Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Книгопечатание поморцев-брачников.





Свою типографию организовали и поморцы-брачники. Она находилась в Саратове. Вопрос о необходимости создания собственной типографии у старообрядцев поморского брачного согласия впервые прозвучал на первом Всероссийском соборе в мае 1909 г. Еще более остро он был поставлен на первом Всероссийском съезде старообрядческих учителей и учительниц, проходившем летом 1911 г. Наряду с изданием книг, съезд признал необходимым выпуск собственного журнала и одобрил предложение саратовцев и двинцев издавать периодику.

Саратовские поморцы незамедлительно приступили к исполнению решений съезда. В 1912 г. на базе типографии товарищества «Энергия» начал печататься журнал «Щит веры». Первым редактором, а с 1913 г. и издателем, сменив на этом посту председателя общины П. И. Соколова, который, вероятно, до этого был и владельцем типографии, стал В. З. Яксанов.

В том же году при редакции журнала был открыт книжный и писчебумажный магазин «Сотрудник школы». Как отмечалось в рекламе, «при магазине имеется старообрядческая типография и переплетная» мастерская. О какой типографии идет речь пока не ясно: либо типография товарищества «Энергия» перешла к Яксанову, либо он открыл свою собственную. Более реальной представляется первая гипотеза.

Все это объединение по производству и распространению книг стало называться «Книгоиздательство В.З.Яксанова», которое находилось по адресу: ул. Большая Горная, д.164. Торговля велась не только в Саратове. Склад с торговой лавкой был открыт на Нижегородской ярмарке. Книгоиздательство занималось продажей как своей продукции, так и других старообрядческих типографий.

 

 

Главным каналом распространения старообрядческой литературы, подготовленной к публикации книгоиздательством Яксанова, был журнал «Щит веры». Некоторые книги, как, например, трехтолковый Апокалипсис, печатались прямо в журнале. Кроме того, практиковались платные абонементы к журналу, по которым можно было купить книги и бесплатные приложения к абонементам. Напимер, на 1914 г. предлагалось три абонемента: 1. Д. Матвеев. Обличение нововерия и А. А. Надеждин. Восьмидневная беседа; 2. Кириллова книга; 3. Л. Ф. Пичугин. Трехдневная беседа. В приложении к абонементам шли Евангелие и Старообрядческий календарь. В 1915 г. деятельность журнала и, видимо, всего книгоиздательства была прервана в связи с трудностями военного времени. Но уже в 1916 г. оно возобновило выпуск продукции. Однако, этот год стал последним для «Щита веры». Вместо него в 1917 г. В.З.Яксанов стал издавать журнал «Старообрядчество и кооперация».



Немало книг, выпускавшихся книгоиздательством, распространялось независимо от журнала «Щит веры». Эта практика сложилась в редакции еще до образования книгоиздательства. В.З.Яксановым было составелено три сборника духовных стихов. Первый из них вышел еще, видимо, в 1911 г., второй в 1912 г., в нем в приложении даны некоторые стихи с разведением по крюкам, третий сборник был издан в 1914 г. Он содержал 30 стихов, все на крюках, и имел иллюстрации. В 1912 г. Яксанов совместно с одним из авторитетнейших деятелей поморского старообрядчества Т.А.Худошиным подготовил и издал «Учебное пособие по Закону Божьему для детей христиан-старообрядцев» в трех частях. В том же году был напечатан Устав церковный с цветными гравюрами, выполненными в литографии Немирова. Издательством были выпущены Кормчая трехтолковая и Библия, Исторический словарь Павла Любопытного и История Выговской пустыни Ивана Филиппова, Азбука веры Дионисия Батова под редакцией Яксанова и многое другое. Во время первой мировой войны издательством выпускались книги для старообрядцев-военных. Так, в 1916 г. вышли из печати: Спутник воина-христианина и Походная книга для солдат и офицеров старообрядцев. В состав последней вошли: чин 12 псалмов, домашнее правило, скитское покаяние и некоторые псалмы.

Издательство выпускало книги, напечатанные как кириллическим, так и гражданским шрифтом.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.