Типография старообрядцев беглопоповского согласия.
Вероятно, средств у учредителей типографии было достаточно. Уже с первых месяцев ее существования они приобретали новейшую технику. Судя по продукции типографии, ее качеству, оформлению, она располагала своей литографией, копировальными машинами. Там трудились хорошие мастера. Не случайно уже в 1910 г. печатня была награждена большой серебряной медалью на выставке в Екатеринославе «за изящество и стильность изданий при недорогой цене». Однако работа типографии не устраивала активистов беглопоповства. На Всероссийском съезде согласия, проходившим в 1910 г., в Нижнем Новгороде было отмечено, что типография, «является коммерческим предприятием, преследующим корыстные цели. В печатне нет грамотного человека… Книги печатаются с ошибками… По цене они мало доступны и по содержанию не дают того, что нужно». Было постановлено до решения вопроса с открытием типографии принадлежащей всему согласию, «учредить наблюдение за московской печатней». Что, видимо, и было сделано. На работу в типографию стали строго принимать только старообряцев, приемлющих священство, переходящее от официальной церкви, знающих церковно-славянскую грамоту и могущих петь на клиросе. При типографии был организован хор и всех ее сотрудников бесплатно обучали крюковому пению.
Вероятно, рост печатни и сопутствующих ей заведений заставил выделить контору книгоиздательского объединения. К 1914 г. она располагалась в д. N3 по Китайскому проезду, рядом с Политехническим музеем. 1 марта 1911 г. открыли собственную переплетную мастерскую. С августа 1910 г. в типографии издавался ежемесячный журнал «Златоструй», редактором которого был сначала И. Н. Красильников, с 1911 г. – крестьянин Юрьевского у. Федор Андреевич Лебедев, а с конца 1912 г. – мещанин г. Коврова Петр Тимофеевич Евстегнеев. В конце 1911 г. Л. М. Орлов-Житков разорвал свои отношения с компаньонами и приступил к организации собственной типографии. Официально этот разрыв был оформлен в начале 1912 г. В марте, в ответ на прошение Л. А. Мелехонова было выдано новое свидетельство на имя торгового дома «Л. А. Мелехонов и Ко». Заведующим типографии, по-прежнему, был утвержден И. Н. Красильников. Деятельность старообрядческой книгопечатни продолжалась до Октябрьской революции. Репертуар ее изданий был очень широк и разнообразен: от полного круга служебной литературы, в том числе, огромного количества отдельных канонов святым и мученикам, до перепечатки памятников древнерусской литературы с рукописей, хранящихся в различных библиотеках. Многие издания типографии богато украшены многокрасочными литографиями. Среди наиболее значительных изданий следует отметить переиздание Острожской Библии со 105 иллюстрациями из древних рукописей, Апокалипсис и Псалтирь, тоже лицевые. Получив предварительное разрешение на заведение типографии, Л. М. Орлов-Житков 13 декабря 1911 г. заключил договор с московским купцом 2-й гильдии Дмитрием Лазаревичем Кучкиным об образовании торгового дома «Л. М. Орлов-Житков и Д. Л. Кучкин», целью которого было издание и продажа книг. Договор вступил в силу с 1 января 1912.
Основной капитал торгового дома составил 6 тыс. руб., из них 5 тыс. вносил Д. Л. Кучкин, а Л. М. Орлов-Житков – «свою библиотеку и оригиналы книг», оцененные в 1 тыс. руб. По договору типография находилась в полном распоряжении Орлова-Житкова. На Кучкина возлагались обязанности «заведывания торговлей и ведение кассы».
Свидетельство на типографию было получено только 28 мая 1912 г., спустя почти пять месяцев после подачи прошения, что было не характерно для оформления подобного рода документов в то время. Это, видимо, было связано с расторжением Орловым отношений с прежними своими компаньонами по «Московской старообрядческой книгопечатне». Был ли этот разрыв определен каким-то конфликтом между Орловым-Житковым и Мелехоновым, либо это стало результатом стратегии беглопоповцев по расширению своей издательской базы, пока не ясно. Известно только, что в марте 1912 г. Мелехонов подал прошение о выдаче ему нового свидетельства «ввиду выбытия» Л. М. Орлова-Житкова. С самого начала 1912 г. Орлов-Житков активно занялся оборудованием типографии, приобретая технику, нанимая работников. Из протокола осмотра типографии в том же году известно, что она находилась в полуподвальном сыром помещении 4-х этажного дома и занимала 3 комнаты. В типографии работало 5 человек. Оборудование состояло из одного печатного станка, одной усовершенствованной, как отмечено в протоколе, «американки» (небольшая печатная машина, предназначенная для выполнения мелких работ), одной резальной ручной машины и двух вентиляторов. Оснащение по тем временам, не очень хорошее. Видимо, в конце 1912 – начале 1913 гг. материальное положение типографии существенно изменилось. Она сменила свое место пребывания, переехав в дом строительного товарищества по Соляному проезду. Уже в 1913 г. типография выпускала книги богато украшенные цветными и чернобелыми гравюрами (Житие Андрея Юродивого). Гравюры подписаны мастером Феодосием Карповым. Любопытно, что продукция Орлова отпечатана такими же шрифтами как и издания Московской старообрядческой книгопечатни. Однако, в очень подробном и основательно детализированном договоре с Кучкиным шрифты не обозначены как пай Орлова. Следовательно, есть основания полагать, что Орлов получил часть наборных касс после расторжения договора с Л. А. Мелехоновым в начале марта 1912 г.
Судя по выходным сведениям книг, ряд изданий Л.М.Орлов-Житков печатал на деньги заказчиков. В частности, Житие Андрея Юродивого было издано на средства А. М. Заботина. Деятельность типографии изучена слабо. Когда она прекратила свою деятельность пока не установлено.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|