Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретический блок. (Культурно-исторический аналог). Понятие «дидактика». Дидактика И.Ф. Гербарта. Дидактика прогрессивистов




Теоретический блок

(Культурно-исторический аналог)

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления и получили название образования.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, учреждения образования и др. ).


Понятие «дидактика»

 

Обучение может происходить систематически и планомерно (например, в школах, ВУЗах), однако может стихийно и спонтанно. Дидактика исследует процесс обучения, а сам термин происходит от греческих слов didactios – поучающий и didasko – изучающий.

Считается, что термин был веден немецким языковедом и педагогом Вольфгангом Ратке в 1613 г. Первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» педагога и философа-гуманиста Яна Амоса Коменского, написанная в 1632 г. и опубликованная в 1657 г.

В частности, чешский педагог и мыслитель писал, что «метод преподавания предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом».

Причем, Коменский под дидактикой понимал не только искусство обучения, но и воспитания.

 

«Великая дидактика,

содержащая универсальное искусство учить всех всему,

или

верный и тщательный обдуманный способ создавать по всем общинам, городам, селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

кратко, приятно, основательно,

где для всего, что предлагается,

основания почерпаются из самой природы вещей;

Истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств,

Порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается

Легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике. »


Дидактика И. Ф. Гербарта

Теория обучения, главная цель которой – развитие умственных способностей школьников. Активным в такой школе был учитель, а ученики должны были «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей».

Сильные стороны: разработка принципов конструирования содержания образования, использование воспитательных возможностей.

Недостатки: пренебрежение индивидуальными особенностями.

 

Дидактика прогрессивистов

 

Джон Дьюи в конце 19 века предложил реформу школьной системы, главной целью которой была бы не передача знания, а создание условий для развития врожденных способностей детей, обучение на основе их личного опыта.

 

Основные принципы:

· Учет интересов учащихся

· Учение через деятельность

· Познание и знание – следствие преодоления трудностей

· Свободная творческая работа и сотрудничество

 

Дидактика прогрессивистов опиралась во-многом на работы Ж. Ж. Руссо, немецкого педагога Ф. Дистервега, сопрягалась с идеями ведущих на то время педагогов и философофов, например, Л. Н. Толстого, реализовавшего идеи свободного развития детей в Яснополянской школе.

 

Цель обучения, согласно дидактике И. Ф. Гербарта – формирование интеллектуальных умений ученика через последовательность действий: изложение, понимание, обобщение, применение.

Цель в дидактике Д. Дьюи – развитие общих и умственных способностей ученика через его собственную практическую деятельность.


Сколько существует дидактик?

 

Существует общая дидактика и частные дидактики, которые называют методиками обучения по предметам.

 

Рис. 1. Главные вопросы дидактики: «Зачем учить? »,
«Чему учить? », «Как учить? ».

Основные дидактические понятия

Понятие «образование»

· Образование по отношению к субъектам: человеку (ученику, учителю), группе учеников, обществу, государству.

· Образование как воздействие на личность (формирование), и образование как развитие личности (выращивание ее субъективных возможностей).

· Образование как образовывание ученика (процесс), и образование как результат.

Тип образования

 

Понятие «образование» относится к фундаментальному философскому и педагогическому понятию. Оно не имеет однозначного понимания как среди ученых, так и педагогов-практиков. В основу различий трактовок понятия " образование" обычно кладут признак, который оказывает наибольшее влияние на образовательный процесс.

Приведем пример определения социально-ориентированного типа образования. «Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, общественного опыта». Другими словами, то, что важно для общества, становится важным для личности. Так ли это?

Педагог П. П. Блонский в начале XX столетияписал: «мы не должны желать заранее определить грядущую жизнь ребенка: это и незаконное желание по отношению к чужой жизни, это и неосуществимо, ибо всякое живое существо развивается по своим внутренним законам из своих зачатков. Мы должны вместо этого воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопредлению».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...