Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О структуре и содержании практикума




 

Структура и содержание данного практикума является эвристическим, ориентированным на творческую самореализацию студента.

Что такое эвристическое обучение? Эвристическое обучение направлено на раскрытие личностных особенностей учащегося, конструирование им собственного образовательного пути посредством предоставления возможности ставить цели в учебном познании, выбирать необходимые формы и методы, осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности. Эвристическое обучение позволяет индивидуализировать процесс образования студента, обучать всех по-разному, и, одновременно, соблюдать требования образовательной программы.

Традиционный способ подачи материала основан на том, что учащемуся предлагается первично познание не окружающей действительности, ее объектов, а познание представлений о ней в виде уже готовой систематизированной информации. Например, вместо наблюдения реального природного объекта или выполнения опыта студент изучает его картинку в учебнике. Студент должен «знать и уметь» – от него требуется усвоение и воспроизводство поданной систематизированной информации в виде ответа. При этом, чем больше степень совпадения в ответе с тем, что было изначально задано, тем выше оценка.

 

«Многие учения схожи с оконным стеклом: сквозь него мы видим истину, но оно же и отделяет нас от истины» (Д. Х. Джебран).

«Мы можем познать лишь те вещи, которые создали сами» (И. Кант). Следовательно, мы можем сформировать эффективно лишь те знания, информацию о которых сами добыли, а не получили.

 

Эвристический (через открытие) способ изложения материала основан на трехступенчатом алгоритме создания нового знания.

На первом этапе изучения темы студенту предлагается постижение той или иной области реальной действительности, исходя из особенностей мышления, способностей и др. личностных качеств студента. Изучение действительности (а не подмена действительности упорядоченной суммой информации о ней) предполагает результат – создание каждым студентом первичного субъективного образовательного продукта (СОП).

Вполне естественно, что данный продукт (гипотеза, рисунок, классификация, рассказ и др. ) содержит в себе тот или иной процент ошибки. В каком случае ошибка может быть исправлена? Если сравнить то, что создано студентом первоначально, с эталоном, образцом, сделанным человечеством в данной области знания. Это сравнение и есть ценнейший образовательный эффект.

Поэтому, на втором этапе эвристической образовательной деятельности созданный студентом первичный субъективный образовательный продукт сравнивается с тем, что является эталоном в данной области – так называемым культурно-историческим аналогом(КИА).

Культурно-исторический аналог концентрирует в себе основы изучаемых наук, искусств, отечественных и мировых традиций, технологий, других сфер человеческой деятельности, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях. Он выражается в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий и др., считающихся фундаментальными достижениями человечества.

В этом случае первичный продукт, содержащий в себе определенную долю ошибки, переосмысливается, сравнивается, и на третьем этапе достраивается до обобщенного образовательного продукта, включается в предмет новой деятельности студента (ООП).

При этом неизбежно личное образовательное приращение студента (его знаний, опыта, способностей), который оказывается активно включённым в процесс образования как культурно-исторического созидания. Подобная деятельность учащегося обеспечивает творческую самореализацию учащегося в процессе общего образования.

Основным содержательным элементом эвристического обучения по блоку «Основы педагогики» является эвристическое задание.

 

Эвристические задания позволяют учащимся ДЕЛАТЬ СВОИ ОТКРЫТИЯ по учебному предмету!

Эвристические задания – «открыты», то есть не имеют единого решения. Такое задание раскрывает внутренний потенциал учащегося, формирует и развивает эвристические качества его личности: креативные, когнитивные, организационно-деятельностные, а, значит, создает платформу для индивидуализации обучения студента.

С другой стороны, эвристическое задание «опирается» на образовательный стандарт и программу – в содержание задания входит то, что учащийся должен знать и уметь. Вместе, творческая и знаниевая составляющие эвристического задания – ключ к формированию компетентности учащегося.

Первое задание практикума направлено на формулировку студентом собственных (личностных, учебных и др. ) целей изучения данной темы.

Второе задание ориентировано на познание фундаментального образовательного объекта – области действительности. Третье – на составление обобщенного образовательного продукта.

Четвертым заданием является задание на рефлексивное осмысление образовательной деятельности студента.

Вариативность заданий предоставляет возможность организации коммуникаций между студентами, использования коллективных форм обучения. Основная цель – развитие навыков коммуникативности студента, умений работать в группе, составить коллективный образовательный продукт, представить свою работу и защитить ее.

В этой связи практически каждая тема занятия содержит задания, которые выполняются в форумах. Использование телекоммуникаций в образовании – не дань «моде», а действенное средство для наполнения учебного процесса творческой и личностно-ориентированной составляющей. Продуктивная, творческая деятельность студента и преподавателя неэффективна без коммуникативной составляющей самой системы образования, в особенности, форм и методов обучения. Одно из главных преимуществ использования информационных технологий в учебном процессе – возможность организации (количественно и качественно) горизонтальных «учащийся – учащийся» и вертикальных «учащийся – преподаватель» коммуникаций. При этом вопрос студента и его компоненты (доказательства, опровержения, диалог и др. ) являются образовательными продуктами и могут быть оценены.

Во время участия в форумах каждый студент выполняет две различные функции – участника обсуждения и организатора обсуждения.

 

Коммуникации на занятиях предоставляет возможность сравнения, сопоставления образовательного продукта учащегося с образовательными продуктами других учащихся, создании в результате подобного сравнения обобщенного образовательного продукта.

 

В практикуме содержатся задания, составленные другими студентами, что, наряду с «открытыми» эвристическими заданиями, также обеспечивает личностную направленность и значимость содержания практикума.

Вышеперечисленные эвристические структура и содержание практикума позволяют индивидуализировать процесс образования студента, и, одновременно, реализовать компонент образовательной программы по предмету «Основы психологии и педагогики».  

При этом неизбежное личное образовательное приращение студента (его знаний, опыта, способностей), который оказывается активно включённым в процесс образования как культурно-исторического созидания, сопрягается с процессом конструирования знаний и умений согласно образовательной программе. Вышесказанное свидетельствует о формировании компетентности студента как овладении им образовательной компетенции – синтеза социального и личностного заказа на образование, единства теории и практики.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...