Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 55. Красная книга России




Задачи урока: познакомить детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги; воспитывать стремление к сохранению редких растений и животных.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что такое Красная книга, уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; Красная книга России, Красная книга своего региона, настенная физическая карта России. У учащихся — ножницы, клей.

Предварительная работа. В Красной книге России посмотрите область распространения (ареал) включенных в учебник редких видов растений и животных.

Ход урока

«Визитной карточкой» урока является мелодия песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».

В начале урока дети знакомят одноклассников с выполненным дома заданием № 2 в рабочей тетради (с. 41). Проводится краткая беседа по материалу прошлого урока.

После этого учитель спрашивает: «Знаете ли вы, что такое Красная книга? Объясните». Выслушав ответы, учитель говорит: «Верно, это книга, в которую записаны редкие, исчезающие растения и животные. Как вы думаете, почему она названа Красной? (Ответы детей.) Книга одета в красный переплет, а красный цвет — это цвет опасности, беды, запрета. (Учитель показывает Красную книгу России или хотя бы фотографию ее обложки.) В эту книгу внесены те растения и животные, которые нуждаются в особой охране. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них».

Далее дети рассматривают рисунки на с. 54—55 учебника. Учитель зачитывает текст, дети следят по книге. (Возможно чтение отдельных фрагментов учащимися.) После чтения каждого абзаца учитель может дополнить данный материал. Желательно также, чтобы учитель показывал область распространения (ареал) изучаемых растений и животных на настенной карте России.

На основе полученных знаний о конкретных представителях Красной книги России дети выполняют задание на с. 54 учебника (внизу). При этом используются и знания, полученные на прошлом уроке (об угрозах, которые человек несет природе).

После этого выполняется задание № 1 в рабочей тетради (с. 42—43). Дети могут работать индивидуально или в парах. Возможно выполнение задания по вариантам: первый вариант вырезает и наклеивает изображения растений, второй — животных.

В заключительной части урока учитель показывает Красную книгу своего региона, знакомит детей с несколькими растениями и животными, внесенными в нее.

После этого можно провести игру: передавая друг другу волшебный клубочек, дети по очереди называют представителей Красной книги России и Красной книги своего региона.
В конце урока зачитывается вывод на с. 55 учебника.

Дома предлагается выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 43).

Физкультминутки проводятся под музыку песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир». Дети могут изобразить движения зубра, журавля, полет жука-дровосека и т. д.

Рекомендации для занятий в семье. Возьмите в библиотеке Красную книгу России и просмотрите ее с ребенком. По возможности познакомьтесь с Красной книгой своего региона. Помогите ребенку выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 43).


Урок 56. ЗАПОВЕДНЫЕ ТРОПИНКИ

Задачи урока: формировать представление о заповедниках на примере Приокско-террасного заповедника, познакомить с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике (национальном парке).

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что заповедник — это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; материалы о заповедниках своего края (слайды, фотографии, книги).

Предварительная работа. Если есть возможность, пригласите сотрудника заповедника своего региона для рассказа о целях создания заповедника, растениях и животных, которые в нем охраняются. Если такой возможности нет, подготовьте 2—3 учащихся для сообщений о заповедниках или национальных парках своего региона.

Ход урока

«Визитной карточкой» урока может быть мелодия песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».

В начале урока кратко повторяется материал предыдущего урока, проверяется выполнение задания № 2 в рабочей тетради (с. 43). Пусть дети назовут все виды растений и животных, о которых они узнали при выполнении задания, покажут классу рисунки и фотографии.

Затем учитель переходит к новой теме, сообщая, что одним из средств сохранения редких растений и животных является создание заповедников. Учитель просит детей объяснить, как они понимают, что такое заповедник. Выясняется, что заповедник — это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной. Там запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход в заповедник разрешен только его сотрудникам. Но в некоторых заповедниках проводятся экскурсии для посетителей. К таким заповедникам относится Приокско-террасный.

Далее по материалам учебника дети знакомятся с Приокско-террасным заповедником, с работающим в нем питомником зубров. Особое внимание учащихся следует обратить на то, что в этом заповеднике часто проводят экскурсии для школьников (фотография на с. 56), иногда им даже разрешается покормить зубров (фотография на с. 57), положив корм в кормушку. На экскурсии школьники узнают, что кроме зубров в Приокско-террасном заповеднике охраняют лосей, косуль, бобров, барсуков.

Далее учитель сообщает, что в России есть давняя традиция организации заповедных мест, и зачитывает текст на с. 57 учебника, при необходимости поясняя его.

После этого выполняется задание № 1 в рабочей тетради (с. 57), с помощью которого конкретизируются представления детей о том, что можно, а чего нельзя делать в заповеднике. Учащиеся работают самостоятельно, после чего проводится коллективная проверка и обсуждение. В случае затруднений детей учитель вновь отсылает их к тексту на с. 57 учебника: «Здесь нельзя было рубить деревья, ловить рыбу, добывать зверя».

Затем обсуждается вопрос на с. 56 учебника (внизу), затрагивающий модально-этические аспекты темы. Этот вопрос позволяет поговорить с детьми о ценных человеческих качествах, которые, оказывается, нужны не только работникам заповедников, но и другим людям, чтобы они жили в согласии с природой.

Следующий этап урока посвящен знакомству с заповедником (заповедниками) своего края. Слово может быть предоставлено приглашенному сотруднику заповедника. Если невозможно пригласить гостя, учитель просит заранее подготовленных учащихся сделать сообщения. Желательно продемонстрировать слайды, фотографии, книги о заповедниках своего края. Возможно, в регионе кроме заповедника (или вместо него) имеется национальный парк. Тогда следует разъяснить разницу между этими охраняемыми территориями. В отличие от большинства заповедников, в национальный парк разрешен доступ туристов, для них проводятся экскурсии, могут быть оборудованы места отдыха, гостиницы. Но и здесь посетители должны строго выполнять правила охраны природы.

Далее учитель сообщает, что кроме природных заповедников существуют особые музеи-заповедники, где охраняют не только природу, но и творения человека, например старинные постройки. Примером служит музей-заповедник «Малые Корелы». Предлагается познакомиться с ним, выполнив задание № 3 в рабочей тетради (с. 46—47).

Дома с помощью взрослых учащиеся выполняют в рабочей тетради задания № 2 (с. 45) и № 4 (с. 47).

Физкультминутки могут быть проведены под музыку песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребенку выполнить задания в рабочей тетради (№ 2 на с. 45, № 4 на с. 47).


 

  За страницами учебника (раздел «Родная страна») Проведите совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посетите природный и/или историко-архитектурный заповедник родного края. Устройте конкурс детских рисунков: 1. Радость весенних цветов. 2. Красота моей Родины. 3. Заповедные тропинки.    

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...