1. Объект и предмет ПУ. Основные задачи ПУ на современном этапе.
Стр 1 из 30Следующая ⇒ 1. Объект и предмет ПУ. Основные задачи ПУ на современном этапе. Психология управления – отрасль психологии, изучающая управленческую деятельность, свойства и качества личности, необходимые для ее успешного осуществления. В поле зрения психологии управления находятся следующие проблемы: · Личность менеджера, вопросы его совершенствования и саморазвития; · Организация управленческой деятельности с точки зрения её психологической эффективности; · Коммуникативные умения менеджера; · Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении. Объект изучения психологии управления - люди, входящие в юридическом и финансовом отношении в разнообразные организационные системы управления. Предмет изучения психологии управления – психологические аспекты, факторы и механизмы функционирования управляющей и управляемой подсистем организации, определяющие эффективную ее деятельность. Предмет психологии управления обычно подразделяется на четыре основные области: 1) психологические закономерности управленческой деятельности; 2) психологические закономерности субъекта этой деятельности – руководителя; 3) основные особенности взаимодействия руководителя с подчиненными; 4) психологические закономерности управляемой подсистемы и ее субъектов (подчиненных) 5) Задачи: 1) Понимание природы управленческих процессов; 2) Знание основ организационной структуры; 3) Четкое представление об ответственности менеджера; 4) Знание способов повышения эффективности управления; 5) Знание информационных технологий и средств коммуникации; 6) Умение устно и письменно выражать свои мысли;
7) Компетентность в отношении отбора и подготовки специалистов; 8) Способность планировать и прогнозировать деятельность организации и собственную деятельность. 2. Методы ПУ. Эмпирические и организационные методы. Методы, которые использует психологическая наука для получения достоверной информации, можно разделить на следующие группы: · эмпирические методы; · организационные методы; · экспериментальные методы; · психодиагностические методы. К эмпирическим методам относятся самонаблюдение (интроспекция) и наблюдение. А) Самонаблюдение - это исследование человеком собственного душевного мира. Главная погрешность метода - субъективность. Б) Наблюдение - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики другого человека. К организационным методам относятся: а) Сравнительный метод - метод поперечного среза, заключающийся в том, что различные группы населения в определенный момент времени сопоставляются по каким-либо признакам (социальное положение, род деятельности, материальный достаток, возраст, образование). б) Лонгитюдный - метод продольного среза, состоящий в многократных обследованиях одних и тех же лиц (групп) на протяжении длительного времени. в) Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители разных наук. 3. Методы ПУ. Экспериментальный метод. Эксперимент - это единственный метод, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора ведет за собой обязательное проявление другого. Эксперимент проводится в заранее созданных условиях. От наблюдения отличается активным вмешательством исследователя в ситуацию. а) Лабораторный эксперимент - эксперимент с применением специального оборудования. Испытуемый при этом знает, что он участвует в эксперименте. В экономической психологии этим методом можно измерять скорость приобретения трудовых навыков, специфику поведения в рисковых ситуациях и т. д.
б) Естественный эксперимент - проводится в естественных условиях. Испытуемый может не подозревать, что участвует в эксперименте, и ведет себя обычно. Издавна известен способ проверки на честность работника: ему незаметно подбрасываются деньги или вещи. Работодатель может незаметно проверять, какую нагрузку может вынести работник - по количеству часов рабочего дня и т. д. в) Искусственный эксперимент - испытуемому известно, что он участвует в эксперименте. Здесь могут возникнуть помехи, связанные с тем, как испытуемый воспринимает экспериментатора. 4. Психодиагностические методы в ПУ. Основные виды психодиагностических методик. А) Метод анализа конкретных ситуаций: · изучение биографических данных; · тестирование: Б) Интервью, беседа. В) Тестирование · тесты умственного развития · личностные тесты (опросники) Г) Проективные методы · ассоциативные методы · методы выбора (малоформализованные и высокоформализванные) · графические. 5. Психологическое содержание управленческой деятельности. Характеристика внешних особенностей деятельности и условий ее протекания. Психологическое содержание управленческой деятельности проявляется в способах воздействия на личность с помощью личного примера, авторитета с сознательным применением приемов убеждения, внушения. Такие подходы позволяют воздействовать на всю психику человека, а не только на её сознательную часть. Специфические особенности управленческой деятельности: представляет собой синтез индивидуальной и коллективной деятельности; опосредованная связь с конечным результатом (через подчиненных); специфическая по своим условиям. Специфика внешних условий (время, пространство, ресурсы): ненормированный рабочий день; неопределенная избыточная информация (несколько вариантов выбора); ограниченность ресурсов; дефицит времени для принятия решений; высокая ответственность за конечный результат; престиж, статус; благосостояние.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|