11. Психологическая структура личности.
11. Психологическая структура личности. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. Концепция динамической структуры личности (К. К. Платонов). образующих 4 основные стороны личности: 1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). 4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т. п. ). 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами. 12. Биографические характеристики и их роль в управлении (возраст, пол, социально-экономический статус, образование). Возраст. С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. Есть основания считать, что возраст не оказывает существенного влияния на лидерство и эффективность руководителя. Это означает, что хорошим управленцем (так же, как и плохим) можно быть в любом возрасте.
Пол. Выбор места работы. Условно «женской» можно назвать стратегию «удобной работы», условно «мужской» – стратегию «доходной работы». Традиционно для мужчины работа - средство реализовать, проявить себя, для женщины - место, где она может ощутить уважение и пообщаться. Предпринимательство. Женщин в бизнесе меньше, чем мужчин, т. к. предпринимательство связано с принятием решений, лидерством, ответственностью, риском. Кроме того, у женщин слабее установка на карьеру, худшие стартовые условия (реже имеют опыт руководящей работы). Доход женщин в бизнесе значительно меньше, чем у мужчин. Женщина более склонна к семейному бизнесу. Деловая активность незамужних женщин выше. А у погрузившихся в бизнес " с головой" семья чаще всего распадается. Управление карьерой. Женщины пытающиеся сделать карьеру иногда сталкиваются с таким явлением как «стеклянный потолок». Общепринятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка». Семейное положение. Некоторые факты свидетельствуют о том, что работники, состоящие в браке, меньше пропускают работу, реже увольняются и более удовлетворены своим трудом, чем их коллеги Исследования показывают, что стабильный брак увеличивает доходы. Социальный статус и образование. И статус, и образование, безусловно, важны не только для того, чтобы занять менеджерскую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. Типичный западный менеджер высокого ранга имеет как минимум одно университетское образование. И. Успех определяет не то, что записано в дипломе, а то, что содержится в голове. 13. Темперамент. Психофизиологическая характеристика видов темперамента .
Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Меланхолик — легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, легко эмоционально раним. 14. Черты личности. Характерологические особенности личности. Акцентуированный и не акцентуированный характер. Черты личности — стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно и при этом отчетливо проявляющиеся на поведенческом уровне вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств жизнедеятельности субъекта. Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. Основные типы акцентуации характеров и их сочетаний: Демонстративный тип — крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность. Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.
Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности. Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. 15. Я-концепция личности. Самооценка, самоуважение и самоэффективность личности. Я-концепция— система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Адекватная самооценка (или объективное отражение собственной личности) ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определенный уровень притязаний личности. Неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью. Самоэффективность — вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации. На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства: 1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения. 2. Опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми. 3. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание. 4. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|