Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3 Общее и индивидуальное в психике (4ч.)




Тема 3 Общее и индивидуальное в психике (4ч. )

Первое занятие

1) Целостное и парциональное описание психологии человека

2)  Конституциональный уровень психики

 

Содержание первого вопроса

1. Индивид как родовая форма индивидуального бытия.

2. Субъект и его психическая организация.

3. Личность как социокультурная реальность.

4. Личность и индивидуальность человека.

Содержание второго вопроса

1. Организм, мозг, психика.

2. Пол и возраст.

3. Темперамент и его психологические особенности.

4. Волевая регуляция поведения человека.

 

Самостоятельная работа студента

Задание 1

Изучите историю исследований личности.

Законспектируйте основные взгляды отечественных и зарубежных ученых на развитие личности:

1) Р. Кеттела;

2) А. Лазурского;

3) Б. Скинера;

4) А. Бандуры;

5) К. Роджерса;

Задание 2

Проведите анализ и представьте свою точку зрения пониманию формулы предложенной А. Н. Леонтьевым: «Личность ≠ индивид».

Задание 3

Заполните таблицу

Иерархическая структура личности (по К. Платонову)

Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
 Направленность    
 Опыт    
 Формы отражения    
 Биологические свойства    
 Конституциональные свойства    

Задание 4

Расположите имена ученых-психологов в хронологическом порядке в соответствии с их жизнедеятельностью:

1) А. Адлер;

2) З. Фрейд;

3) К. Юнг.

Представьте в форме сообщения общенаучные выводы о природе человека как личности, которые предложил каждый из ученых, опираясь на собственный жизненный опыт и практику клинических наблюдений.

Задание 5

Допишите недостающую информацию:

1) Р. Кеттел создал первый в истории психологии научно обоснованный.. … для изучения личности, воспользовавшись для его разработки достаточно строгим методом математической статистики - …

2) кроме Р. Кеттела и А. Лазурского свой вклад в начало экспериментальных исследований личности внес…, он предложил…

Задание 6

Выберите правильный ответ.

Какое из перечисленных понятий наиболее подчеркивает биологическую сущность человека:

а) субъект;

б) индивид;

в) личность;

г) человек.

Задание 7

Выберите правильный ответ.

Родовая принадлежность человека фиксируется в понятии:

а) индивид;

б) особь;

в) личность;

г) субъект.

Задание 8

Выберите правильный ответ.

Системное социальное качество, приобретенное индивидом в предметной
деятельности и общении, обозначается понятием:

а) мотивация;

б) задатки;

в) темперамент;

г) личность.

Задание 9

Выберите правильный ответ.

Личность в ее своеобразии - это:

а) индивид;

б) личность;

в) индивидуальность;

г) субъект.

Задание 10

Пользуясь учебной литературой, выпишите ключевые понятия темы в глоссарий и выучите их:

1) индивид;

2) субъект;

3) личность;

4) индивидуальность;

5) направленность.

Задание 11

Изучите конституциональный уровень психики.

Охарактеризуйте специализацию разных зон коры головного мозга.

Проанализируйте, как проявляется и когда складывается межполушарная асимметрия мозга.

Задание 12

Составьте таблицу «Различные функции полушарий».

Ответьте на вопросы:

1) Что происходит, если поражено одно из полушарий?

2) В каком возрасте асимметрия полушарий мозга наиболее сильно выражена?

Задание 13

Установите соответствие

Типы темперамента Описательная характеристика
1. Сангвинистический А. Вспыльчив, слишком горяч и не сдержан. Движения порывисты. Неуравновешен.  
2. Меланхолический Б. Быстро находит контакт с людьми, большая подвижность, быстрота психических процессов. Уравновешен.  
3. Холерический В. Колебания и осторожность в движениях. При неблагоприятных условиях может стать замкнутым, боязливым, тревожным человеком. Неуравновешен.
4. Флегматический Г. Обычное состояние – спокойствие. Редко выходит из себя. Совершенно чужды тревога и аффекты. Уравновешен.  

Задание 14

Расположите имена ученых-психологов в хронологическом порядке в соответствии с их жизнедеятельностью:

1) Кречмер;

2) И. П. Павлов;

3) Гиппократ;

4) В. Д. Небылицин;

5) В. М. Русалов.

Задание 15

Выберите правильный ответ.

Тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) флегматик;

г) меланхолик.

Задание 16

Выберите правильный ответ.

Тип темперамента, характеризующийся уравновешенностью легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) флегматик;

г) меланхолик.

Задание 17

Выберите правильный ответ.

Высокая сензитивность. низкая пластичность, низкий темп реакций являются отличительными признаками темперамента:

а) меланхолического;

б) флегматического;

в) холерического;

г) сангвинического.

Задание 18

Пользуясь учебной литературой, выпишите ключевые понятия темы в глоссарий и выучите их:

1) организм;

2) темперамент;

3) генетические различия;

4). ВНД

Вопросы для дискуссионного обсуждения

 

1. Каково соотношение общего и индивидуального в психике человека?

2. Являются ли свойства индивида генетически заданными или могут формироваться и изменять его прижизненно?

3. Как формируется ваша система взглядов и убеждений на природу, общество и человеческие отношения?

4. Назовите качества личности руководителя, которые необходимо сформировать для эффективной управленческой деятельности.

5. Какие главные функции выполняет высшая нервная система?

6. Какими преимуществами обладают сильный и слабый типы нервной системы?

7. К какому типу ближе ваша собственная нервная система, если судить по ее проявлениям в поведении?

8. Возможно ли напрямую воздействие через обучение и воспитание на генетический аппарат и на то, что связано с ним в психологии поведения человека

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...