Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение и состав социо(техно)-био-гео-системы (СТБГС)




После рассмотрения важнейших представлений об социо-геосферных взаимодействиях пришло время для изложения моей концепции.

Аморфный термин социо-геосферные взаимодействия нуждается в расшифровке и обосновании структуры взаимосвязанных отношений, которые образуют систему различных со-двигателей современного эволюционного процесса.

Начну с определения этой системы:

Социо(техно)-био-гео-система (СТБГС)[45] (от лат. socictas – общество и греч. techne – искусство, мастерство, умение, bios – жизнь, ge – земля и systema – целое, составленное из частей, соединение) – система, объединяющая ближайшее космическое пространство, магнитосферу, атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу

104-105

и социосферу, также техно-вещество (техносферу), в том числе и отходы хозяйственной деятельности человека.

СТБГС является последней на сегодняшний день системой в эволюционном ряду стадий развития планеты и представляет собой глобальный ареал жизнедеятельности человека, в которой формируется техническая реальность – естественная среда обитания человека. СТБГС есть результат коэволюционного развития общества и окружающего мира.

Данное определение нуждается в уточнении понятий, включенных в его состав. Так, под «системой» предполагается наличие взаимообусловленных процессов во взаимодействии составляющих ее элементов. Один из этих процессов привел к возникновению жизни и включению ее в геохимические циклы по трансформации земной поверхности, а также к возникновению вида Homo sapiens и его превращению в активную геологическую силу, ставшую наряду с биосферой самостоятельным участником и со-двигателем общепланетарной эволюции. Благодаря своей способности к разумной деятельности человечество, используя орудия труда и свою социальную организацию, включилось в эволюционные процессы по трансформации и способно разрушить те условия, которые сделали существование человека возможным и превратили его в со-двигатель эволюции.

Понятие «закономерности» происходящих процессов не предполагает, но и не отрицает, наличия особых, только СТБГС присущих, законов. Тем не менее, на эволюцию СТБГС влияют вполне реальные законы, начиная с юридических (в частности, экологическое законодательство отдельных стран и международные соглашения), законы социального развития, биологические, геологические, химические и физические вскрытые частными социальными и естественнонаучными дисциплинами. Если будет обосновано доказано наличие специфических технических законов, то тогда они автоматически будут включены в этот перечень. Так как в полном нашем подчинении находится

105-106

исключительно юридическое законодательство, а законами природы мы только пользуемся, то способ управления СТБГС может быть осуществлен только через экологическое законодательство и экологически ориентированную экономику.

В рамках каждой из геосфер преимущественно действуют свои законы. Так, ядром и мантией управляют физические законы, а биосферой законы физики, химии и биологии. А в рамках СТБГС и законы сугубо человеческие. Такое столкновение различных законов и процессов, протекающих в различных временных шкалах, можно объединить, если допустить их синергетическое взаимодействие или самонастройку.

Современные представления о самоорганизующихся системах с необходимостью требуют наличие обмена веществом, энергией и/или информацией с окружающей средой[46]. Соответственно, необходимо рассматривать каждый элемент СТБГС как открытую термодинамическую систему, которая настраивается сама и влияет исходящими потоками на другие оболочки Земли.

Наибольшее внимание и наименее понятным является социо(техно)блок этой системы. Поступление энергии и вещества, а также выброс их во вне, составляет предмет экономики и экологии. Социальная и техно-составляющие блока наиболее динамично развиваются, и процессы самоорганизации протекают в них намного быстрее, чем в других блоках системы.

Основная задача, стоящая перед философией и частными естественнонаучными и техническими дисциплинами, заключается в выявлении места и роли человека и общества в процессах самоорганизации СТБГС. Вся система пред-

106-107

ставлений об отношениях между природными элементами, представляемыми ранее как объективная реальность, константная и независящая от человека, исчерпала свои эвристические возможности. Инерция еще долгое время будет вести ученых в направлении открытия объективных законов природы, но практическая польза будет возникать в месте соединения объективного знания и социальных (культурных и экономических в первую очередь) процессов. Ответить на вопрос о месте и участии человечества и отдельного индивидуума в процессах общепланетарного масштаба будет возможно только после построения модели социо-геосферных взаимодействий.

В структуре социо(техно)-био-гео-системы нужно выделить техническую реальность и незатронутые преобразующей деятельностью человека внутренние геосферы (мантию и ядро Земли).

Техническая реальность стремится расшириться до границ СТБГС. «Субъектом» действия является как отдельный человек, так и социальная организация человечества. Инструментом действия – Великая Триада: наука, техника и технологии; полем деятельности: техносфера, живая, включая человека, и неживая природа, социальная среда, индивидуальная психика.

С целью решения частных проблем в границах технической реальности необходимо выделить социо(техно)-био-гео-комплексы, сохраняющие в ограниченных рамках пространства и времени все свойства системы. Но для практических целей комплексы обычно описываются в упрощенной форме, игнорирующей отдельные обычно социальные элементы системы (позиция Б.И. Кудрина [1; 66; 67]).

Возникшая в период применения первых орудий труда и локализованная местом обитания первых людей СТБГС в настоящее время является мощной общепланетарной эволюционирующей и самоорганизующейся структурой, порожденной взаимоотношением человека (социума) и природы.

107-108

В современной науке нет единых представлений о системе взаимодействия социума и природы, адекватных реалиям настоящего времени. Модель таких взаимодействий имеет не только философский, но и практический интерес. В экономике и политике она необходима для принятия взвешенных решений в русле программы «Устойчивого развития» ООН, в юриспруденции для развития экологического законодательства и права.

Необходимость разработки продиктована необходимостью нахождения политических, экономических и этических решений по компенсации разрушительных последствий экологического кризиса. Причем этот кризис захватывает не только живую и неживую природу, но и социум, духовную и физическую природу человека. Сама постановка проблемы о системе взаимодействий означает ясную формулировку основного философского вопроса для ряда естественнонаучных дисциплин: в географии и в почвоведении, во всех технических науках, в социальных: политологии, управлении, экономике, социологии, этнографии, в гуманитарных: прикладной философии (этике) и истории. Поэтому сам вопрос из-за его общности может быть сформулирован различными способами, например: «Какова ныне существующая система взаимодействия человека (социума) и окружающего мира, включающего и самого человека, и социум?» и «Каковы должны быть подобные отношения для неопределенно долгого существования человечества?». Взаимосвязанным с ними является вопрос: «Каковы условия существования человечества при существующей системе социо(техно)-геосферных[47] отношений?».

108-109

Ответить на эти вопросы можно только при наличии модели, в которой участвуют различные со-двигатели эволюционных процессов на земле. И вслед за В.В. Докучаевым, рассмотревшим факторы почвообразования и признавшего их одинаково важными [52. С. 130], укажу, что и поиски, и выделение одного наиважнейшего фактора, а в данном случае основного двигателя эволюции, достаточно бессмысленны. Все со-двигатели важны для эволюции сложнейшей системы социо(техно)-геосферных взаимодействий. Поставленая задача может быть решена только в соединении разрозненных фрагментов знаний и в установлении, что при всей значимости всех со-двигателей роль их в этом процессе разнообразна.

В рамках отдельных научных дисциплин уже предложены частные модели отдельных взаимосвязей из ограниченного числа элементов окружающего нас мира, в подавляющем большинстве которых игнорирован социо(техно) составляющая. Для принятия политических и экономических решений адекватных ситуации необходима формализация представлений о единой планетарной системе, в рамках которой социо(техно)-геосферные взаимоотношения будут учтены и рассмотрены в единстве с процессами, протекающими как в социуме, так и в географических оболочках. Потребность в такой работе отражена в литературе на уровне благих пожеланий [69. С. 190], которые я постараюсь выполнить в меру способностей и возможностей.

В названии СТБГС дефисами разделены отдельные блоки системы. Прежде чем перейти к описанию блоков обращу внимание на тот компонент, который не нашел отражения в названии системы – это многообразные воздействия на систему из космического пространства. Это излучение Солнца, поток высокоэнергетических частиц, постоянная или катастрофическая бомбардировка метеоритами, гравитация Луны и Солнца и т.д. Их воздействие рассматривается опосредовано, через трансформацию геосфер. Космическое

109-110

воздействие как самостоятельный элемент далее не будет рассматриваться. Это вызвано необходимостью упрощения описания системы, а не по причине его маловажности.

Первый блок системы «социо(техно)» объединяет в единое целое социальную и техническую реальности (социо- и техносферы). Первый элемент блока – человек (социум) – движущая сила, главный фактор развития СТБГС. Как и социум, отдельный человек, вооруженный, техникой способен радикально повлиять на развитие всей системы. Второй элемент блока неразрывно связан с первым элементом – Великая Триада: наука, техника и технологии. Наука [48]– общая методологическая основа изменения, техника – инструмент и результат трансформации, технологии – алгоритмы преобразования окружающего мира [87], они же, технологии – социальная организация технического пространства.

Второй и третий блоки соответствуют живой и неживой природе. Они имеют самостоятельное значение, являясь базисом для развития первого блока. Следует подчеркнуть, что первый блок оказывает воздействие на их собственную эволюцию. Причем живая природа находится в большей зависимости от социума, чем неживая.

Выделение первого блока обусловлено следующими соображениями. В философии человек противопоставляется природе, отрицает ее через культуру, а его собственная

110-111

биологическая составляющая находится в непримиримом противоречии с социальной организацией жизни [45. С. 104-123; 149. С. 469]. Хозяйственная деятельность приводит к разрушению биосферы Земли, истощает невосполнимые запасы природных богатств и, в целом, опасна для всех живых существ, включая и человека. Проблема заключается в том, что человечество одновременно является и частью биосферы и претендует на особую самостоятельную роль. В таком противопоставлении социума биосфере есть интуитивное ощущение нашего отличия от других видов. Только использование и постоянное расширение технической реальности позволяет обосновано утверждать не просто наше отличие от других компонентов биосферы, но и выделение вооруженного техникой и организованного технологиями человечества в самостоятельный со-двигатель общепланетарной эволюции. Связь социо(техно)-блока с живой и неживой природой порождает техническую реальность. Без этой новой реальности человеческое общество неотличимо от других популяций биосферы.

Био- и гео- составляющие представляют живую природу и неживое (косное) вещество соответственно. Связующим элементом для них является биокосная материя (в том числе почва).

Переходя к рассмотрению бинарного блока, обозначенного как «социо(техно)», я под «техно» понимаю часть технической реальности – соединение и взаимодействие трех частей: науки, техники и технологий. Так как эти три части «техно» неразрывно связаны с социумом, то, помещая «техно» в скобки, я отмечаю его (техно) подчиненный и зависимый от социума характер. Сами наука, техника и технологии и сделали человечество тем, чем оно является – активной, преобразующей геосферы силой, сопоставимой с геологическими общепланетарными процессами. В литературе широко используются понятия «техники», «техносферы», «социосферы» и «ноосферы». Принципиальным недостатком этих

111-112

понятий является либо разграничение технического и социального в первой паре, либо их смешение вплоть до неразличения у двух последних. «Техническая реальность» в этом отношении выступает нейтральным понятием, позволяющим достаточно адекватно обозначить описываемый мной объект. «Социо(техно)» блок выделен как единое самостоятельное целое по причине несводимости социальной организации человеческого общества исключительно к биологическим процессам. А способность трансформировать окружающую действительность человек (общество) получает исключительно посредством науки[49], техники и технологий. В «чистом» виде, без «техно», человек неотделим от биосферы и мог бы рассматриваться, как часть биосферы наряду с другими видами.

Использование орудий труда параллельно с развитием социальной организации вывело человечество как биологический вид на новый уровень эволюции 50[50]. На нем человечество, оставаясь частью биосферы, выступает так же, как один из со-двигателей общепланетарной эволюции. Только с использованием элементов Великой Триады человек начинает активно трансформировать геосферы и, таким образом противостоит им. Эта точка зрения обманчива, как бы ни мнилось в угаре научно-технического прогресса, человечество находится в неразрывном единстве с геосферами и только изменяет характер своей зависимости, но не обретает абсолютной свободы.

Связующим био- и гео- блоки с социальной жизнью людей является техновещество, или техническая реальность. Она возникает в результате физических, химических и био-

112-113

логических превращений, осуществляемых людьми с помощью науки, техники и технологий. Эти превращения включают в себя не только осознанную трансформацию, ради которой действия людей и осуществлялись, но и всевозможные последствия, которые осознаны как экологический кризис. С рядом оговорок техновеществом становится и сама социальная жизнь людей, неотделимая от преобразования окружающего мира. Таким образом, социальная и техническая реальности обладают неустранимой взаимосвязью, которая и находит отражение в бинарном названии первого блока.

Внутри первого блока социальная и техническая составляющие также находятся в соподчиненном положении, что отражено в последовательности перечисления. Совершенно иные варианты могут возникнуть при попытке построить систему с доминированием «техно» над социо- составляющей (технократизм). Они будут рассмотрены позднее. Мое представление системы основано на первом варианте с главенствующей ролью социума над «техно» (как идеальный вариант), но с учетом того, что их развитие осуществляется взаимозависимо (реальное описание).

Связующими элементами в границах первого блока являются разнообразные культурные факторы, а связующими элементами между всеми блоками на современном этапе являются наука, техника и технологии. При помощи этих трех элементов человечество воздействует на все геосферы и ближайшее (теоретический максимум составляет около 100 световых лет[51]) космическое пространство.

Завершая объяснение выбранного представления о системе социогеосферных взаимодействий, считаю важным подчеркнуть, что все составляющие предлагаемой системы

113-114

находятся в неразрывной связи между собой, а предложенное деление отражает лишь существующие в науке представления. Объединяя все составляющие в систему, я не противопоставляю их друг другу так, как это делалось ранее, а стремлюсь вскрыть существующие взаимосвязи, что позволит лучше понимать ту организацию социо(техно)-геосферных взаимодействий, которой человечество, не зная ее основ, пользуется, а то и пытается управлять.

Описывая СТБГС, необходимо более детально остановиться на трех ее составляющих, первая из которых бинарная.

Развитие СТБГС осуществляется на основании факторов, определяемых как каждым блоком по отдельности, так и их (блоков) взаимодействием. На сегодняшний день невозможно придать доминирующее значение ни одному из этих трех блоков. Для развития системы необходимы все ее составные части. В то же время, человечество должно принять на себя ответственность за эволюцию СТБГС. В противном случае мы становимся невольными заложниками как природных процессов, так и последствий собственной деятельности и будем находить оправдание и утешение, утопая в разнообразных вариантах демонизации техники. Единственным блоком, который находится полностью в нашей власти, являемся мы сами, т.е. социо(техно)блок системы. Такое «неравноправие» блоков – прямое следствие антропного принципа Б. Картера. В данном случае человек не просто пассивный наблюдатель, но активный соучастник глобальных процессов. Нелишне было бы заметить, что развернувшаяся в последнее время борьба против антропоцентризма и его замена на био- или природо-центризм лишена смысла с точки зрения предлагаемой здесь концепции СТБГС. Особое место человека в системе социо(техно)-геосферных взаимодействий не дает ему дополнительных прав, а налагает на него ответственность за дальнейшее протекание коэволюции, совместимое как с долгим суще-

114-115

ствованием человечества, так и с эволюцией окружающих его геосфер, без которых человечество не жизнеспособно.

Представление о коэволюции общества и природы подверглось критике со стороны В.И. Данилова-Данильяна. Он утверждает невозможность коэволюции при скоростях трансформации общества и природы, различающихся на много порядков [48. С. 139-146]. Мое возражение состоит в том, что различия в характерном времени протекания эволюции для Вселенной, геологических процессов, биосферы и социума не могут служить обоснованием для отказа от рассмотрения коэволюционных процессов. Коэволюция как раз и заключается в установлении некоторого равновесия между процессами в различных сферах. И человечество тут не исключение, а самый быстро эволюционирующий элемент общей системы. Но и другие элементы могут резко, катастрофически с точки зрения более «медленных», участвовать в коэволюционных процессах. Так, взрыв сверхновой звезды может уничтожить биосферу, падение крупного метеорита привести к потере 90 % видов. Биосфера, как считается, эволюционирует медленнее человека, но скорость эволюции может увеличиться в результате антропогенного воздействия. Таким образом, скорость возникновения новых видов сравнится, а то и превзойдет скорость социальных трансформаций. В этом революционном процессе также будет проявляться коэволюция общества и природы. Поэтому позиция критиков только заостряет внимание на необходимости так изменять социо(техно)блок, чтобы не вызвать катастрофически быстрых изменений, а также найти такой уровень взаимодействия между элементами СТБГС, который сохранит условия существования человечества.

Говоря об антропном принципе в СТБГС, необходимо помнить, что речь идет не просто о наличии пассивного наблюдателя в системе, но об активном участнике ее трансформаций. Социальные процессы вкупе с многообразными

115-116

личностными факторами оказывают влияние на эволюцию био-гео-ценозов, поэтому переносить ответственность за глобальные проблемы человечества на так называемые «объективные законы Природы», управляющие геосферами, представляется чрезмерным упрощением реальной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...