в классе встречаются такие, с одной стороны, разные, а с другой — в чем-то похожие дети? (Одноклассники делятся друг с другом своими интересами; можно научиться договариваться с непохожим на тебя человеком.) А если бы все были одинаковые и во внешности, и в привычках, и в одежде, и в интересах? Было бы так же интересно учиться, дружить? Или чего-то важного не стало бы?»

Учитель подходит к карте России и говорит: «Вот и в нашей стране с давних пор живут разные народы. Каждый народ бережет свою культуру и любит Россию — общую для всех великую Родину.

Представьте себе семью Ивановых (называет фамилию, характерную для конкретного народа региона). Вот мама Иванова, ее зовут.... Она любит.... (Учитель для исполнения каждой роли называет кого-то из учеников, предлагая им самим заканчивать предложения, подчеркивающие различия членов семьи.) Вот папа Иванов, по имени.... (Выбирается как можно большее число учеников. Желательно, чтобы дети встали в обнимку.) Посмотрите, какая большая семья. Все они Ивановы. Но у каждого свое имя, свои привычки, свой цвет волос. И все они любят свою семью. Так же и наша страна — большая семья разных народов. Постарайтесь вспомнить, о каких народах мы уже прочитали в учебнике. Названия каких народов вам известны из книг или разговоров в повседневной жизни?» Для того чтобы ответить на вопросы, учитель может предложить детям вернуться к материалам урока «Мы — люди» в 1-й части учебника.

Затем учащиеся продолжают работать со 2-й частью учебника (разворот с. 46—47 «Мы — семья народов России»). Дети описывают национальные костюмы, выделяя отдельные характерные детали (форма головных уборов, пояса, передники). Учитель вместе с учениками приходит к выводу, что некоторые из обычаев легко перенимаются соседями, становятся общими для многих народов (например, удмуртские пельмени или другие блюда национальной кухни, игры). Некоторые же обычаи появились и бытуют только в отдельных регионах нашей страны, потому что необходимы в особых условиях жизни того или иного народа (например, оленьи упряжки возможны только на Севере; костюмы северных народов будут обременительны на юге, а южные костюмы бесполезны и даже вредны на севере).

Учитель: «Ребята, вспомните посещение музея и расскажите, какую одежду носили в старину жители нашего края. Какие кушанья они любили готовить? Почему эти обычаи появились именно на нашей земле? Какие для этого были причины?» Учитель помогает детям определить особенности местного климата, уникальных условий жизни родного края.

Далее учащиеся снова обращаются к 1-й части учебника и вместе с учителем называют особенности, которые отличают жизнь в одних уголках нашей страны от жизни в других. Учитель подводит детей к пониманию того, что особенности культуры проявляются в облике домов, декоративно-прикладном искусстве, традиционных промыслах и хозяйственной деятельности, пословицах, сказках, колыбельных песнях. Учитель включает записи разных национальных мелодий и предлагает детям попробовать сделать элементы танцевальных движений (например, русская плясовая, татарский наигрыш, мелодии северных народов, южная пляска). Подводит к выводу о том, что национальная музыка, песни, пляски — выражение характера народа, его души.

Затем учитель предлагает детям выполнить задание на с. 34—35 рабочей тетради. Каждый ребенок может сделать то, что ему больше всего нравится: раскрасить любой из костюмов или нарисовать свой рисунок. Учитель помогает при выборе цвета деталей костюма, советуя обратиться к соответствующей иллюстрации в учебнике.

Куклы-помощники: «Вот скажи, какое твое самое любимое дело». — «Конечно, играть!» — «А вот угадай, что будет, если к игре приставить ушки. Не знаешь? Давай у ребят спросим». (Игрушки.) Одна из кукол говорит: «Я приглашаю вас в гости к своим знакомым игрушкам. Они собрались на с. 48—49 учебника из разных уголков не только нашей страны, но и мира. Кстати, вспомните, как называется специальное собрание каких-то определенных вещей». (Коллекция.) Учитель: «Только сначала я хочу спросить у ребят, могут ли игрушки рассказать о своих создателях, крае, из которого они приехали? Как? (Глиняные игрушки могут быть раскрашены в определенные цвета или по-особому вылеплены; деревянные игрушки вырезаются мастерами каждого края по-своему; бывают игрушки из моржовой кости. То есть игрушки разных народов различаются материалами, из которых они сделаны, и способами изготовления.) А как расскажет о своей родине кукла?» (Прежде всего особенностями костюма.) Дети рассматривают коллекцию кукол. Называют тех, которые понравились больше всего, отмечают их особенности.

Учитель: «Мы обратили внимание на те особенности в одежде, игрушках, национальной кухне, транспортных средствах, которые отличают культуру одного народа от культуры другого народа. Теперь посмотрим, что же есть общего у разных народов России. Выполним задание № 1 на с. 36—37 рабочей тетради. Сравним русские пословицы с калмыцкой, бурятской и татарской пословицами. Найдем похожие по смыслу пословицы и соединим их стрелками. В результате определим, что разные народы в своих пословицах одинаково ценят важные человеческие качества: трудолюбие, правдивость, умение держать себя с достоинством».

В конце урока учитель спрашивает у детей: «Ребята, скажите, можно ли назвать этот урок уроком дружбы? Почему? Что такое дружба? (Дружба — это когда людям интересно друг с другом, когда они стараются больше узнать друг о друге, ценят и уважают интересы и привычки друг друга, помогают друг другу.)

Дружба бывает не только между двумя-тремя людьми, но и между целыми народами. Так же как мирно уживаются на одной странице куклы разных народов, друг другу не мешая, не вытесняя, а только показывая отличия каждой от остальных, могут жить и их создатели — люди разных национальностей. А ведь каждому известно: где лад, там и клад; дружба и братство дороже богатства; хорошо живется, коль дружба ведется».

Учитель делает вывод: «Народы России (и мира), их культуры своеобразны. Но все народы России как члены одной большой семьи народов имеют общие нравственные ценности».

Примечание. В течение данного урока обязательно побудите детей вспомнить содержание предыдущих уроков по темам: «Культура» (свистульки, деревянный дом, куклы, пение и пляска), «Природа в творчестве человека», «Мы — люди» (костюмы), «Люди — творцы культуры» (ткачество, пляска, строительство дома), «Делу — время» (пословицы, загадки, игры), «Книга — друг и наставник», «Потехе — час», «Моя семья — часть моего народа», «Про хлеб и кашу...», «Мы в городе», «Мы в селе», «Красота любимого города», «Красота родного села», «Все профессии важны» (труд земледельца и другие характерные для каждого народа виды традиционной хозяйственной деятельности).

Национально-региональный компонент: пословицы, игрушки народов своего края.

Физкультминутки. По возможности используйте игры народов своего края.

Рекомендации для занятий в семье. Выполните с ребенком задания № 2, 3, 4 в рабочей тетради (с. 36—37). По возможности смастерите вместе куклу в костюме одного из народов своего края для выставки в классе.


Урок 53. ПРИРОДА РОССИИ

Задачи урока: формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней.

Планируемые достижения учащихся: получить первоначальное представление о разнообразии природы России.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью мелодии песни «Широка страна моя родная» И. О. Дунаевского; настенная физическая карта России. У учащихся — цветные фишки.

Ход урока

«Визитной карточкой» урока может быть мелодия песни «Широка страна моя родная» И. О. Дунаевского.

Урок следует организовать как воображаемое путешествие по родной стране, наглядной основой которого служит специальная подборка фотографий в учебнике (с. 50—51), выстроенная на фоне физической карты России. Учащиеся лишь недавно познакомились с картой России и получили первоначальный опыт ее использования как особого источника информации. На уроке «Природа России» продолжается накопление этого опыта, однако речь пока не идет о целенаправленном формировании специальных приемов чтения карты. На данном этапе обучения карта используется прежде всего как помощник для формирования образа родной страны, раскинувшейся на огромных просторах с удивительно разнообразной природой. Учащиеся еще не владеют знаниями о сторонах света, но слышали их названия на бытовом уровне («отдыхал на юге», «окна на север» и др.), а также на уроках «Красота любимого города», «Мы — семья народов России». Используя эти термины, надо дать детям элементарное объяснение с опорой на известные им понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Во время «путешествия» учащиеся перемещают по развороту учебника цветные фишки, отмечая ими фотографии, о которых идет речь. Этот прием помогает удерживать внимание детей. На каждой остановке по маршруту «путешествия» дети рассматривают от 1 до 3 фотографий. Поэтому у каждого ученика должны быть три цветные фишки.

Ход «путешествия» может быть следующим. Учитель, обращая внимание детей на настенную карту, говорит: «На предыдущих уроках вы познакомились с картой нашей страны, узнали, что Россию населяют многие народы. Наша страна огромна. Когда солнце всходит на востоке страны (восток на карте справа), то на западе (на карте слева) на небе уже появляются звезды. Вот почему говорят, что над Россией никогда не заходит солнце.

Огромна и протяженность нашей страны с севера (на карте сверху) на юг (на карте снизу). Разумеется, при таких просторах природа в стране не может быть везде одинакова».

Далее учитель предлагает детям открыть учебник на с. 50—51 и «отправиться в путешествие» по нашей стране.

Учитель: «Посмотрим на три верхние фотографии. Что мы видим? (Ответы детей.) Как вы думаете, какая природа на севере нашей страны? (Ответы детей.) Действительно, природа на севере очень сурова. С севера берега России омывает Северный Ледовитый океан. Почему он так называется? (Ответы детей.) Льды этого океана не тают круглый год, поэтому его дыхание и создает на побережье холодную погоду. Жить на севере трудно, поэтому там скудная растительность, мало видов животных. Это белые медведи, северные олени, различные птицы.

Теперь посмотрим на две фотографии немного ниже, на с. 50. Что мы видим? (Ответы детей.) Эта часть России называется средней полосой. Условия здесь более благоприятные, чем на севере. Поэтому в средней полосе расположено много городов, живет много людей, растут леса, текут большие и малые реки, есть озера, обитают разнообразные звери, птицы, рыбы, насекомые.

А теперь посмотрим на снимки на с. 51 (три фотографии под изображением северного оленя). Эта часть России называется Сибирью. Что мы видим на снимке? (Ответы детей.) В Сибири условия намного суровее, чем в средней полосе. Поэтому здесь растут в основном хвойные деревья. Такой лес называется тайгой. Какие хвойные деревья вы знаете? (Ответы детей.) В тайге живут бурые медведи, волки, лисы, зайцы. А кто знает, что это за интересный таежный зверек показан на фотографии? (Ответы детей.) Это бурундук. Он похож на белку, но у него на спинке полосы, будто его поцарапал медведь. Такую легенду придумали местные народы.

А кто знает, какое озеро изображено на фотографии? Это самое глубокое озеро в мире, с самой чистой водой, так что видно дно на глубине 40 метров. (Ответы детей.) Верно, это озеро Байкал.

Теперь переместимся к нижним трем фотографиям на с. 50. Что мы на них видим? (Ответы детей.) Это юг России. На юге у нас теплее всего. Там очень благоприятные условия для выращивания пшеницы. Еще там выращивают помидоры, арбузы, дыни, виноград, мандарины. Это очень теплое Черное море. Когда говорят: «Едем отдыхать на юг», то имеют в виду отдых именно на Черном море. Здесь люди загорают, купаются, катаются на катерах, ездят на экскурсии в горы, потому что они подходят вплотную к берегу. Кто знает, как называются эти горы? (Ответы детей.) В горах Кавказа расположена самая высокая вершина России — гора Эльбрус. Посмотрите на фотографию. У Эльбруса две вершины, и обе они покрыты снегом, потому что высоко в горах так же холодно, как и на севере. Снег не тает круглый год, и даже летом Эльбрус ослепительно сверкает своими вечными снегами. Представьте себе: внизу, у подножия, растут великолепные леса из дуба, бука, каштана, в городах — великолепные цветники, а вверху — вечные снега. Летом, когда эти снега немного подтаивают, с них текут быстрые горные речки, которые прыгают с уступа на уступ, образуя то, что изображено на сгибе разворота. Как называют такое чудо природы? (Ответы детей.) На Кавказе очень много водопадов, потому что горы высокие, крутые. В горах тоже живут люди. Они славятся своим долголетием, потому что там свежий воздух, много фруктов (абрикосов, персиков, черешни, слив, мандаринов, апельсинов, гранатов).

А теперь обратим наше внимание на три снимка на с. 51 справа. Эта территория России называется Дальним Востоком. Что мы видим на снимках? (Ответы детей.) На Дальнем Востоке много огнедышащих гор, из которых иногда течет раскаленная лава. На среднем из этих снимков изображен крупнейший морской порт — город Владивосток. Но море там не такое теплое, как Черное. На нижнем снимке — лесной житель — тигр. Этих красивых хищников у нас осталось так мало, что они охраняются государством».

Учитель продолжает: «Как мы видим, природа нашей страны удивительна и разнообразна. Вот как писал об этом наш далекий предок:

 

О светлая, украшением украшенная Земля русская! И многими красотами удивляешь ты: Реками и колодцами почитаемыми, Горами крутыми, холмами высокими, Дубравами чистыми, полянами дивными, Зверями различными, птицами бесчисленными, Горами великими, селами, дива достойными. Перевод летописи XIII века.

 

Завершается «путешествие» чтением вывода на с. 51 учебника.

Далее дети (2—3 ученика) рассказывают о своих путешествиях в другие регионы России. В ходе беседы учащиеся сравнивают природу разных регионов России с природой своего края и делают вывод, к какой из имеющихся в учебнике фотографий близка природа их региона.

Закрепляется материал выполнением задания № 1 в рабочей тетради (с. 38—39). Это задание направлено на развитие воображения детей. Не случайна его формулировка: «Нарисуй волшебный мир природы на карте нашей Родины», т. е. от учащихся не требуется закрашивать карту как контурную или выполнять строгие в естественно-научном смысле рисунки. Нужно проявить фантазию и выполнить на фоне карты свободный рисунок, отражающий образы природы России.

Дома предлагается с помощью взрослых выполнить задания № 2 и № 3 в рабочей тетради (с. 38—39).

Физкультминутки можно провести под музыку песни «Широка страна моя родная».

Рекомендации для занятий в семье. Расскажите ребенку о своих поездках по стране. Покажите фотографии или открытки с видами природы этих мест.


Урок 54. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Задачи урока: формировать первоначальное представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показать, как младшие школьники могут охранять природу, учить оценивать поступки человека по отношению к природе.

Планируемые достижения учащихся: понять необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; настенная физическая карта России. У учащихся — книга «Великан на поляне».

Ход урока

«Визитной карточкой» данного урока может быть мелодия песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».

В начале урока следует провести короткую беседу о разнообразии природы России с использованием настенной физической карты, а также обсудить выполненные дома задания № 2 и № 3 в рабочей тетради (с. 38—39).

Переходя к изучению нового материала, можно спросить учащихся, как они понимают, что такое охрана природы, от чего нужно охранять природу, как это нужно делать, что для этого могут сделать сами школьники. Таким образом выявится имеющийся у детей круг представлений по основным вопросам урока.

Далее можно перейти к уточнению, систематизации и расширению этих представлений, опираясь на материалы учебника (с. 52—53).

Сначала коллективно анализируется рисунок-схема на с. 53. С его помощью выявляются основные угрозы, которые человек несет природе. Рассматривая часть схемы, показывающую вырубку леса, следует пояснить, что при этом гибнут не только деревья, но и большинство лесных обитателей.

Разбирая иллюстрацию о загрязнении воды, можно упомянуть о загрязнении Байкала стоками целлюлозно-бумажного комбината (как отрицательный пример) и о переносе трассы нефтепровода подальше от берега Байкала (как положительный пример). Можно процитировать стихотворение С. Викулова:

 

Речушка вдоль околицы текла Негромкая... Но мы любили, дети, Ее — она ведь первою была Для нас и, значит, Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь Зеленая, и хвощ болотный вылез... Как будто люди целью задались Убить ее — и своего добились.

 

Разбирая проблему загрязнения воздуха, можно рассказать о гибели лесов на севере Кольского полуострова (показать на карте без запоминания названия) из-за выбросов химкомбината.

Говоря о неумеренном лове рыбы, можно упомянуть об исчезновении сельди иваси у берегов Камчатки (показать на карте).

Охота у нас в стране регулируется специальными правилами, но есть браконьеры, т. е. люди, нарушающие эти правила. В результате становятся редкими, исчезают многие виды животных (зубры, тигры).

Две другие иллюстрации (ловля бабочек и собирание букетов цветов) напомнят детям о том, что, возможно, они и сами нарушали правила общения с природой.
Далее следует поговорить о плохих и хороших поступках человека по отношению к природе, которые наблюдали дети. При этом в качестве средства эмоционального воздействия можно процитировать стихотворение:

 

Вот букет, он брошен вместе с сором. Умирают, сжавшись, лепестки... Это мы сорвали без разбора Беззащитные тугие стебельки. Для чего мы рвали их? Не знаю. Быстро вянет нежный первоцвет — Пусто, скучно стало на поляне: Вестников весны там больше нет! Очень просто погубить живое, Ведь подснежники не могут нам сказать: «Наслаждайтесь нашей красотою, Только очень просим нас не рвать!» И. Абдуллаева

 

После этого выполняется задание на с. 53 учебника. В ходе обсуждения дети должны постараться назвать меры охраны, отталкиваясь от уже известных им угроз природе (нужно сажать леса, строить очистные сооружения и установки для очистки дыма, ограничить лов рыбы, бороться с браконьерами, не ловить красивых насекомых и не собирать букетов из дикорастущих растений). Участие самих детей в охране природы обсуждается по рисункам на с. 53 учебника. Дети определяют, что нарисовано на каждой из иллюстраций, приводят свои примеры.

Говоря о необходимости сажать деревья, можно процитировать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака:

 

Что мы сажаем, Сажая Леса? Чащу, Где бродят Барсук и лиса, Чащу, Где белка Скрывает бельчат, Чащу, Где пестрые Дятлы Стучат. Что мы сажаем, Сажая Леса? Лист, На который Ложится роса, Свежесть лесную, И влагу, И тень — Вот что сажаем В сегодняшний день.

 

Разбирая иллюстрацию о необходимости подкормки птиц зимой, можно процитировать отрывок из стихотворения К. Мухаммади:

 

По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»

 

Закрепляется материал при выполнении задания № 1 в рабочей тетради (с. 40—41). Дети работают самостоятельно, после чего задание коллективно проверяется.

В заключительной части урока учитель читает детям сказку «О чем рассказал майский жук» из книги «Великан на поляне», привлекая детей к прочтению отдельных фрагментов. Можно предложить инсценировать эту сказку и показать на школьном утреннике, посвященном охране природы.

В конце урока зачитывается вывод в учебнике (с. 53).

Дома предлагается выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 41).

Физкультминутки можно провести под мелодию песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребенку выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 41). Если есть возможность, постройте вместе с ребенком скворечник или синичник на своем садовом участке.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...