Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные материалы для учителя




Особые отношения связывали А. С. Пушкина и В. И. Даля. Дочь Владимира Ивановича писала так: «Отец был близок с Жуковским и Пушкиным. От Пушкина отец унаследовал его перстень, который жена его сняла с руки умершего мужа и передала отцу, бывшему все время при кончине Пушкина. И у отца хранился также сюртук его, простреленный на дуэли...»

Не случайно перстень-талисман (так писал о нем Пушкин в стихотворении «Храни меня, мой талисман...») перешел от Пушкина именно к Далю. За свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» он принялся по настоянию великого поэта. «В начале было Слово...» — и Пушкин, и Даль, каждый по-своему, приумножили и сохранили для нас это богатство. «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски, значит, я — русский», — говорил сын датчанина и немки Владимир Даль. Свое последнее слово для «Толкового словаря...» Даль продиктовал дочери за два часа до смерти. А за год до кончины принял православие.
Умер В. И. Даль в 1872 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

 


Урок 59. У КАЖДОГО ВРЕМЕНИ СВОЙ ПЛОД

Задачи урока: представить детям образ женщины в разные возрастные периоды ее жизни; углубить понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; расширить толкование понятия «творческая личность человека» на примере образа матери и в связи с понятием о женском достоинстве; продолжать воспитывать уважение к достоинству человека в разном возрасте.

Планируемые достижения учащихся: уметь приблизительно определять возраст женщины, находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к женщине.

Оборудование. У учителя — рамка для портрета; журналы, газеты; магнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» П. И. Чайковского. У учащихся — ножницы, клей.

Предварительная работа. По возможности украсьте класс композицией из живых цветов и фруктов. Подготовьте рассказ о выдающейся женщине современности или прошлого.

Ход урока

Урок можно начать с повторения материала прошлого урока с помощью вопросов учителя: «Как называются разные возрастные периоды в жизни человека? (Детство, молодость, зрелые годы, старость.) С какими временами года и суток мы их сравнивали? Может быть, кто-то из вас подготовил устный рассказ о знакомом, родном человеке или герое книги, фильма, спектакля?» Если желающих рассказать окажется много, после одного-двух рассказов предложите подготовить рассказы в рисунках и фотографиях с подписями для общего стенда в рамках работы за страницами учебника.

Затем дети рассматривают развороты с. 66—69 учебника под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» и отвечают на вопросы учителя: «Какие чувства у вас вызывают эти иллюстрации? Можно ли сказать, что взгляд на эти страницы пробуждает в сердце радость, восхищение, удивление? Какие слова кажутся подходящими к портретам героинь и видам природы?» (Красота, добро, мама, бабушка, ласка, любовь, нежность, тепло, радость, забота, свет.)

Кукла-помощник (Девочка), так же как и на предыдущем уроке помещенная в рамку для портрета, продолжает беседу: «Я вчера ходила в музей. Угадайте, какие экспонаты мне понравились больше всего». Учитель: «Для этого нам тоже нужно туда вернуться». Дети раскрывают учебники на разворотах с. 30—33 «Войдем в музей!», выясняют, что кукле особенно понравились экспонаты «женского» ряда. Кукла: «Ребята, каким одним словом можно объединить все эти вещи? Одна моя знакомая девочка очень хорошо сказала — “всякая красота!”». В рамке появляется кукла-помощник Мальчик: «Ерунда всякая, безделушки! Правда, ребята?» Дети выражают свое мнение. Учитель: «Давайте разберемся: красота — это ерунда или нет. Посмотрите, пожалуйста, еще раз на героинь разворотов с. 66—69 и скажите, какие признаки красоты вы видите».

При обсуждении учитель помогает детям обратить внимание сначала на внешние признаки (наряды, интерьер, порядок, чистота); у девочек — на красоту нарядов, ухоженность; в «Автопортрете» З. Я. Серебряковой — на веселое выражение глаз и здоровое лицо, легкую улыбку. Особенно учитель выделяет порядок и уют на картине Б. М. Кустодиева: «Как вы думаете, чьи заботливые руки поставили в комнате цветы, навели чистоту и порядок вокруг? А если представить себе, что в комнате нет букета, вещи раскиданы, можно ли назвать такую обстановку красивой? Уютно ли будет младенцу в таком доме? Значит, красота — это не только безделушки, но и порядок, чистота, уют. Красота — это то, что необходимо нам, чтобы чувствовать себя хорошо и быть здоровыми».

Затем учитель подводит детей к определению таких признаков красоты, как доброта, нежность, ум: «Можно ли назвать маму, купающую младенца, красивой? Мы почти не видим ее лица. Но что кажется привлекательным, убеждает в том, что она красива? (Заботливая поза, белоснежность блузки, уложенные волосы, взгляд, устремленный на ребенка, как будто обнимающее, оберегающее движение рук.) А вот перед нами пожилая женщина. Вглядитесь в ее лицо. Чем оно красиво? Каким человеком, как вам кажется, была эта женщина? Почему с такой любовью художник Аргунов написал портрет не юной красавицы, а пожилой женщины?» (Добрый, мягкий, умный, понимающий взгляд, нежная улыбка, лицо, лучащееся добротой и вниманием, маленькие, но сильные, по-матерински надежные руки.)

Учитель пересказывает краткую биографию А. А. Лазаревой из Приложения учебника (с. 77). Уточняет у детей, увидели ли они подтверждение рассказа в портрете: «Согласны ли вы с тем, что пожилой человек может быть прекрасен, как эта женщина, благодаря красоте своего внутреннего мира, которая проявляется во внешнем облике? Вот теперь давайте ответим нашему другу, красота — это ерунда, побрякушки или важное и даже необходимое нам в жизни качество? Что такое настоящая красота и можно ли без нее прожить? Каким будет мир без настоящей красоты?»

Учитель продолжает: «Давайте попробуем подобрать к каждой из страниц нашего урока подходящую пословицу». Учитель вразнобой произносит пословицы из текста учебника. Дети подбирают к ним иллюстрации и обосновывают свой выбор. Выделяют сходство девочек и женщин разных возрастов с цветами, плодами и убранным полем. Подбирают эпитеты к образам природы, которые одновременно подходят и к ним, и к героиням портретов (подснежник — нежный, хрупкий; цветущая яблоня — пышная, сильная; яблоки, колосья с зерном — спелые, щедрые, наполненные силой солнца, дарящие жизнь; поле — спокойное, светлое, ждущее зимы, отдыхающее после трудов). Уточняют, с кем в пословицах сравниваются разные времена года.

Кукла-помощник: «С красотой вы меня убедили. А вот прочитайте-ка название урока. Ничего не понимаю!» Кто-нибудь из детей читает название урока. Проходит общее обсуждение, в ходе которого постепенно определяется общая мысль о том, что в любом возрасте («в каждом времени») жизнь женщины красива по-своему, красива плодами (в детстве — мечтами о будущем; в молодости — добрым характером, приветливостью, бодростью, здоровьем; в зрелости — заботой о детях, трудом, «украшением» жизни добрыми делами; в старости — пониманием, терпимостью, любовью). Учитель акцентирует внимание детей на том, что к каждому возрасту подходят слова «доброта» и «любовь» — главный плод жизни женщины, который по-разному выражается в разное время.

Далее учитель кратко и выразительно рассказывает об одной из современниц или выдающихся женщин прошлого. Подчеркивает в рассказе, что самоотверженность, героизм, подвиг этих женщин рожден прежде всего любовью к людям и стремлением к красоте, добру и справедливости.

Затем ученики делятся на четыре группы. Каждой группе предлагается сочинить свою часть рассказа о природе как о живом человеке в разные возраста — времена года: ранняя весна — девочка; цветущая весна — девушка; лето — женщина-мать; осень — бабушка.

В конце занятия учитель предлагает выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 51). Детям можно предложить старые журналы с пейзажами, фотографиями видов природы. Ученики по выбору вырезают понравившиеся фрагменты и наклеивают их в тетрадь. Желающие делают собственные рисунки. Работа проходит под музыку «Вальса цветов» П. И. Чайковского.

Национально-региональный компонент. Заострите внимание детей на положительных примерах отношения к женщине в региональной культуре. Обсудите образы женских персонажей сказок народов своего края, определите главные качества, которые выделяются в них как положительные.

Физкультминутки исполняются в сопровождении докучной сказки:

 

Бабушка Арина Кашу варила, (Помешивают кашу.) Данил да Борис Из-за каши подрались. (Имитируют боксирующие движения.) Каша сбежала, (Поднимают плавно руки вверх.) Начинай сначала. (Прыжком поворачиваются на 90 градусов.) Бабушка Арина...

 

Текст и движения повторяются 4 раза до тех пор, пока дети не вернутся в исходное положение у своего стола.

Рекомендации для занятий в семье. Выполните задания № 1 и № 3 в рабочей тетради (с. 50—51).


Урок 60. Я — ЧАСТЬ МИРА

Задачи урока: формировать образ «Я», связанный с миром природы, культуры и окружающих людей; учить способам выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов; расширить толкование понятия «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве, куда входит и представление о мужском (или женском) статусе.

Планируемые достижения учащихся: уметь выразить личное восприятие мира и свое настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью музыки «Времена года» А. Вивальди, голосов природы; рамка для портрета. У учащихся — бумага, краски, кисти.

Предварительная работа. Подготовьте запись музыки А. Вивальди «Времена года» и голосов природы.

Ход урока

Учитель предлагает детям сесть удобно, кому как хочется, закрыть глаза, затем включает запись голосов природы (птичьи голоса, шум моря, ветра, леса). После прослушивания спрашивает у детей, какие кому представились картины, какие чувства возникли. Потом учитель предлагает детям «рассказать» о своем состоянии без помощи слов, раскрасив лист бумаги в тот цвет(а), который захотелось использовать после прослушивания голосов природы. Раскрашенные листы откладываются для просушивания, несколько из них — для угадывания (подбора) подходящего слова (эта работа может быть проведена при помощи кукол-помощников). Класс предлагает подходящие слова, автор листа подтверждает, уточняет или объясняет догадки и свой замысел. Несовпадения замысла и догадок учитель использует для того, чтобы подчеркнуть, какие все люди разные, как по-разному видят, слышат и чувствуют мир. Просит детей назвать положительные стороны такого разнообразия и делает вывод: «При встречах и общении с другими людьми нужно учитывать, что они могут понимать многое по-своему. И это очень интересно, только нужно учиться находить общие точки понимания. А они есть, лишь нужно проявить...». Дети дополняют предложение: любовь, понимание, интерес к другому человеку.

Кукла-помощник читает стихотворение из рабочей тетради (с. 52). Учитель спрашивает детей, как они его поняли. Затем предлагает выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 53). Каждое из предложений обсуждается учителем с учащимися, потом выбранное слово записывается на доску и переписывается детьми в тетради.

Далее учитель читает в учебнике вступительный текст к уроку «Я — часть мира», отрывки из русской и карельской песен. Дети пробуют спеть эти отрывки, воображая себя древними певцами. Учитель: «О чем говорят русская и карельская песни?» (Человек един с окружающим миром. Творчество человека — отражение мира природы. Но есть что-то отличающее его от всех других существ: человеку дано понимание, что хорошо и что плохо. Человек — единственный обитатель нашей планеты, кто может с помощью своих волшебных помощников улучшить окружающий мир или, наоборот, погубить его.) Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие звуки они слышали в начале урока. Затем включает музыкальную запись А. Вивальди «Времена года». После прослушивания спрашивает у детей: «Какие звуки природы вы услышали в музыке? Подходит ли эта музыка к иллюстрации В. М. Васильева «Дали изборские»? На каких уроках дети видели предметы, созданные человеком, но повторяющие творения природы? На что в природе похожи пляски, песни, наряды людей?» Для того чтобы ответить на эти вопросы, дети еще раз перелистывают страницы учебника.

Учитель предлагает завершить начатый рисунок, сделав на готовом фоне сюжетную зарисовку фломастером или акварелью. Готовые работы прикрепляются к стенду таким образом, чтобы они составили единую композицию «Наш мир».

Кукла-помощник: «Ребята, на наших занятиях в этом году я поняла, что наш мир — это красота и добро. И каждый из нас — часть большого и прекрасного мира. А что поняли вы? Что вам понравилось на наших занятиях? Какой урок запомнился?» К каждому желающему ответить учитель подходит, поднося рамку, и ученик отвечает, назвав свое имя и сообщив о себе то, что, по его мнению, важно.

Кукла-помощник: «Сколько в нашем классе ребят! И каждый — часть мира. Каждый интересен. Ребята, а представляете себе, сколько на свете людей?! И сколько вам еще предстоит интересных встреч, знакомств и открытий. В этом учебном году волшебный клубочек прощается с каждым и предлагает напоследок сыграть в игру. Тот, к кому он попадет в руки, скажет нам, как и где он хотел бы провести лето». Вслед за учителем дети проговаривают игровую закличку:

Тай-тай, налетай В интересную игру! Всех принимаем и не обижаем!

 

Дети перекидывают друг другу клубочек и поочередно делятся летними планами и мечтами.

Национально-региональный компонент. Обсудите с детьми, что традиционная культура региона — часть огромной культуры разных народов мира. Можно на примере пазлов (мозаики) показать, как без одного кусочка не получается общей картины, так и без отдельных традиций невозможна мировая культура.

Физкультминутки. Учитель говорит детям о том, что с приходом тепла все будут купаться в реках, озерах, море. Предлагает разучить игру:

 

Чашки, ложки, поварешки, Искупалися матрешки, Бульк!

 

При последних словах дети зажимают нос и «ныряют» — садятся на корточки. Игра повторяется несколько раз.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребенку подобрать его фотографию для выполнения задания № 3 рабочей тетради (с. 53). Обсудите совместные летние планы. Предложите нарисовать рисунок на с. 54 в рабочей тетради.

За страницами учебника

(раздел «Человек и окружающий мир»)

Посетите драматический театр, кинотеатр или просмотрите видеозаписи спектакля, кинофильма, прочитайте литературные произведения, где показаны человеческие судьбы. Познакомьтесь в художественном музее с портретной экспозицией, представляющей динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Устройте конкурс устных сочинений детей на любую из тем:

1. Моя любимая книга.

2. Как стать прилежным.

3. От улыбки станет всем светлей.

4. Гармония вокруг и внутри нас.

5. Жадность и щедрость.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...