Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Раздел «Человек и окружающий мир»




Урок 57. ВЗГЛЯНИ НА ЧЕЛОВЕКА!

Задачи урока:представить детям образ человека как проявление внутреннего мира его культуры; учить по внешним признакам (выражение лица, мимика, поза, жест, звуки голоса, интонации речи, манера одеваться, форма одежды) определять внутреннее содержание личности, характер, настроение человека, его переживания в прошлом, состояние в настоящем, мечты и надежды на будущее; воспитывать уважение к достоинству людей разного возраста.

Планируемые достижения учащихся:уметь устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета.

Оборудование.У учителя —маски с разными выражениями лица; вырезанные из журналов и газет фотографии разных людей; степлер.У учащихся —акварельные краски, листы ватмана, кисти.

Предварительная работа.Сделайте или купите маски.

Ход урока

В начале урока учитель объявляет детям, что начинается работа по новой большой теме. Вызывает к своему столу нескольких учеников-помощников. Обращается к классу: «Ребята, представьте себе, что вы пришли в театр. Кстати, напомните мне, пожалуйста, как ведут себя в театре благодарные зрители». Дети отвечают (для этого можно вернуться к с. 25—25 рабочей тетради, которые посвящены правилам поведения в театре).

Учитель продолжает: «Замечательно, вы все культурные, воспитанные люди. Сейчас с моими помощниками будут происходить чудесные превращения. Какие, вы увидите. Вам нужно будет отгадать, что за персонаж спектакля перед вами, какой у него характер, какие чувства он испытывает. Итак, начинаем». Ученики-помощники по очереди отворачиваются. На отвернувшегося учитель надевает маску, тот поворачивается к классу, и дети пытаются определить характер конкретного персонажа. Хорошо, если один и тот же ребенок побывает в разных ролях (например, если масок четыре, то исполнителей может быть двое).

Учитель: «Ребята, что вам помогло понять, какой герой перед вами, каков его характер, каковы его намерения?» (Выражение лица-маски.) (Учитель выбирает одну из масок, надевает ее на ученика.) А теперь вам предстоит побыть режиссерами. Кто это — режиссер? (Это профессия: человек, который помогает актерам убедительно играть свои роли.) Так вот, сейчас вам, как настоящим режиссерам, предстоит решить, как этот персонаж должен себя вести, какие делать жесты, какие принимать позы, чтобы сразу же стало понятно, что он чувствует, каков его внутренний мир. Да, ребята, это новое для вас понятие. Что такое окружающий мир, вы уже знаете. А что такое внутренний мир человека? Мы попытаемся понять, что же это такое и почему мы о нем заговорили на уроке, посвященном открытию окружающего мира». (Внутренний мир — это мысли человека, его желания, настроения, интересы. Люди вокруг нас — это тоже наш окружающий мир. И в людях вокруг каждого из нас так же необходимо разбираться, как и во всем остальном, что нас окружает: в мире природы и мире культуры.)



Дети предлагают позы и жесты для персонажа. Игра может повторяться несколько раз с несколькими масками и исполнителями.

Учитель: «Вот и закончен наш спектакль. Давайте похлопаем нашим исполнителям и самим себе за то, что мы были благодарными зрителями и хорошими режиссерами. Скажите, легко ли вам было угадывать, кто появился перед вами, какой персонаж, какой характер. У масок определить их «натуру» несложно. В них все усилено, преувеличено. А можно ли в настоящем человеке увидеть проявление его внутреннего мира благодаря его внешнему облику?» (Для этого надо проявить немного внимания, наблюдательности и много настоящего интереса к окружающим нас людям.) Дети высказываются, учитель подытоживает сказанное.

Учитель читает текст из учебника: «В человеке природа и культура соединяются вместе. Природа дает ему все для жизни. Культура помогает стать сильнее, добрее, красивее, умнее, интереснее для себя и других». Ученики говорят, как они понимают это высказывание.
Учитель: «Давайте рассмотрим старинные фотографии на с. 60 учебника. Попробуйте сказать: кого из людей, запечатленных на фотографиях давным-давно, можно назвать задумчивым, мечтательным? Кого — увлеченным, талантливым? Кого — внимательным? Кого — смелым, решительным, мужественным? Кого — трудолюбивым? Кого — спокойным, уравновешенным, надежным? Как вам кажется, о чем думают дети, стоя около своего дедушки? О чем мечтает девушка? О чем задумалась за работой молодая женщина? Чем увлечены мужчины за глобусом?

Теперь рассмотрим фотографии наших современников на с. 61 учебника. Похожи они или отличаются от людей на старинных фотографиях, которые мы только что рассматривали? Сильно ли, на ваш взгляд, изменились люди с тех времен? В чем эти изменения? Сравните фотографии двух женщин, сидящих в одинаковых позах, подперев голову рукой. О чем говорит эта поза, о каком настроении? Попробуйте сами так сложить руки. Что вы чувствуете? О чем может думать каждая из этих женщин? А кого можно назвать полной противоположностью задумчивым героиням? Как можно назвать настроение этой женщины, которая только что достала из печи румяные вкусные пироги? Подходят ли к выражениям лиц на фотографиях ваших сверстников слова «застенчивый», «озорной», «смешливый», «внимательный», «непоседливый»? Какие слова вам самим хотелось бы использовать в описании мальчика и девочки? Посмотрите на фотографию молодых курсантов. Кто из них похож по настроению на ветерана войны, которого мы видим на фотографии внизу?» Обсуждение проходит в свободной форме. Принимаются и обсуждаются любые варианты ответов. Главное — активность детей при обсуждении и их попытки вдуматься, прочувствовать, проиграть, прожить разные настроения людей на фотографиях.

Учитель: «Ребята, можно ли передать настроение, чувства человека, его характер с помощью определенного цвета? Сейчас мы это проверим. (Предлагает детям вырезанные из журналов и газет фотографии разных людей.) Вам предстоит выбрать одну из фотографий. Надо решить, в каком настроении находится ее герой, что он чувствует, какой он по характеру, и раскрасить лист ватмана в подходящий к этому цвет. Затем на подготовленный фон прикрепить фотографию». Учитель дает каждому по фотографии, на нескольких конкретных примерах показывает возможные варианты цветовых решений. Готовым работам дети дают названия. Составляется выставка «Наши настроения, чувства, характеры». (После того как листы подсохнут, прикреплять фотографии к фону удобнее степлером.)

Физкультминутки проводятся по принципу игры в молчанку:

Венчики, венчики, Летали бубенчики. По траве и росе, По чужой стороне. Собирали орешки, Медок, сахарок — Молчок!

Дети хором произносят текст, стоя возле своих парт и имитируя полет птицы. После последних слов все замирают, пока кто-нибудь не нарушит тишину. Игра повторяется несколько раз.

Рекомендации для занятий в семье.Сходите в театр, посмотрите вместе фильм. Обсудите внешний облик, поведение героев, через которые выражается их внутренний мир. По возможности, по дороге в школу и из школы обсуждайте с ребенком свои настроения, чувства, переживания, мысли.

К концу работы по этому разделу можно приурочить карнавал, на который дети приготовят маски.


Урок 58. ВСЕМУ СВОЙ ЧЕРЕД

Задачи урока:представить детям образ мужчины в разные возрасты его жизни; показать эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; углубить знакомство с творческой личностью человека (на примере А. С. Пушкина и В. И. Даля); ввести понятие «отцовство» в связи с понятием о творчестве и мужском достоинстве; продолжать воспитывать уважение к достоинству человека в разном возрасте.

Планируемые достижения учащихся:уметь приблизительно определять возраст мужчины, соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость); знать пословицы об отце.

Оборудование.У учителя —портретная рамка, кукла-помощник (мальчик); магнитофон, запись цикла А. Вивальди или П. И. Чайковского «Времена года». У учащихся —учебники (1-я и 2-я части); ножницы, клей.

Предварительная работа.Просмотрите с детьми содержание уроков «Мы — люди», «Войдем в музей!». Подготовьте запись цикла «Времена года» А. Вивальди (или П. И. Чайковского). Найдите в учебнике и рабочей тетради материалы, связанные с А. С. Пушкиным (1-я часть учебника, с. 21; 2-я часть рабочей тетради, с. 24), сказку В. И. Даля про хлеб (1-я часть учебника, с. 68). Москвичи могут посетить музей В. И. Даля. (Адрес: 123242, Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6, строение 9 (во дворе). Рабочие дни — вторник, четверг. Вход свободный. Тел. (495) 254-44-60.)

Ход урока

В занятии могут быть использованы фрагменты из музыки цикла «Времена года» А. Вивальди.

Учитель просит кого-нибудь из детей прочитать название урока в учебнике. Обращается к классу: «Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? Как вы понимаете это выражение?» Дети высказывают свои предположения. Учитель предлагает просмотреть оба разворота урока (с. 62—65 учебника) и, исходя из содержания иллюстраций, уточнить предположения. Учитель задает вопросы: «Как называется картина, на которой изображен человек? (Портрет.) Какой можно сделать вывод? Что общего во всех иллюстрациях? Кому посвящены портреты? (Мальчикам, мужчинам.) А чем портреты отличаются?» (Возрастом персонажей, изображенных на портрете.)

Учитель продолжает: «Наш урок сегодня посвящен жизни мужчины. Кто помнит, на каком уроке мы уже начинали говорить о разных возрастах в жизни человека, рассматривали фотографии? (Учитель дает детям возможность вспомнить, затем показывает разворот с. 16—17 «Мы — люди» из 1-й части учебника.) О чем мы тогда разговаривали? С чем сравнивали человека в разные возрасты его жизни? Какой возраст похож на молодой росток? Какой — на крепкий ствол? С чем мы сравнивали старость? Какое основное качество называли богатством старости?

Теперь давайте подумаем, почему авторы учебника предлагают нам отдельно поразмышлять о возрастах мужчины. Вы уже живете на свете около 8 лет, и, наверное, у вас сложилось впечатление о том, что же самое главное в жизни мужчины. (Учитель принимает высказывания ребят.) У нас есть возможность разобраться в этом с помощью учебника.

Давайте уточним, о каком времени жизни нам предстоит говорить сначала. Ответить на этот вопрос вы сможете, посмотрев на с. 62. (Детство.) По каким признакам мы узнаем, встретив человека, что это ребенок?» Учитель подводит детей к определению не только внешних признаков и проявлений (рост, голос и т. д.), но и таких особенностей возраста, как любознательность, доверчивость, доброта, недостаток знаний, но зато интерес и любовь к окружающему миру, неумение долго грустить, обижаться.

Учитель просит одного из читающих детей прочитать пословицу. Обсуждает ее с учащимися, просит сравнить с портретами. Уточняет, что хрупкость вообще свойство детского возраста. И нужно очень бережно относиться к тому, с чем встречается ребенок в жизни, для того чтобы сохранилось доброе отношение к миру. Затем учитель просит сравнить детский возраст с пейзажем, на котором изображено утро ранней весенней порой. (Утро — самое начало дня; весна — утро года, как говорят в народе; детство — весеннее утро в жизни человека.)

Далее учитель ставит в портретную рамку куклу-помощника, демонстрирует разворот с. 30—31 в учебнике и спрашивает: «Ребята, если бы наш знакомый оказался в музее нашего учебника, какими экспонатами он бы заинтересовался?»

Учитель предлагает кому-нибудь из мальчиков «поработать портретом». Просит остальных детей рассказать о герое этого портрета: какой он, чем любит заниматься, чем интересуется. Поощряет положительные характеристики. Учитель: «Вспомните название нашего урока. Чему, каким делам черед в детстве? Чему время учиться, что узнавать?» Учитель может прочитать стихотворение С. Я. Маршака «Из чего только сделаны мальчики». Спрашивает у детей, согласны ли они с этой английской народной песенкой.

Затем учитель продолжает: «О следующем времени жизни говорят «золотое время». Как оно называется? (Дети делают предположения, затем один из учеников читает слово «молодость» на голубой плашке.) Подходит ли пословица «Золотое время — молодые лета» к портрету молодого человека? Что бы вы могли о нем рассказать? Как мы понимаем, что это молодой человек? В чем особенности молодости? Чему черед в годы молодости? Как пейзаж подчеркивает слова пословицы?» (Золотое время — золотые одуванчики, свобода, простор, свежесть, устремленность вдаль, много времени впереди, день долгий. Молодость — это летний полдень в жизни человека.)

Учитель: «На с. 64 учебника мы видим портрет другого человека. Кто это? Где в учебнике мы уже встречались с именем А. С. Пушкина? Какие произведения поэта вы уже знаете и помните? Посмотрите на портрет и попробуйте определить, в какое время жизни поэта он сделан. Давайте прочитаем название этой поры и пословицу, которая к ней относится. Что значит слово «зрелость»? А в жизни человека? Зрелым можно назвать плод. Каким плодам жизни — добрым плодам — приходит черед у людей среднего, «середового» возраста? Почему портрет именно А. С. Пушкина выбран для этой страницы?» (К возрасту зрелости поэт уже создал большинство своих произведений, у него было четверо детей. Его жизнь дала добрые, достойные, очень нужные плоды.) Учитель по выбору читает любое из стихотворений Пушкина, предлагая детям вслушаться в музыку слов.

Учитель: «Вспомните, какие этапы жизни мы уже назвали. Какое время нам осталось назвать? Почему о старости говорят: «Седая бородушка — золотая головушка»? В чем золото, богатство старости? (В мудрости, опыте, любви близких и к близким.) Глядя на портрет В. И. Даля, попробуйте описать, какое настроение старался передать художник, что для него было самым главным в этом портрете. Обратите внимание на взгляд, сложенные руки, теплую одежду (потребность в тепле и любви), покой в позе — как у человека, завершившего работу. Кто знает, какой труд стал делом жизни для В. И. Даля? Где в учебнике мы уже встречались с его произведениями?» (В отрывке из сказки о хлебе и многочисленных русских пословицах в учебнике и рабочей тетради.) Учитель кратко рассказывает о биографии В. И. Даля, его вкладе в отечественную культуру.

Учитель продолжает: «Сколько времен жизни человека мы назвали? Бывают четыре времени жизни — четыре времени ... (года). Какие? Четыре времени ... (суток). Какие? Рассмотрите вновь иллюстрации. Попробуйте заметить сходство мальчиков и мужчин разных возрастов с весенней, летней, осенней и зимней природой». (Детство — утро жизни, весна, нежность, прозрачность, свежесть листвы; молодость — полдень, лето, раздолье, разноцветье, цветение, радость; зрелость — день, конец лета — начало осени, сбор урожая, плодов, яркость, «пышное природы увяданье»; старость — зима, сумерки, покой, отдых, тишина.)

Учитель: «Мы видели портреты разных людей. У каждого из них своя история жизни — биография. Но представьте себе, что это картины из жизни одного и того же человека — от детства до старости. Попробуйте рассказать его историю. Что было самое главное в его жизни?» Дети под руководством учителя составляют устный рассказ. Учитель направляет рассуждения к выводу о том, что смысл жизни мужчины в том, чтобы найти дело своей жизни, суметь добиться в этом деле добрых плодов и стать таким отцом, с которого детям захочется брать пример.

В конце урока дети выполняют задание № 2 рабочей тетради (с. 49), наклеивая только картинки природы. Вторую часть задания (подобрать и наклеить фотографии мужчин разного возраста) дети выполняют дома с родными.

Национально-региональный компонент.Обсудите особенности отношения к детям и старикам в традиционной культуре народов своего края.

Физкультминутки проводятся по принципу игры «В перевертушки»: дети чередуют хлопки в ладоши с ударами ладоней по коленям.

 

Огурчики, Помидорчики, Ложки, плошки, Поварешки, Перевертушки!

 

При слове «перевертушки» дети поворачиваются вокруг себя в прыжке и, на каком бы месте ни остановились, повторяют игровой припев. Затем вновь переворачиваются в прыжке.

Рекомендации для занятий в семье.Выполните задания № 1 и № 3 рабочей тетради (с. 48—49).





©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.