Зарубежные дидактические системы, основанные на принципе природосообразности
Зарубежные дидактические системы, основанные на принципе природосообразности Система С. Френе " Убрать учителя с пьедестала и поставить в один ряд с учениками" Основное содержание педагогических взглядов 1. Принятие и использование природы, опыта и интересов учащихся. 2. Социальная направленность организации детской жизнедеятельности в школе на основе демократических принципов воспитания, полезной и целесообразной работы (в группе школьного кооператива), накопления опыта разных социальных ролей, опыта толерантных отношений, активного участия в системе школьных мастерских. 3. Самоопределение учащихся в учебном процессе на основе метода «естественного» обучения через экспериментальное «нащупывание». 4. Стимулирование и развитие коммуникативных способностей учащихся в школьной жизни на основе, таких технологических приемах, как свободный текст, творческий проект, стенгазета, типография. 5. Создание доброжелательной, открытой, творческой атмосферы в школе, стимулирующей самостоятельную познавательную деятельность. 30 педагогических инвариантов Инв. 7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден. Инв. 11. Наиболее эффективный путь усвоения знаний – не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приемы традиционной школы, а экспериментальное «нащупывание» – естественный и универсальный метод познания. Инв. 13. Знания добываются опытным путем, а не изучением правил и законов. Браться в первую очередь за правила и законы – все равно что ставить повозку впереди лошади. Инв. 19. Выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.
Инв. 20. Учителю нужно как можно меньше говорить. Создание свободных текстов – основа учебного процесса Свободные тексты – небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. w Ребенок, написавший текст, был вправе читать его или нет, показывать учителю или не показывать вовсе. w Дети писали о чем хотели, когда хотели и где хотели. w Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, распечатываются и отдаются всем детям (затем подшиваются в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий). w Составляя «свободные тексты», а потом печатая их, ребенок ощущает себя творческой личностью, действует методом проб и ошибок и начинает осознавать причины своих успехов и неудач. w Типографская машина была обязательным предметом в каждой школе. w Работа с печатным станком имеет большое учебное и воспитательное значение, так как при наборе текста приобретаются навыки ручного труда, развиваются внимание и зрительная память, и самое главное – повышается грамотность.
Индивидуальный план w В классе вообще отсутствуют уроки " от звонка до звонка" и общие учебные программы. w При составлении индивидуального плана (ИП) ребенок четко понимает стоящие перед ним задачи и учится самостоятельно распоряжаться своим временем. w При этом система предусматривает четкое планирование учебного процесса. Для каждого класса учитель составляет месячный план работы, содержащий перечень тем по учебным предметам (в соответствии с государственными программами для школ). На его основе ученики с помощью учителя составляли индивидуальный недельный план с основными видами деятельности: кол-во свободных текстов, тем, и др. Система оценок - " одна из самых отрицательных сторон школы"
Оценка – некий шаблон, который препятствует развитию w Нет ошибок, а бывают лишь недоразумения, которые являются ценностью, поскольку разобравшись в них вместе со всеми, можно в дальнейшем их не допускать. w При этом у детей взращивается уверенность, что никто сегодня - ни учитель, ни директор, ни академик - не знает всего. От устной речи к письму и далее – к чтению
Пример обучения письму и чтению.
w Ребенок говорит то, что его волнует, личностно-значимо для него, учитель при этом записывает на доске. Затем ученик видит, как его речь отображается на доске в новой для него форме, сравнивает эту форму со сказанным. w Ребенок пишет буквы, еще не зная их. «Бытие человека – бытие с другими» w Идея школы С. Френе – ничего в одиночку сделать нельзя. w Основой является не лекционное обучение, а сравнение, анализ, дискуссия, поиск путей разрешения проблем. w В отсутствии привычных оценок в классах поощряются не конкурентность и соревновательность, а разнообразные формы кооперации. Например, свободный текст дополнялся и дорабатывался сообща.
=== Блок практических заданий на составление студентом обобщенного образовательного продукта 1 вариант Практическое задание Разработайте план семинарского занятия на одну из тем (по желанию) в дидактической системе С. Френе. Результаты оформите по следующей схеме: - Тема занятия - Учебный предмет - Класс (возраст) - Цели занятия - Объект изучения - Задание ученикам - Формы и методы обучения - Ожидаемые трудности при проведении - Ожидаемые результаты - Способы проверки результатов
Выступите в качестве рецензента одной из работ других студентов (по желанию), а именно: проанализируйте и сформулируйте наиболее и наименее удачные фрагменты ее содержания, соответствие смыслу дидактической школы, реалистичность способов оценивания и др. Сформулируйте свои вопросы к данной работе. ---
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|