Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарубежные дидактические системы, основанные на принципе природосообразности




Зарубежные дидактические системы, основанные на принципе природосообразности

Система С. Френе

" Убрать учителя с пьедестала и поставить в один ряд с учениками"

Основное содержание педагогических взглядов

1. Принятие и использование природы, опыта и интересов учащихся.

2. Социальная направленность организации детской жизнедеятельности в школе на основе демократических принципов воспитания, полезной и целесообразной работы (в группе школьного кооператива), накопления опыта разных социальных ролей, опыта толерантных отношений, активного участия в системе школьных мастерских.

3. Самоопределение учащихся в учебном процессе на основе метода «естественного» обучения через экспериментальное «нащупывание».

4. Стимулирование и развитие коммуникативных способностей учащихся в школьной жизни на основе, таких технологических приемах, как свободный текст, творческий проект, стенгазета, типография.

5. Создание доброжелательной, открытой, творческой атмосферы в школе, стимулирующей самостоятельную познавательную деятельность.

30 педагогических инвариантов

Инв. 7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.

Инв. 11. Наиболее эффективный путь усвоения знаний – не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приемы традиционной школы, а экспериментальное «нащупывание» – естественный и универсальный метод познания.

Инв. 13. Знания добываются опытным путем, а не изучением правил и законов. Браться в первую очередь за правила и законы – все равно что ставить повозку впереди лошади.

Инв. 19. Выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

Инв. 20. Учителю нужно как можно меньше говорить.

Создание свободных текстов – основа учебного процесса

Свободные тексты – небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее.

w Ребенок, написавший текст, был вправе читать его или нет, показывать учителю или не показывать вовсе.

w Дети писали о чем хотели, когда хотели и где хотели.  

w Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, распечатываются и отдаются всем детям (затем подшиваются в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий).

w Составляя «свободные тексты», а потом печатая их, ребенок ощущает себя творческой личностью, действует методом проб и ошибок и начинает осознавать причины своих успехов и неудач.

w Типографская машина была обязательным предметом в каждой школе.

w Работа с печатным станком имеет большое учебное и воспитательное значение, так как при наборе текста приобретаются навыки ручного труда, развиваются внимание и зрительная память, и самое главное – повышается грамотность.

 

Индивидуальный план

w В классе вообще отсутствуют уроки " от звонка до звонка" и общие учебные программы.

w При составлении индивидуального плана (ИП) ребенок четко понимает стоящие перед ним задачи и учится самостоятельно распоряжаться своим временем.

w При этом система предусматривает четкое планирование учебного процесса. Для каждого класса учитель составляет месячный план работы, содержащий перечень тем по учебным предметам (в соответствии с государственными программами для школ). На его основе ученики с помощью учителя составляли индивидуальный недельный план с основными видами деятельности: кол-во свободных текстов, тем, и др.

Система оценок - " одна из самых отрицательных сторон школы"

Оценка – некий шаблон, который препятствует развитию

w Нет ошибок, а бывают лишь недоразумения, которые являются ценностью, поскольку разобравшись в них вместе со всеми, можно в дальнейшем их не допускать.

w При этом у детей взращивается уверенность, что никто сегодня - ни учитель, ни директор, ни академик - не знает всего.

От устной речи к письму и далее – к чтению

 

Пример обучения письму и чтению.

 

w Ребенок говорит то, что его волнует, личностно-значимо для него, учитель при этом записывает на доске. Затем ученик видит, как его речь отображается на доске в новой для него форме, сравнивает эту форму со сказанным.

w Ребенок пишет буквы, еще не зная их.

«Бытие человека – бытие с другими»

w Идея школы С. Френе – ничего в одиночку сделать нельзя.

w Основой является не лекционное обучение, а сравнение, анализ, дискуссия, поиск путей разрешения проблем.

w В отсутствии привычных оценок в классах поощряются не конкурентность и соревновательность, а разнообразные формы кооперации. Например, свободный текст дополнялся и дорабатывался сообща.

 


===

Блок практических заданий на составление студентом обобщенного образовательного продукта

1 вариант

Практическое задание

Разработайте план семинарского занятия на одну из тем (по желанию) в дидактической системе С. Френе. Результаты оформите по следующей схеме:

- Тема занятия

- Учебный предмет

- Класс (возраст)

- Цели занятия

- Объект изучения

- Задание ученикам

- Формы и методы обучения

- Ожидаемые трудности при проведении

- Ожидаемые результаты

- Способы проверки результатов

 

Выступите в качестве рецензента одной из работ других студентов (по желанию), а именно: проанализируйте и сформулируйте наиболее и наименее удачные фрагменты ее содержания, соответствие смыслу дидактической школы, реалистичность способов оценивания и др. Сформулируйте свои вопросы к данной работе.

---

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...