Яссы, Дубоссары, Могилев-на-Днестре.
Уже весной 1788 г. Я. К. Железников начал хлопотать о возвращении ему отобранных типографских материалов, которые 6 июня 1789 г. и были возвращены его сыну Василию при условии, что он не станет печатать старообрядческие книги. Однако осенью 1789 г. типографский материал Железниковых был использован при печатании старообрядческих изданий в типографии молдавского печатника М.Стрельбицкого в Яссах. Очевидно, сразу после освобождения из-под ареста он был перевезен (вероятно, самим В. Железняковым) в Молдавию, так как первое ясское старообрядческое издание (Часовник) датировано 1 сентября 1789 г. М. Стрельбицкий, православный молдавский протопоп, получил право на издание духовной литературы по указу Екатерины II, благодаря фельдмаршалу Потемкину-Таврическому и Екатеринославскому губернатору Каховскому. Этой привилегии М. Стрельбицкий удостоился “в награду за службу в войне с турками”. Разрешение на типографию он получил без ведома Синода, которому, позднее узнавшему об этом, ничего не оставалось, как согласиться с указом императрицы. Весь период своей книгоиздательской деятельности, печатник менял места своего пребывания как “считал для себя выгодным”. Причем все эти перемещения М. Стрельбицкого санкционировались светскими властями, включая Екатерину. Вместе с М. Стрельбицким переезжал и В. Железников. Местами их деятельности были Яссы, Дубоссары, Могилев-на-Днестре. В 1792 г. издание книг для старообрядцев в Яссах (известны 3 издания 1789–1791 гг., выходных сведениях которых указываются Яссы) прекратилось. Это связано с переездом М. Стрельбицкого из Ясс в Дубоссары, случившимся в то время. В Дубоссарах была напечатана, как минимум одна книга (Часовник) и, возможно, начато печатание второй (Псалтырь). В 1795 г. о. Михаил переехал в Могилев-на-Днестре, где вновь открыл типографию и продолжил сотрудничество со старообрядцами. В Могилеве, видимо, была закончена упомянутая выше Псалтырь, в выходе которой указано, что она напечатана в «М. М., 1793». Это сокращение можно расшифровать как «Местечко Могилев», поскольку статус города Могилев получил в 1796 г. Кроме Псалтыри в Могилеве печатались еще две книги: Собрание науки о артикулах веры и Триодь постная.
В старообрядческих изданиях, напечатанных в типографии М. Стрельбицкого, к орнаментике В. Железникова добавилась новая. В некоторых вновь изготовленных клише использовались сюжеты прежних его заставок, как, например, маленькая, для изданий в 8-ю долю листа, которая повторяет с уменьшением ряд старых клинцовских заставок с изображением гирлянд цветов, тянущихся в противоположных направлениях из кувшина, расположенного в центре (Вознесенский, 125, 126). Другие заставки были явно заимствованы у М. Стрельбицкого. К таковым относится и клише концовки с изображением изящного букета полевых цветов. Почему прекратилось сотрудничество В. Железникова с М. Стрельбицким, неизвестно. По старообрядческим изданиям примерно с середины 90-х гг. XVIII в. прослеживается раздел орнаментики В. Железникова. Небольшая часть ее ушла в типографию Ф. Карташева, а основная – к владельцу типографии в с. Махновка С. Селезневу, а в начале XIX в. типографию Селезнева купил К. Колычев и перенес ее в Янов.
Янов. В 1805 г. К.В.Колычев приобрел два стана и типографский материал у С. Селезнева и перевез купленное оборудование в Янов. Впоследствии Колычев дополнил имевшиеся два стана девятью или, по другим сведениям, десятью новыми станами, причем все свои приобретения он осуществил на деньги московского купца 2-й гильдии Д. Федорова, который и являлся фактическим владельцем типографии.
В 1808–1809 гг. Колычев предпринял попытку узаконить свою деятельность, однако его обращение в цензурный комитет при Виленском университете было не вполне успешным: Страсти Христовы, присланные на рассмотрение цензуры среди других, светских книг, ему печатать не разрешили как находящиеся в компетенции цензуры духовной. Во время войны с французами деятельность типографии была прервана. Когда произошло ее возобновление, сказать трудно, но еще в марте 1813 г. на запрос цензурного комитета о напечатанных в типографии книгах был дан ответ, в котором сообщалось о ее бездействии из-за того, что в кампанию 1812 г. ее содержатель Колычев потерпел разорение. Вместе с тем, несмотря на «разорение» 24 ноября 1814 г. он сумел выкупить типографию у Д.Федорова. В 1817 г., когда началось следствие по делу об издании старообрядческих книг в Клинцах и Махновке, типография была закрыта. Следствие закончилось лишь летом 1818 г., и постановлением Кабинета министров от 27 августа 1818 г. Колычеву было запрещено издание книг. Это постановление не отменялось принятым в 1819 г. решением выдать Колычеву конфискованное у него оборудование для продажи, но уже после того он организовал новое типографское предприятие, на этот раз – в Майдане Почапинецком Литинского уезда Подольской губернии. При издании старообрядческих книг в Янове Колычев обычно занимался простой перепечаткой прежде издававшихся другими старообрядческими типографиями книг. Вместе с тем, согласно его показаниям на следствии, он помимо старообрядческих печатал книги на французском, немецком, латинском и польском языках (при аресте типографии действительно, были найдены польские книги). Ни одна из этих книг пока не обнаружена, возможно потому, что при их издании Колычев руководствовался принципами, примененными им по отношению к старообрядческим изданиям, т.е. перепечатывал наиболее ходовые книги, даже не меняя их выходных сведений.
Майдан-Почапинетский. Новая типография К. Колычева была обнаружена в 1822 г., после того как Министерство внутренних дел предложило местным властям произвести следствие, не возобновлено ли на подведомственных им территориях печатание старообрядческих изданий. При обыске у Колычева было обнаружено как типографское оборудование, так и значительное количество отпечатанных им книг (Златоустов, Азбук, Псалтырей, Страстей Христовых, Канонников, Часовников). По показаниям Колычева он занялся вновь типографской деятельностью, чтобы дополнить книги, прежде недопечатанные, печатал их на одном стане, который сгорел во время пожара 25 октября 1821 г. Из книг, которые без всяких сомнений можно было бы отнести к числу изданных в Майдане-Почапинецком, на сей день опубликованы сведения лишь о трех – Златоусте и двух изданиях Псалтыри.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|