Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Можно ли «дать» образование?. «Иметь» и «быть»




Можно ли «дать» образование?

 

Традиционно считается, что в школе " дают" знания, а ученики их " получают". И мало кто задумывается, что в основе данного подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему " давать" (учителя, школа, государство), а его задача – только " брать". Иногда, правда, говорят, что " богатства, которые выработало до него человечество" передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие " закрома" свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку служат общим целям социума.

В основе личностно-ориентированного типа образования лежит иной доминирующий признак: " Личностно-ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности" [1]. Очевидно, что саморазвитие личности ребенка в этом случае не обходится без освоения им социальных и иных норм, но приоритет все же сохраняется за индивидуальным и субъективным началом, а не за общественной значимостью образовательного процесса и его результатов. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и опыт, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.

Личностно-ориентированное образование включает в себя практически те же структурные элементы, что и социально-ориентированное образование: цели, задачи, содержание, технологии, контроль, оценка, но смысл и вектор образовательного движения всегда иной – не к ученику, а от него. Например, традиционно считается, что знания ученик может получать только извне - от учителя, из учебника и т. д. Поэтому традиционное образование обязательно включает так называемую «передачу знаний». Личностно-ориентированный подход строится по-другому, поскольку предполагает возможность создания знаний самим учеником, то есть знания не передаются ему для заучивания в готовом виде, а конструируются, добываются, генерируются им в собственной деятельности.

Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения.

 

В основе личностно-ориентированной парадигмы обучения - признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории

 

Заметим, что традиции личностной ориентации в обучении имеют не менее древние корни, чем социально- или общественно-ориентированные традиции обучения. Учет сущности ребенка в его развитии можно найти, наверное, даже в первобытном строе.

 

«Иметь» и «быть»

 

«Иметь» и «быть» – две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм[2]. Ориентация «иметь» характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчуждённой от него, но необходимой ему для получения определённого социального статуса, например, обладания аттестатом зрелости.

Вот что об этом говорит философ Эрих Фромм, автор известной книги «Иметь или быть? »: «Школа ставит своей целью дать каждому учащемуся определённый объём «культурной собственности» и в конце обучения выдаёт документ, удостоверяющий обладание, по крайней мере, минимумом этой собственности»[3].

Цель подобного типа образования – обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция и последующая интериоризация[4] индивиду культурно-исторических ценностей, норм и традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.

Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, в котором деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватных познаваемым областям. Такое образование приводит к изменению (образовыванию) внутренней субстанции самого обучающегося и появлению его собственного знания.

Различие в двух подходах можно отразить на понятном примере диалога. Ответ учащегося на вопрос учителя подразумевает следование школьником за чужой логикой и зачастую имеет одно направление и измерение. Вопрос же учащегося характеризует приоритет личности учащегося, ее многомерность. Вопрос учащегося, а не ответ может служить и критерием оценивания образовательной деятельности ученика, поскольку обладает и знаниевой частью (базис вопроса), и творческо-деятельностной частью, основанной на отделении знания от незнания.

 

Таким образом, существует два различных подхода к образованию.

«Человек – глина». Это образ формирующей педагогики. Человек не имеет в таком понимании своей изначальной сущности и выступает в качестве «чистого листа».

«Человек – семя». Образование в этом случае есть развитие его потенциальных качеств, заложенных в нем изначально и реализующихся в зависимости от создаваемой среды.

В качестве одного из подтверждений того, что ребенок не есть «чистый лист», приведем примеры детских вопросов (возрастная группа 1 – 6 классы) о знании (по результатам Всероссийских эвристических дистанционных олимпиад «Знание», приуроченных к 1 сентября).

Задание КЛУБ ПОЧЕМУЧЕК. «А ты знаешь, что дети могут в течение дня задать более 400 вопросов! Ведь для того, чтобы знать, надо много спрашивать. А сколько вопросов можешь придумать ты? Придумай 5-10 главных вопросов своему учителю или родителям, чтобы узнать, что такое ЗНАНИЕ. Вопросы могут начинаться с самых разных слов: «Что? », «Как? », «Почему? », «Можно ли …? » и других».

 

Новоселова Лиза, 2 класс:

1. Что лучше: книга или Интернет?

2. Можно ли знать все?

3. Как задать вопрос, чтобы его поняли?

 

---

Одинец Влада, 1 «А» класс:

1. Откуда Знание берётся в голове?

2. Что такое Знание?

3. Где можно найти Знание?

4. Как его находят?

5. Почему нужно Знание?

6. Что будет, если не станет Знания?

7. Куда надо идти за Знанием?

8. Что надо делать, чтобы получить Знание?

9. Можно ли потерять Знание?

10. Каким бывает Знание?

11. Какой вкус у Знания?

12. Какой цвет у Знания?

13. Где живет Знание?

14. Есть ли друзья у Знания?

15. Есть ли конец Знанию?

16. Чем может помочь Знание?

17. Может ли Знание помешать?

---

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...