Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Две теории развивающего обучения




Две теории развивающего обучения

В последнее время в отечественной школе утвердилось понятие " развивающее обучение", основанное на идее советского психолога Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще только созревают.

Для объяснения своей модели Л. С. Выготский ввел понятия " зона актуального развития" – уже достигнутый ребенком уровень развития, при котором он может полностью самостоятельно, без помощи взрослого решать интеллектуальные задачи, и " зона ближайшего развития" – уровень развития, обнаруживающийся не в самостоятельном, а в совместном со взрослым решении интеллектуальных задач определенной сложности. Согласно данной модели, то, что сегодня ребенок делает в сотрудничестве с учителем, завтра он сможет делать самостоятельно.

Данная модель послужила ядром для создания двух концепций развивающего обучения, которые стали разрабатываться с конца 50-х гг. прошлого века. Одна концепция разработана под руководством Л. В. Занкова, другая - Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

Дидактические принципы концепции Л. В. Занкова:

1. Обучение на высоком уровне трудности. Преодоление учеником трудностей в " зоне ближайшего развития" ведет к развитию ученика и укрепляет его веру в собственные силы.

2. Ведущая роль теоретических знаний. Речь идет не о простом изучении теории, а о раскрытии в материале существенных связей, открытии закономерностей.

3. Высокий темп изучения материала. " Жвачка – злейший враг развития" (Л. В. Занков). Необходимость повторить изученное возникает при изучении нового, которое связывается с прежним.

4. Осознание школьниками процесса учения. Ученик осознает себя как субъекта учебной деятельности: как мне лучше запоминается материал, что я нового узнал, как изменились мои представления о мире, как меняюсь я сам?

5. Систематическая работа над развитием всех учащихся. Не допускается разделение детей по способностям. Каждый продвигается в своем развитии в результате сотрудничества с разными по развитию детьми.

Дидактические принципы концепции В. В. Давыдова –
Д. Б. Эльконина:

1. Основным компонентом содержания образования является система научных понятий, на основе которой ученик овладевает общим принципом решения задач определенного типа.

2. Учебная деятельность ученика (начальной школы) нацелена не на чувственное наблюдение или эмпирическое мышление, а на абстрактно-теоретические формы мышления. Усвоение знаний происходит через движение от общего к частному и выяснение условий происхождения содержания понятий.

3. Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми развивает у детей теоретическое сознание и мышление, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности.

4. Основным методом обучения выступает способ восхождения мысли ученика от абстрактного к конкретному: ученик анализирует с помощью учителя содержание учебного материала; выделяет в нем исходное общее отношение; обнаруживает его проявление в частных отношениях; фиксирует выделенное исходное общее отношение в знаковой форме, то есть строит его содержательную абстракцию; продолжая анализ материала, раскрывает закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями, получая содержательное обобщение нужного предмета[15].

5. " Школьники не создают понятий, образов, ценностей и норм общественной морали, а присваивают их в процессе учебной деятельности. Но при ее выполнении школьники осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры" [16].

Обе системы развивающего обучения имеют обеспечение учебными программами и учебниками и находят применение в школах России. В большей степени это относится к начальной школе. Попытки внедрить принципы развивающего обучения в среднее звено и в старшую школу пока не получили массового распространения.

В основе учебного процесса РО лежит так называемая " учебная задача", то есть задача, вынуждающая ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически.

Поэтому развивающее обучение существенно изменило взгляд психолого-педагогической общественности на возрастные возможности и закономерности психического развития детей.

 

Недостаток развивающего обучения

Одним из главных недостатков концепции развивающего обучения является недооценка роли творчества ученика в обучении. Ученик, которому не предоставляется возможность решения возникающей задачи без помощи учителя, не вырабатывает в себе необходимых творческих качеств. И наоборот, умение ученика делать самостоятельный шаг в зоне своего ближайшего развития без помощи учителя является свидетельством перехода от развивающего обучения к саморазвивающему, творческому, эвристическому. Роль учителя в этом случае заключается уже не в совместном с учеником решении трудных для него задач, а в вооружении его инструментарием для самостоятельного их решения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...