Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Объект и предмет ПУ. Основные задачи ПУ на современном этапе.




1. Объект и предмет ПУ. Основные задачи ПУ на современном этапе.

Психология управления – отрасль психологии, изучающая управленческую деятельность, свойства и качества личности, необходимые для ее успешного осуществления.

В поле зрения психологии управления находятся следующие проблемы:

· Личность менеджера, вопросы его совершенствования и саморазвития;

· Организация управленческой деятельности с точки зрения её психологической эффективности;

· Коммуникативные умения менеджера;

· Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.

Объект изучения психологии управления - люди, входящие в юридическом и финансовом отношении в разнообразные организационные системы управления.

Предмет изучения психологии управления – психологические аспекты, факторы и механизмы функционирования управляющей и управляемой подсистем организации, определяющие эффективную ее деятельность.

Предмет психологии управления обычно подразделяется на четыре основные области:

1) психологические закономерности управленческой деятельности;

2) психологические закономерности субъекта этой деятельности – руководителя;

3) основные особенности взаимодействия руководителя с подчиненными;

4)  психологические закономерности управляемой подсистемы и ее субъектов (подчиненных)

5) Задачи:

1) Понимание природы управленческих процессов;

2) Знание основ организационной структуры;

3) Четкое представление об ответственности менеджера;

4) Знание способов повышения эффективности управления;

5) Знание информационных технологий и средств коммуникации;

6) Умение устно и письменно выражать свои мысли;

7) Компетентность в отношении отбора и подготовки специалистов;

8) Способность планировать и прогнозировать деятельность организации и собственную деятельность.

2. Методы ПУ. Эмпирические и организационные методы.

     Методы, которые использует психологическая наука для получения достоверной информации, можно разделить на следующие группы:

· эмпирические методы;

· организационные методы;

· экспериментальные методы;

· психодиагностические методы.

К эмпирическим методам относятся самонаблюдение (интроспекция) и наблюдение.

А) Самонаблюдение - это исследование человеком собственного душевного мира. Главная погрешность метода - субъективность.

Б) Наблюдение - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики другого человека.

К организационным методам относятся:

а) Сравнительный метод - метод поперечного среза, заключающийся в том, что различные группы населения в определенный момент времени сопоставляются по каким-либо признакам (социальное положение, род деятельности, материальный достаток, возраст, образование).

б) Лонгитюдный - метод продольного среза, состоящий в многократных обследованиях одних и тех же лиц (групп) на протяжении длительного времени.

в) Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители разных наук.

3. Методы ПУ. Экспериментальный метод.

Эксперимент - это единственный метод, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора ведет за собой обязательное проявление другого. Эксперимент проводится в заранее созданных условиях. От наблюдения отличается активным вмешательством исследователя в ситуацию.

а) Лабораторный эксперимент - эксперимент с применением специального оборудования. Испытуемый при этом знает, что он участвует в эксперименте. В экономической психологии этим методом можно измерять скорость приобретения трудовых навыков, специфику поведения в рисковых ситуациях и т. д.

б) Естественный эксперимент - проводится в естественных условиях. Испытуемый может не подозревать, что участвует в эксперименте, и ведет себя обычно. Издавна известен способ проверки на честность работника: ему незаметно подбрасываются деньги или вещи. Работодатель может незаметно проверять, какую нагрузку может вынести работник - по количеству часов рабочего дня и т. д.

в) Искусственный эксперимент - испытуемому известно, что он участвует в эксперименте. Здесь могут возникнуть помехи, связанные с тем, как испытуемый воспринимает экспериментатора.

4. Психодиагностические методы в ПУ. Основные виды психодиагностических методик.

А) Метод анализа конкретных ситуаций:

· изучение биографических данных;

· тестирование:

Б) Интервью, беседа.

В) Тестирование

· тесты умственного развития

· личностные тесты (опросники)

Г) Проективные методы

· ассоциативные методы

· методы выбора (малоформализованные и высокоформализванные)

· графические.

5. Психологическое содержание управленческой деятельности. Характеристика внешних особенностей деятельности и условий ее протекания.

Психологическое содержание управленческой деятельности проявляется в способах воздействия на личность с помощью личного примера, авторитета с сознательным применением приемов убеждения, внушения. Такие подходы позволяют воздействовать на всю психику человека, а не только на её сознательную часть.

Специфические особенности управленческой деятельности:

представляет собой синтез индивидуальной и коллективной деятельности;

опосредованная связь с конечным результатом (через подчиненных);

специфическая по своим условиям.

Специфика внешних условий (время, пространство, ресурсы):

ненормированный рабочий день;

неопределенная избыточная информация (несколько вариантов выбора);

ограниченность ресурсов;

дефицит времени для принятия решений;

высокая ответственность за конечный результат;

престиж, статус;

благосостояние.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...