Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок целеполагания. Практическое задание. Раздел занятия: Развитие личности. Блок практических заданий на составление студентом субъективного первичного образовательного продукта




Блок целеполагания

 

Практическое задание

Сформулируйте не менее пяти вопросов к цитатам данного занятия.

 

 

---

Раздел занятия: Развитие личности

===

Блок практических заданий на составление студентом субъективного первичного образовательного продукта

Практическое задание

На прошлом занятии были представлены различные подходы к отбору и проектированию содержания образования. Какой тип образовательной системы – предметно-ориентированный или личностно-ориентированный – способствует в большей степени развитию личности учащегося? Приведите «за» и «против» каждого из типов образования, представленных в сокращенном, и потому упрощенном виде в таблице.


 

Блоки образовательной системы Традиционная передаточная система обучения Личностно-ориентированное обучение
Методологические аспекты системы обучения Учащемуся передается систематизированная информация об окружающей действительности в виде законов, теорем, аксиом и др. Монологичный характер содержания образования Учащийся первоначально познает окружающую действительность (фундаментальные образовательные объекты), составляет свое представление о ней в виде первичного субъективного продукта. И лишь затем сравнивает свой первичный продукт с образцом – культурно-историческим аналогом. Диалогичный характер образования
Содержание образования Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт, передаваемый учащемуся. Содержание образования - образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие.
Методы обучения Основаны на работе учащегося с внешнезаданной систематизированной информацией. Основаны на самостоятельном изучении учащимся области действительности, активного добывания знания, организации продуктивной деятельности учеников.
Диагностика и оценивание Диагностике и оценке подлежит полнота усвоения учеником внешнего содержания. Проверяется и оценивается только стандартный и общий для всех минимум знаний и умений, степень соответствия заданному. Приоритет ответа учащегося на вопрос учителя Диагностике и оценке подлежит личностная образовательная продукция ученика, приращение его внутреннего содержания образования за определенный учебный период, степень отклонения от заданного. Приоритет вопроса учащегося в учебном познании. Вопрос – критерий оценивания деятельности учащегося.

 

===

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

(Культурно-исторический аналог)

Принцип природосообразности ориентирует искать опору для конструирования теории и осуществления практики обучения в самом ребенке, в его естественных способностях и особенностях, обусловленных врожденными задатками.

В «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского есть принцип «Все из собственных корней», который взят автором «из природы», а также «из человеческого ремесла» и выражен соответствующим образом: «Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня... От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей... Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны»[11].

Отсюда великий педагог делает вывод, что «правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами»[12].

Принципу природосообразности противоположен предметоцентризм – одна из негативных особенностей современной школы. Предметоцентризм проявляется в том, что логика и содержание учебного предмета доминируют над учетом физиологических, анатомических, психологических и иных природных особенностей ученика. Например, логика обучения языку в первом классе традиционно разворачивается следующая: звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Здесь доминирует лингвистическая парадигма, а не парадигма генезиса речи.

Принцип природосообразности породил различные педагогические течения, связанные со свободным воспитанием, естественным обучением, натурализмом, педоцентризмом, здоровьесберегающими технологиями (И. Г. Песталоцци, А. В. Дистерверг, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, С. Френе, М. Монтессори и др. )

Свободное воспитание, в соответствии с представлениями Ж. -Ж. Руссо, является природосообразным, не нарушает гармонии человека с миром и самим собой. Его законы продиктованы естественным развитием личности и обусловлены ее саморазвитием и самопреображением. Природосообразное воспитание определяет место человека в природе, адекватное личности. Значит, если воспитание является свободным, выстраивающимся по модели природы, оно возвращает человеку его место, восстанавливает согласие между человеком и миром.

Развитие – это процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения. От того, каким мы представляем себе человека, так и понимаем характер его развития. Если ученый или педагог считает, что назначение человека – оперировать понятиями, то и развивать у него они будут предлагать именно эти качества. Если мы считаем, что назначение человека – открывать свой мир и себя в этом мире, то и концепцию его образования мы будем разрабатывать и применять соответствующую.

Развивающее обучение сместило образовательные акценты от изучения учениками материала по предметам на их учебную деятельность по развитию теоретического мышления (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), или на всестороннее развитие ученика (Л. В. Занков). Содержание учебного материала в связи с этим претерпело структурные изменения, но оставалось по отношению к учителю и ученикам заданным и от них почти независимым: " Мы не ставили перед собой задачу радикально перестроить содержание учебных предметов …" - писал Л. В. Занков[13]. По мнению В. В. Давыдова "... школьное образование нужно ориентировать на сообщение таких знаний, которые дети могут усваивать в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям" [14]. То есть знания все же " сообщались" ученикам, но с использованием дедуктивного подхода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...