Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Общая характеристика этапа.





Более благоприятные условия для развития старообрядческого книгопечатания сложились с начала 70-х гг. XVIII в. Это связано в первую очередь с изменением ситуации в униатской церкви. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. уния, искусственно созданная усилиями иезуитов, непосредственными проводниками политики Рима в Польше, и польскими королями, не могла нормально существовать без их поддержки. Окончательно ослабевшая королевская власть не в состоянии была заниматься ее проблемами. В 1772 г. был уничтожен и идейный руководитель, защитник унии орден иезуитов.

Униатские базилианские монастыри стали хиреть, сокращалось число монахов, среди оставшихся усилился процесс деградации и разложения, хотя предпосылки для этого появились значительно раньше.

В это время монастыри шли на все, чтобы найти средства к существованию. Для некоторых из них книгопечатание стало едва ли не единственным источником доходов. Они печатали литературу униатскую, католическую, гражданскую самого разного характера — от научных трактатов до авантюрных романов. Не гнушались базилиане и заказами старообрядцев, которые быстро отреагировали на изменение ситуации и обратились к ним с деловыми предложениями.

 

Вильно.

Первой из униатских типографий, откликнувшейся на предложения старообрядцев, была типография Виленского Свято-Троицкого монастыря. Это произошло уже в конце 60-х гг. XVIII в. К концу первого десятилетия XIX в. в Вильно было выпущено более 50 старообрядческих изданий. После войны 1812 г. она больше не возобновляла сотрудничества со старообрядцами. Для старообрядческих изданий виленской типографии характерно частое указание ложной даты выхода книги.

О том, кто инициировал печатание книг для старообрядцев в Вильно, кто был их заказчиком, достоверных сведений нет.

 

Супрасль.

Второй униатской типографией, в которую обратились старообрядцы, была типография Супрасльского Благовещенского монастыря.



В истории печатания книг для старообрядцев в Супрасле можно выделить два этапа. Первый их них продолжался с начала 70-х до начала 80-х гг. XVIII в. и был связан с именем купца М.Г.Соловьева, самостоятельно печатавшего книги, арендуя часть оборудования типографии. За это время было напечатано всего несколько книг, но уже к моменту выпуска первой книги в распоряжении типографов имелась специально приготовленная для старообрядческих изданий орнаментика, имитирующая московскую дониконовскую (позже она была увезена Соловьевым в Варшаву). Возможность печатания старообрядческих книг в Супрасле, как и в других униатских монастырях, была обусловлена упадком униатского книгопечатания и выгодой, которую получали базилиане от заказов старообрядцев, не только хорошо оплачивавших работу, но и бравших на себя все хлопоты, связанные с распространением изданий. Именно этим следует, видимо, объяснять и ту интенсивность взаимоотношений между супрасльскими базалианами и старообрядцами, которая характерна для второго этапа печатания книг для старообрядцев в Супрасле. Этот этап пришелся на середину 80-х – начало 90-х гг. и совпал со временем, когда префектом монастырской типографии был Мелеций Оссуховский, придавший ее деятельности ярко выраженный коммерческий характер (в эти годы в Супрасле печаталось огромное количество светской литературы, в том числе и литературы новейшей, принадлежащей эпохе Просвещения). Заказчиком старообрядческих изданий, по крайней мере в начале 90-х гг., был П. И. Губарев, который делал подобные заказы в начале 80-х гг. в Гродно.

Всего к началу 90-х гг. XVIII в. в Супрасле было напечатано около 50 старообрядческих изданий. Среди них следует упомянуть издания собственно старообрядческих сочинений, как правило, не печатавшихся в других типографиях. Важной особенностью выпущенных в Супрасле старообрядческих книг было и то, что в них наряду со специальной, имитирующей дониконовскую, можно найти орнаментику, применявшуюся супрасльскими типографами при издании книг униатских и светских, на польском и латинском языках.

 

Почаев.

С начала 80-х гг. XVIII в. старообрядцы стали сотрудничать и с типографией Почаевского униатского Успенского монастыря.

В феврале 1781 г. префект почаевской типографиях Спиридон Коберский получил разрешение Луцкого епископа (Киприана Стецкого) на издание книг по договорам со старообрядцами, а в ноябре 1782 г. их печатание уже производилось под наблюдением Феофилакта Терентьева, жителя стародубской слободы Клинцов.

Заказчиком старообрядческих изданий в Почаеве был также клинцовский житель, купец В. я. Железников, получивший на это позволение и особый «привилей» униатского митрополита. Позднее он стал не только поставлять заказы типографии, но и участвовал в их осуществлении, скорее всего, арендуя оборудование типографии, и используя ее работников. Однако отношения Железникова с типографией не долго оставались бесконфликтными. В 1785 г. монастырь предъявил ему свои претензии, связанные с тем, что, печатая книги в Почаеве, он подряжал гизеров на стороне, в ямполе. Во время устройства собственно старообрядческой типографии в Клинцах Железников стал переманивать из Почаева печатников, причем когда одна из поездок с письмом от него к работникам типографии и деньгами для них закончилась арестом монастырскими властями посланного им Антипа Викулина, Железников прибег к помощи сотского полковника Россена и силой освободил арестованного. Поэтому контакты Почаевского монастыря со старообрядцами во второй половине 80-х гг. XVIII в. были, по-видимому, прерваны. До начала 90-х гг. в Почаеве было выпущено всего несколько изданий Псалтыри, затем, в середине 90-х, там вышло еще два издания – Пандекты и Тактикон Никона Черногорца, однако о том, кто был их заказчиком, сведений не имеется.

Всего в почаевской типографии было выпущено не менее 30 изданий, многие из которых напечатаны в украинской манере. В выходных сведениях почаевских изданий всегда указывался Почаев, а время выхода нередко фальсифицировалось, что заставило исследователей долгое время относить начало печатания книг для старообрядцев в Почаеве к концу 70-х гг. XVIII в.

 

Гродно.

Ситуация, сложившаяся в Речи Посполитой в последней четверти XVIII в. сделала возможными контакты старообрядцев не только с униатскими типографиями, но и со светскими. В середине 70-х гг. XVIII в. благодаря стараниям Антония Тизенгауза, который с 1762 по 1780 гг. занимал должность надворного подскарбия Великого княжества Литовского и являлся управляющим имений Гродненской королевской экономии, была создана казенная типография в Гродно. В 1779 или в начале 1780 гг. в типографию обратились старообрядцы. Переговоры велись с Тизенгаузом, но он вскоре был отстранен от должности, однако это не помешало в 1781 г. заключить договор с купцом из Стародубья П.И. Губаревым, позднее ставшим заказчиком типографии в Супрасле, на издание Псалтыри тиражом 500 экз. Старообрядческие издания продолжали выходить в Гродно до начала 90-х гг. XVIII в., несмотря на то, что со временем статус типографии менялся; с 1788 г. ее арендатором был Барух Ромм. В 1792 г. он стал ее владельцем и прекратил выпуск литературы для старообрядцев.

По заказам старообрядцев в гродненской типографии было напечатано более двух десятков книг. Необходимые для их издания шрифты и орнаментику изготовили специально, в подражание московским первой половины XVII в., и, по-видимому, также в Гродно. Вместе с тем, в гродненских изданиях можно обнаружить заставки, исполненные в польской манере. В репертуаре гродненской типографии обращает на себя внимание большое количество книг, важных для старообрядцев в идеологическом отношении (катехизис Лаврентия Зизания, Кириллова книга, Книга о вере, Служба всем святым российским чудотворцам, Служба и сказание о Тихвинской иконе Богородицы).

 

Варшава.

В 1784 г. М.Г.Соловьев, печатавший книги для старообрядцев в Супрасле, вместе со своим помощником А.Чернявским по неизвестным причинам перебрался в Варшаву, заключил договор с владельцем одной из типографий П.Дюфором и продолжил там выпуск литературы для старообрядцев. Издание старообрядческих книг в Варшаве продолжалось до 1788 г. и прервалось, по мнению многих исследователей, в связи с уходом в другую типографию А.Чернявского, он перешел на работу в Вольную типографию Я. Потоцкого.

С 1785 по 1788 гг. в Варшаве было выпущено всего шесть изданий, при печатании которых использовалась орнаментика, привезенная Соловьевым из Супрасля и шрифт, отлитый по его заказу в Варшаве мастером П.Завадским.

В конце 90-х гг. XVIII в. была напечатана Псалтырь с использованием типографского материала, употреблявшегося в варшавских изданиях, однако где и кем она была издана неизвестно.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.