Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

эвристический практикум. по основам педагогики. Хуторской, А. В.. Предисловие




Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный медицинский
университет»

Кафедра психологии и педагогики

 

А. В. Хуторской

А. Д. КОРОЛЬ

 

 

эвристический практикум

по основам педагогики

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного,
педиатрического, медико-психологического, медико-диагностического (специальности: медико-диагностическое дело, сестринское дело)
факультетов

 

 

Гродно

ГрГМУ


УДК 37. 012. 1(076. 5)

ББК 88. 4 я73

Х 98

 

Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ»
(протокол № 6 от 24 июня 2009 г. ).

Авторы:       зав. лабораторией методологии общего среднего образования
ИСМО РАО, член-корр. Российской Академии Образования,
д-р пед. наук А. В. Хуторской;

зав. каф. психологии и педагогики ГрГМУ, канд. пед. наук, доц.
А. Д. Король.

 

Рецензент: декан педагогического факультета УО «Гродненский
государственный университет имени Янки Купалы, д-р пед. наук,
проф., член-корр. Белорусской академии образования
В. П. Тарантей

 

Хуторской, А. В.

Х 98 Эвристический практикум по основам педагогики: учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов, для студентов медико-диагностического факультета специальности: медико-диагностическое дело, сестринское дело / А. В. Хуторской, А. Д. Король – Гродно: ГрГМУ, 2009. – 184 с.

ISBN 978-985-496-535-2

 

Можно ли обучать всех по-разному, соблюдая при этом требования образовательной программы по предмету?

Структура и содержание данного практикума является эвристическим, ориентированным на творческую самореализацию студента, индивидуализацию процесса его образования посредством предоставления возможности ставить цели в учебном познании, выбирать необходимые формы и методы, осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности. Важным содержательным элементом практикума является эвристическое задание, которое, с одной стороны, «открыто», не имеет единого решения, с другой стороны, «опирается» на образовательный стандарт и программу по предмету «Основы психологии и педагогики». Большинство эвристических заданий имеет коммуникативный характер - основу продуктивной творческой деятельности студента, ряд заданий предназначен для выполнения в форумах курса, посредством ресурсов сети Интернет. Личностную ориентацию практикума составляют также выполненные задания, рефлексии студентов прошлых лет.

Предназначено для студентов и преподавателей ВУЗов, методистов, учителей, всех желающих.

УДК 37. 012. 1(076. 5)

ББК 88. 4 я73

ISBN 978-985-496-535-2

© Хуторской А. В., Король А. Д., 2009

© УО «ГрГМУ», 2009

  Предисловие


«Нельзя человека научить – можно помочь ему научиться» (Г. Галилей)

«Я думала, что педагогика скучна и неинтересна, но при изучении материала поняла, что это достаточно полезно – уметь организовывать свой учебный процесс» (Матчак О. С., лечебный факультет, 1 курс, 15 группа, ГрГМУ, 2008/2009 уч. г. )

 

Зачем подлежит изучению раздел педагогики?

Содержание понятия «образование», равно как и человек – многогранно. Существует образ формирующей педагогики – он основан на представлении о человеке как «чистом листе», на котором можно написать то, что отвечает социуму. В подобном рассмотрении образования его содержание рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт, который передается учащемуся для усвоения.

Традиционно считается, что знания ученик может получать только извне – от учителя, из учебника и т. д. Поэтому традиционное образование обязательно включает так называемую " передачу знаний". Учащийся должен «знать и уметь» применять те знания и умения по образцу, которые ему передаются извне.

Существует и противоположный образ – от учащегося к внешнему миру – образ развивающей педагогики, в которой человек – это «семя», а задача образования – предоставить ему условия для развития заложенного в нем личностного и человеческого потенциала.  

Можно ли знать все обо всем?

Во-первых, «кто «много ест, еще не значит, что здоров» – так говорил Аристипп из Кирен – один из двух любимых учеников Сократа.

Во-вторых, мир никогда так стремительно не развивался, а изменения никогда еще не были столь глобальными, как теперь – системы, обеспечивающие социальную адаптацию человека (в частности, система образования) не успевают приспосабливаться к росту объемов информации, к изменению ее структуры и функций. Опора на стабильные по своей сути ориентиры, нацеленные на передачу и усвоение готового знания, не оставляет сегодня шансов ученику быть успешным в непрерывно изменяющемся мире. Если ранее одной из основных задач образования являлась адаптация учащегося к окружающему миру, то сегодня он вынужден выступать в роли равноправного участника его изменений.

Скорость передачи педагогически адаптированного социального опыта (в виде систематизированной и упорядоченной информации) значительно ниже скорости изменений в мире. Те знания, умения, которые формируются при передаче содержания образования учащемуся, быстро трансформируются и устаревают. Любой стандартный набор знаний и умений «по образцу», которым должен сегодня владеть
выпускник ВУЗа, делает его неконкурентно-способным и безоружным на рынке труда, практически непригодным для быстроменяющегося и усложняющегося мира.

Учащийся, представитель одной культуры, в условиях глобальных изменений в информационном обществе не способен эффективно усваивать поликультурное «многое» – информацию.

В современном мире требуется не столько быть знающим, сколько компетентным, включая умения формировать знания самостоятельно, работать с информацией, общаться.

Быстроизменчивость и глобализация мира определяет первостепенную важность развития и формирования компетентности учащегося к непрерывному самоизменению, способного не к пассивной адаптации к миру, а к активной.

Тенденция современного мира – его информатизация. Коммуникации между людьми постепенно заменяются телекоммуникациями. Диалог связывает между собой удалённых друг от друга субъектов деятельности и становится всё более дистанционным. Отсюда важность формирования информационных, коммуникативных компетенций учащегося.

«Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом» (О. Е. Лебедев).

Отсюда вытекает необходимость смещения акцента в образовании с привычного пассивного получения готовых знаний к активному их усвоению, т. е. к раскрытию фундаментального познавательного потенциала личности сообразно ее культурным, психологическим, физическим особенностям. Одна из основных задач сегодняшнего образования – не учить человека (как в случае с формирующей педагогикой), а учить его учиться, создавать условия для развития заложенного в человеке потенциала, его самореализации, индивидуализировать процесс обучения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...