Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Книгопечатание второй половины XIX — начала XX вв.





Общая характеристика этапа.

Подъем новой волны старообрядческого книгоиздания приходится на 60-е гг. XIX в. Он совпал с началом движения народников, что активизировало деятельность полиции, комитета по делам печати, цензурных органов, «благодаря» чему в архивах этой эпохи отложилось немало дел по раскрытию тайных старообрядческих типографий, которые густой сетью покрыли Москву и ее окрестности.

Если в первый период старообрядческого книгопечатания владельцами, арендаторами типографий, заказчиками книг являлись купцы, то в третий – это были главным образом крестьяне и мещане. Они располагали, как правило, мелкими типографиями с одним-двумя печатными станками, которые в прямом смысле находились в хорошо замаскированных подпольях. Зачастую полиции удавалось обнаружить их только в результате доноса. Быстро сформировалась и сеть распространителей. Важную роль в этой системе играли переплетчики. Они брали у печатников книги не только для переплета, но и значительные их партии для реализации. Переплетом занимались также в большинстве своем крестьяне. Не редки были случаи издания книг небольшими тиражами не на абстрактный рынок, а на конкретный заказ. Заявки шли в центр России из самых разных отдаленных районов страны.

В последней четверти XIX в. среди старообрядцев получило широкое распространение производство книг гектографическим способом, на стеклографе и другими способами тиражирования.

Создание типографий, гектографических мастерских, литографий нельзя считать абсолютно самостоятельным делом их владельцев. Есть основания полагать, что деятельность по изданию и распространению старообрядческих книг координировалась. Все участники этого процесса были связаны между собой, а некоторые организаторы типографий, возможно, получали и материальную помощь.

Отличительной особенностью печатной продукции этого периода стало появление оригинальных авторских сочинений с претензией на жанр исторического исследования, о направленности которых говорят их названия: «Историческое исследование, служащее к оправданию старообрядцев» (в трех томах) В.М. Карловича, «Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений» А.В. Швецова и др. Многие из этих сочинений печатались гражданским шрифтом. Естественно, они не могли понравиться Синоду, но одними запретительными мерами было уже трудно обойтись. Поэтому на арену активной борьбы со старообрядчеством вступило миссионерство. Важнейшее место в этой борьбе было отведено православному братству святого Петра. Журнал «Братское слово», издававшийся в XIX в. под редакцией Н. Субботина, много внимания уделял критическому освещению внутренних событий в жизни старообрядчества и подробнейшему разбору выпускавшейся им литературы, естественно, в негативном ключе.



 

Книгопечатание старообрядцев белокриницкой иепархии

Особенности организации книгоиздания.

Руководящим центром книгоиздательства поповцев, принявшим эстафету от Стародубья, стало Рогожское кладбище. Формально инициатором организации книгопечатания был московский епископ белокриницкой иерархии Антоний (Андрей Ларионович Шутов), реально же организатором стал его секретарь Анисим Васильевич Швецов (в дальнейшем епископ Арсений Уральский). Старообрядцы белокриницкой иерархии в силу исторических особенностей формирования их согласия имели прочные, постоянные контакты с зарубежьем, поэтому наряду с печатанием книг в России они наладили его и за ее пределами, осуществляя это как путем заказов изданий в существовавших там частных типографиях, так и путем организации собственных.

 

Заграничные типографии.

Первыми типографиями, куда обратился А. Швецов, были типография Ст. Гучковского во Львове и М.Белоуса в Коломые. Роль непосредственного руководителя работ на местах выполнял инок Николай (Чернышов), скрывавшийся под именем инока Нафанаила, указанного в качестве издателя на некоторых книгах.

Во Львове в 1873 г. был напечатан сборник, в состав которого вошли следующие сочинения: «Собрание из разных книг свято-отеческого писания о сложении перст на крестное знамение», «Краткое обозрение существования церкви единоверческой» и «Ответы на вопросы, изданные братством Московского Никольского единоверческого монастыря» сочинение Сергея Лебедева. По мнению Н. Субботина, над составлением этого сборника трудился А. Швецов, а редактировал его епископ Антоний. Позднее, в 1984 г. в другой Львовской типографии – типографии Ставропигийского института, которой управлял И.Ф. Пухир, была напечатана «Церковно-славянская азбука для старообрядческих училищ», составленная Епифанием Балановичем. В Коломые были напечатаны книги: «Соборное деяние 1667 г.» (1874), «Окружное послание» И.Е.Кабанова (Ксенос) – 1876 г. (Впервые сочинение было издано автором в Яссах в типографии Бермана в 1864 г.).

В Коломые печаталось первое старообрядческое периодическое издание, газета «Старообрядец». Редактором ее являлся инок Николай. Выпуск газеты начался в 1878 г. Поначалу дела шли неплохо, но постепенно она, видимо, перестала, удовлетворять заказчиков и, как пишет в своем памфлете «Голос убогих», опубликованном в номере газеты за 1 декабря 1887 г., инок Николай, «С Мясницкой погрозили в Коломыю». «Погрозили» путем сокращения финансирования. В течение 1886 г. газета выходила редко, а к концу года и вовсе прекратился ее выпуск, что и заставило редактора выступить с обличением московских толстосумов. В 1887 г. вышел еще один номер газеты с публикацией отклика из Москвы, после чего она перестала выпускаться. По замечанию Н.Субботина, причиной этого был какой-то конфликт между Чернышевым, Шутовым и Швецовым. В 1892 г. Чернышов предпринял попытку возродить газету, теперь уже под названием «Древняя Русь». Первый номер ее был направлен, главным образом, против православных миссионеров. Насколько продолжительной была жизнь этой газеты и на чьи средства она издавалась неизвестно. Свои заказы белокриницкие размещали и в других типографиях. В 1885 г. в Тульче в типографии, названой в выходных данных «печатницей Романска.» владельцем которой являлся Б. Силберман, была издана книга «Паноплия отцов русской православной церкви, составленное братством М[ануиловского] Никольского мон., чл. с.п. Е[пископом] Г[еннадием]».

В Яссах Швецов опубликовал свои сочинения «Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений» (1885), «Оправдание старообрядствующей святой Христовой церкви…»(1887), «Показание всеобдержности двуперстного сложения в древней православной церкви и погрешностей противу святого Евангелия в новообрядствующей церкви» (1888), «Книга об антихристе и прочих действиях иже при нем быти хотящих» (1888). На титульных листах некоторых книг указана типография «Б. Н. П…къ».

В Черновцах в типографии Г. Чоппа были изданы второй (1883 г.) и третий (1886 г.) тома «Исторического исследования, служащего к оправданию старообрядцев», автором которого был довольно скандальный деятель старообрядчества XIX в. В. М. Карлович (первый том книги издан в 1881 г. в Москве в тип. Малюкова). Там же, в Черновцах эта книга была переиздана в 1887 г. В 1894 г. Карлович опубликовал еще один свой труд – «Апология Савватия…» В том же 1894 г. в другой черновицкой типографии, в типографии канцелярии архиепископа Сильвестра Морарю-Андреевича, был напечатан Часовник учебный, составленнный Е. Балановичем.

Однако, размещение изданий только в чужих типографиях не могло удовлетворить Шутова и Швецова, нужна была своя собственая, в которой они были бы полновластными хозяевами. И такая типография была создана уже в 1875 г. в старообрядческом Никольском монастыре в Мануиловке. «Братское слово» за 1886 г. N 5 в «Летописи событий происходящие в расколе» описывает историю создания типографии следующим образом. Сразу же по принятии пострига, инок Анастасий (будущий епископ Измаильский) был определен епископом Антонием (Шутов) в свою канцелярию в обучение к А.Швецову для того, чтобы впоследствии сделать его корректором в типографии, которую Антоний намеревался завести за пределами России. После обучения Анастасия отправили за границу, купив ему типографский станок и снабдив значительной суммой денег для заведения типографии. Но дело у Анастасия не пошло и епископ Антоний распорядился передать типографское оборудование в Мануиловский монанстырь. Здесь под руководством архимандрита Исайи и была организована типипография. После ухода Исайи в Россию книгоиздательство в монастыре курировал А.Швецов, которому помогали о.Пафнутий (будущий еп. Казанский) и единоверческий протоиерей, перешедший в староверие, Верховский. Особенно активизировал это направление своей деятельности А.Швецов после смерти еп. Антония (1881). Уехав в Мануиловку, он находился там до 1883 г., а затем вернулся в Россию, но и после этого продолжал ежегодно ездить в мононастырь, подолгу находился там, принимал самое непосредственное участие в книгоиздании. Швецов сам же доставлял готовую литературу в Россию и занимался ее распространением, в частности на Макарьевской ярмарке через лавки купцов Большакова и Васильева.

 

Одним из первых (а может быть и первым) изданием, напечатанным в Мануиловском монастыре был Номоканон с чиновником, 1877 г. В 1883 г. вышел в свет Часослов, в 1884 г. – Поморские ответы, встреченные достаточно острой критикой со стороны апологетов православия. В конце 1885 г. была издана книга «Зитуменос или взыскание, аще двуперстное сложение на изображение креста» поморского писателя Алексея Радионова. В том же 1885 г. А. Швецов опубликовал свое сочинение в защиту белокриницкой иерархии под названием «Истинность старообрядствующей иерархии». Книга вышла большим тиражом в 3000 экз. Она получила неоднозначную оценку единоверцев автора, особенно негативно по отношению к этому сочинению был настроен еп. Казанский Пафнутий, сделавший его подробный разбор.

 

Типографии в России.

Кроме зарубежных типографий у старообрядцев белокриницкой иерархии были и тайные типографии внутри страны. К их числу принадлежит типография Балакина Ивана Абрамовича. Она существовала в начале 70-х гг. XIX в. в деревне Гусево Московской губернии. Типография располагалась в подполье собственного дома Балакина, где находился один печатный станок и железный пресс для изготовления литографий. Печатались книги небольшие по объему, такие как «Устав о христианском житии», «Азбука». До заведения своего дела Балакин работал в какой-то московской типографии, где и овладел ремеслом. Оборудование типографии было конфисковано 1874 г. и, когда через год на Балакина вновь пало обвинение в печатании «бесцензурных» книг, полиция при обыске ничего не смогла найти. Однако много «Уставчиков» и «Азбук», отпечатанных в деревне Гусево было найдено в 1875 г. у торговавшего в Москве в своих лавках крестьянина Владимирской губ. Петра Васильевича Просвирнина.

Вероятно к этому же согласию принадлежал и другой печатник, Ефим Павлович Пискунов. Впервые имя Пискунова упоминается в полицейских бумагах в 1851 г. Он проходил по делу совместно со слепым крестьянином Дмитрием Федоровым, у которого нашли 6 старообрядческих изданий. У Пискунова, жившего тогда в деревне Андреево Бронницкого уезда Московской губернии, обнаружили только инструменты для переплетов.

Второй раз дело на него было заведено 23 года спустя.В мае 1874 г. полиция провела обыск в его доме в слободе Абрамовка, Богородского уезда, Московской губернии. Опись имущества, составленная во время обыска, свидетельствует о том, что главное место в деятельности Пискунова, по-прежнему, занимала переплетная работа. Он не просто переплетал книги, а реставрировал их, собирал из разных листов. Наряду с книгами XIX в., у него в работе находились издания начала XVII в., XVIII., рукописи. Пискунов реставрировал не только книги, принесенные заказчиками, но и сам приобретал подержанные, ветхие экземпляры, приводил их в порядок и продавал, а также, видимо, занимался перепродажей современных ему старообрядческих изданий. Широк был круг его заказчиков – это не только жители Московской губернии, но и казачьих станиц Дона, Кубани.

О масштабах книгоиздательской деятельности Пискунова сохранилось мало сведений. Работал он, видимо, на одном станке, выпуская небольшие книги мелкими тиражами, ориентируясь на конкретных заказчиков. Среди его изданий были: Псалтырь, каноны Богородице, ангелу хранителю, отцам и мученикам, видения Макария и Григория. А также, вероятно, со станка Пискунова сошли Святцы, Азбука, Скитское покаяние и Лечебник. Среди книг, найденных у Пискунова были «писанное положение о старообрядцах» и «неизвестно кем писанная записка чернилами тоже относительно старообрядцев». Может быть и они готовились к печати.

В работе Пискунову помогал его сын Евсей. Он занимался продажей книг. Среди покупателей Пискуновых был известный книготорговец С. Т. Большаков.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.