эвристический практикум. по основам педагогики. Хуторской, А. В.. Предисловие
Стр 1 из 42Следующая ⇒ Министерство здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский Кафедра психологии и педагогики
А. В. Хуторской А. Д. КОРОЛЬ
эвристический практикум по основам педагогики Учебно-методическое пособие для студентов лечебного,
Гродно ГрГМУ УДК 37. 012. 1(076. 5) ББК 88. 4 я73 Х 98
Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ» Авторы: зав. лабораторией методологии общего среднего образования зав. каф. психологии и педагогики ГрГМУ, канд. пед. наук, доц.
Рецензент: декан педагогического факультета УО «Гродненский
Хуторской, А. В.
ISBN 978-985-496-535-2
Можно ли обучать всех по-разному, соблюдая при этом требования образовательной программы по предмету? Структура и содержание данного практикума является эвристическим, ориентированным на творческую самореализацию студента, индивидуализацию процесса его образования посредством предоставления возможности ставить цели в учебном познании, выбирать необходимые формы и методы, осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности. Важным содержательным элементом практикума является эвристическое задание, которое, с одной стороны, «открыто», не имеет единого решения, с другой стороны, «опирается» на образовательный стандарт и программу по предмету «Основы психологии и педагогики». Большинство эвристических заданий имеет коммуникативный характер - основу продуктивной творческой деятельности студента, ряд заданий предназначен для выполнения в форумах курса, посредством ресурсов сети Интернет. Личностную ориентацию практикума составляют также выполненные задания, рефлексии студентов прошлых лет.
Предназначено для студентов и преподавателей ВУЗов, методистов, учителей, всех желающих. УДК 37. 012. 1(076. 5) ББК 88. 4 я73 ISBN 978-985-496-535-2 © Хуторской А. В., Король А. Д., 2009 © УО «ГрГМУ», 2009 Предисловие «Нельзя человека научить – можно помочь ему научиться» (Г. Галилей) «Я думала, что педагогика скучна и неинтересна, но при изучении материала поняла, что это достаточно полезно – уметь организовывать свой учебный процесс» (Матчак О. С., лечебный факультет, 1 курс, 15 группа, ГрГМУ, 2008/2009 уч. г. )
Зачем подлежит изучению раздел педагогики? Содержание понятия «образование», равно как и человек – многогранно. Существует образ формирующей педагогики – он основан на представлении о человеке как «чистом листе», на котором можно написать то, что отвечает социуму. В подобном рассмотрении образования его содержание рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт, который передается учащемуся для усвоения. Традиционно считается, что знания ученик может получать только извне – от учителя, из учебника и т. д. Поэтому традиционное образование обязательно включает так называемую " передачу знаний". Учащийся должен «знать и уметь» применять те знания и умения по образцу, которые ему передаются извне.
Существует и противоположный образ – от учащегося к внешнему миру – образ развивающей педагогики, в которой человек – это «семя», а задача образования – предоставить ему условия для развития заложенного в нем личностного и человеческого потенциала. Можно ли знать все обо всем? Во-первых, «кто «много ест, еще не значит, что здоров» – так говорил Аристипп из Кирен – один из двух любимых учеников Сократа. Во-вторых, мир никогда так стремительно не развивался, а изменения никогда еще не были столь глобальными, как теперь – системы, обеспечивающие социальную адаптацию человека (в частности, система образования) не успевают приспосабливаться к росту объемов информации, к изменению ее структуры и функций. Опора на стабильные по своей сути ориентиры, нацеленные на передачу и усвоение готового знания, не оставляет сегодня шансов ученику быть успешным в непрерывно изменяющемся мире. Если ранее одной из основных задач образования являлась адаптация учащегося к окружающему миру, то сегодня он вынужден выступать в роли равноправного участника его изменений. Скорость передачи педагогически адаптированного социального опыта (в виде систематизированной и упорядоченной информации) значительно ниже скорости изменений в мире. Те знания, умения, которые формируются при передаче содержания образования учащемуся, быстро трансформируются и устаревают. Любой стандартный набор знаний и умений «по образцу», которым должен сегодня владеть Учащийся, представитель одной культуры, в условиях глобальных изменений в информационном обществе не способен эффективно усваивать поликультурное «многое» – информацию. В современном мире требуется не столько быть знающим, сколько компетентным, включая умения формировать знания самостоятельно, работать с информацией, общаться.
Быстроизменчивость и глобализация мира определяет первостепенную важность развития и формирования компетентности учащегося к непрерывному самоизменению, способного не к пассивной адаптации к миру, а к активной. Тенденция современного мира – его информатизация. Коммуникации между людьми постепенно заменяются телекоммуникациями. Диалог связывает между собой удалённых друг от друга субъектов деятельности и становится всё более дистанционным. Отсюда важность формирования информационных, коммуникативных компетенций учащегося. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом» (О. Е. Лебедев). Отсюда вытекает необходимость смещения акцента в образовании с привычного пассивного получения готовых знаний к активному их усвоению, т. е. к раскрытию фундаментального познавательного потенциала личности сообразно ее культурным, психологическим, физическим особенностям. Одна из основных задач сегодняшнего образования – не учить человека (как в случае с формирующей педагогикой), а учить его учиться, создавать условия для развития заложенного в человеке потенциала, его самореализации, индивидуализировать процесс обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|