ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. Основная задача системы - воспитание духовно свободной личности. Лечебно-педагогический успех. Особенности вальдорфской дидактики
ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА Основы вальдорфской педагогики разработаны немецким философом и педагогом Рудольфом Штейнером(1861-1925), создателем антропософии. Рудольф Штайнер является одним из самых интересных, удивительных и одновременно спорных явлений духовной жизни ХХ столетия. Этот мыслитель и ученый – редактор и издатель естественнонаучных трудов Гёте, автор значительных трудов в области философии и теории науки. В качестве основателя антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека. Им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения – эвритмия. Основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков. Однако наибольшую известность его имя получило в педагогике.
Основная задача системы - воспитание духовно свободной личности w Развитие и образование человека представляется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира. w Вальдорфские педагоги видят своей задачей «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки. w Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека. Лечебно-педагогический успех Десятилетний мальчик считался телесно и душевно больным. Он страдал гидроцефалией. Малейшее умственное напряжение вызывало у него приступы головной боли, бледность и нарушения в поведении. Домашний врач семьи Шпехт, знаменитый венский врач И. Брейер, учитель З. Фрейда, высказал сомнения в способности ребенка к развитию.
Р. Штайнер, напротив, был убежден в том, что в ребенке скрыты большие духовные способности и что все дело состоит только в том, чтобы привести духовно-душевное в правильную, здоровую связь с телесным.
«Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека» (Р. Штайнер) «Благодаря практике обучения, которое мне приходилось применять, мне открылось понимание связи между духовно-душевным и телесным в человеке. Здесь я прошел подлинную школу физиологии и психологии. Я должен был тщательно придерживаться принципа экономии, чтобы в возможно короткий промежуток времени и при наименьшем напряжении сил ученика достичь максимально возможной продуктивности. В течение двух лет мой ученик смог нагнать упущенное в школе, а потом с успехом сдать экзамен на аттестат зрелости». Позднее он поступил в университет и стал врачом».
Особенности вальдорфской дидактики
w Применение метода обучения детей через цветовое и образное переживание предметов. w Изучение объектов как наделенных душой вещей – понимание их сущности через чувственное восприятие и физическое ощущение. w Использование принципа дуализма – учения, признающего равноправие двух начал, а также различных противоречий (между небом и землей, белым и черным и т. д. ). w Учет жизненных биологических ритмов ребенка, чередование противоположных видов деятельности: «дыхание урока», «дыхание дня». w Природосообразность и отрицание шаблонов (например, дети до 14 лет чертят линии без линеек). Специфика изучения отдельных предметов на антропософской основе
w Письмо. Задание первоклассникам: «Нарисуйте живые буквы»; более старшим ученикам: «Напишите предложение так, чтобы ваш шрифт соответствовал содержанию текста».
w Математика. Единица – самое большое число, все остальное происходит из него. Вычитание, деление – это щедрость. Сложение, умножение – скупость, эгоизм. w Геометрия. Две основные линии – прямая и дуга, проживаются детьми в движениях. Например, прямоугольник прочувствуется детьми, когда они обходят вокруг прямоугольного дома. Линейки и линованные тетради почти не используются, это обеспечивает свободу для фантазии ребенка. В 9-12 классах ученики сравнивают фигуру в евклидовой и проективной геометриях («Перерастание пятиугольника в плоскость»).
=== Блок практических заданий на составление студентом обобщенного образовательного продукта 1 вариант Практическое задание Сформулируйте свои собственные вопросы к дидактической системе Р. Штайнера (антропософская педагогика Вальфдорской школы) и приведите свои ответы на них.
--- 2 вариант Практическое задание
На основе обзора зарубежных инновационных дидактических систем сформулируйте собственные признаки личностно-ориентированного обучения студента-первокурсника. Результаты оформите в таблицу.
===
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|