Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поздний эллинизм (Римский период)




Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней антично­сти возрождаются идеи Платона. Так возник новый пла­тонизм, или - неоплатонизм, основателем которого был Плотин (202-270 гг. до н.э.), а систематизатором и завершителем - Прокл (410-485 гг. н. э.).

Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее ма­терии, Мировой Ум (совокупность всех идей) прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое-Благо прекрас­нее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое-Благо.

Итак, есть иерархия: Единое-Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя. Будучи переполнен­ным самим собой, Единое-Благо, изливаясь, перехо­дит последовательно в Ум, Душу, Материю. Там, где нет сущности (Единого - Блага), нет добра.

Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому - Благу (Плотин иногда называл его богом). Это возможно посредством мистического (таинственного) переживания и слияния с Единым-Благом.

Судьба античной философии

Неоплатонизм является последним всплеском ан­тичной философии. Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христиан­ства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ (платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, неоплатонизма), то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. Официально античная философия окончилась в VI веке, когда в 529 году император Юстини­ан закрыл платоновскую Академию в Афинах и запретил сторонникам античной философии препо­давать и иметь школы. Всем было предписано под стра­хом ссылки вернуться «в лоно нашей святой церкви». На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века. Таким образом, античная философия просуществовала с VII-VI веков до н.э. по VI век, т.е. около 1000 лет.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Рождение античной философии связано с переходом от веры в мифы к само­стоятельному поиску основ мира. Досократовская философия занималась исследованием природ­ного мира, задаваясь вопросами: из чего все произошло? Что лежит в основе вещей?

Философия классического периода переходит от изучения природы к изучению внутреннего мира человека и прежде всего его нравствен­ности (Сократ). Согласно Платону, окружающий нас мир - всего лишь тень истин­ного идеального мира. Аристотель полагал, что все в мире устроено целесообразно, а крат­чайший путь человека к цели (благу) состоит в избегании крайностей и излишеств.

Главная проблема послеклассической философии - обоснование счастливой и достойной жизни. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении пра­вильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия - религией.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какой период времени охватывает античная философия?

2. Назовите причины появления древнегреческой философии и ее ос­новные понятия. Выделите наиболее важные из этих понятий.

3. Перечислите философские школы досократовского периода. Дай­те их общую характеристику.

4. Каковы основные идеи философии Платона?

5. Дайте характеристику четырем основаниям вещей в философии Аристотеля. Опишите какой-либо предмет, используя эти основания.

6. Назовите основные послеклассические школы. Дайте их краткие характеристики. Какая из них вам представляется наиболее предпочтительной? Почему?


Тема 1.4. Философия Средних веков

Краткое содержание: Источники формирования средневековой философии. Этапы развития средневековой философии. Патристика: Аврелий Августин (Блаженный). Схоластика: Фома Аквинский. Спор реалистов и номиналистов. Философия эпохи Возрождения.

Источники формирования средневековой философии

Античная философия оказалась не в состоянии решить задачу достижения человеком счастья, внутренней независимости и добродетели при помощи познания. Отсюда вывод: опираясь на собственный разум, человек не может добиться ни знания, ни счастья. Необходима какая - то опора извне, нужен божественный авторитет. Путь к Богу лежит не через познание мира, а через религиозную веру. Поэтому античный мир был внутренне готов к восприятию христианства.

Средневековой философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V-XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вующего начала, а весь окружающий мир - его творением. Но начала зарождаться эта философия еще в Римской им­перии в I -V вв. н. э., поэтому временные характеристики у нее иные, чем в учебниках истории.

Средневековая философия имела два источника своего формирования. Первый из них - античная философия, а второй - Священное писание. Церковь была в те времена монополистом в области культуры и образования. Большинство философов этого времени - священники.

Этапы развития средневековой философии

Средневековую философию можно условно разделить на 4 основных этапа: апостольский, патристика, схоластика и философия Возрождения, которое мы, по примеру голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872-1945) относим к «осени Средневековья».

Этапы развития средневековой философии Исторический период Основной философский интерес
Апостольский I - середина II вв. Разработка и освоение идей Евангелия и Посланий апостолов.
Патристика Тертуллиан Карфагенский (160 - 220) Августин Блаженный (354 - 430) Боэций (480-524) Середина II-VIII вв. Философствование в вере (Августин) Монотеизм Теоцентризм Креационизм Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля
Схоластика Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уиль­ям Оккам (1285 - 1349). IX - XIV вв. Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) Совесть Духовность человека Символизм
Философия Возрождения Николай Кузанский (1401-1464) Марсилио Фичино (1433 - 1499) Николай Коперник (1473 - 1543) Джордано Бруно (1548 - 1600) XIV - XVI вв. Антропоцентризм Пантеизм Гуманизм Антисхоластика

Апостольский - начальный период распространения христианства, связан с деятельностью учеников Иисуса Христа - святых апостолов.

Патристика (от лат. pater - отец) представляет собой ранний этап развития христианства. Основные идеи патристики:

· Люби Бога, и тогда делай, что хочешь.

· Сущностью личности является воля.

· Свобода - черта воли, а не разума.

Наиболее авторитетным представителем этого направления средневековой философии был Аврелий Августин (Блаженный) (354 -430). Основные положения его философии:

· жизнь общества - это борьба двух царств - Земного (грешного) и Божественного;

· Земное царство воплощается в государственных учреждени­ях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

· в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

· смысл жизни - быть праведником и после смерти в награду от Бога получить за­гробную жизнь.

Схоластика - более развитый этап средневековой философии. Название происходит (от от лат. schola - школа), т. к данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким обра­зом, схоластика представляла собой не столько науку, зани­мающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину. Цель схоластики - философски обос­новать христианское религиозное учение.

Основные идеи схоластики:

· Вера управляет разумом, а разум укрепляет веру.

· Философия - служанка богословия.

· Свобода - это разумная воля человека в его движении к Богу.

Наиболее выдающимся представителем схоластики был Фома Аквинский (1225 -1274) - доминиканский монах, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви. Им были:

· систематизирована схоластика;

· разделены философия и теология, причем философия подчинена теологии;

· доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, выдвинуты 5 доказательств существования Бога;

· выдвинута идея об истинности знания, полученного рационально, с помощью разума, только в случае соответствия выводов разума догматам веры.

В конце Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания. Наибольших успехов здесь добился орден францисканцев. Роджер Бэкон (ок. 1214 - 1294) призывал отказаться от сле­пой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов. Уильям Оккам (ок. 1285 - ок. 1350) считал, что все понятия, не самоочевидные или не подда­ющиеся проверке опытом, следует удалить из науки: «Сущно­сти не следует умножать без необходимости». Этот принцип, согласно которому самое простое объяснение будет самым правильным, известен как «бритва Оккама». Идеи франци­сканцев указывали на кризис схоластики и готовили переход к Возрождению.

Спор реалистов и номиналистов

В средневековой философии возникают два направления: реализм и номинализм.

Реализм - от слова «реалии», так назывались в христианской философии общие понятия: человек как таковой, птица как таковая и т.д. Согласно реализму, общие понятия, или реалии, выражают сущность отдельных предметов. Представители реализма: Платон, Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский. Умеренным реалистом, признававшим относительную самостоятельность отдельных вещей, был Фома Аквинский.

Противоположным течением был номинализм, (лат. nominalis, - относящийся к названиям, именам). Согласно номинализму, общие понятия существуют лишь в уме человека в качестве полезных сокращений. Например, чтобы не перечислять всех людей: Иванов, Петрова, Наполеон, Иван Грозный и т.д., используют в качестве сокращения слово “человек”. Реально существуют лишь отдельные вещи, которые можно чувствовать: осязать, увидеть, услышать и т.д.

Номинализм подрывал важнейшие каноны христианства. Например, в соответствии с догматом Святой Троицы, Бог един и в то же время существует в трех лицах. А согласно номинализму, необходимо выбирать: либо Бог един, либо должны существовать три Бога. Но первое - это ислам: Аллах един и нет никого кроме Аллаха. Второе - многобожие, т.е. язычество. Поэтому церковь преследовала номиналистов. Его представители: Росцелин, Оккам, Буридан, Иоанн Дунс Скотт.

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения или Ренессанса в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с ХIV по ХVI вв. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к Античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское, свободное от церковных канонов знание.

Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. В центре внимания философии оказался уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Более того, широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм - это широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Это было время титанов и универсальных гениев - Леонардо да Винчи, Микеланджело, которые были одновременно художниками, учеными, поэтами, инженерами. То была «эпоха гигантов» в литературе (Эразм Роттердамский, Франческо Петрарка, Данте Алигьери и др.), в живописи (Рафаэль Санти, Тициан и др.) Человек теперь сам творец, а потому именно фигура художника - творца становится символом Ренессанса. Человек создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя.

Это время становления опытных наук, которые считаются единственными из тех, что дают истинные знания о природе (Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Джордано Брунои др.). Но понимание природы имеет новую специфику: пантеизм. Суть пантеизма состоит в идее растворения Бога в природе, во всех ее вещах и процессах. Бог внутри природы, а не вне ее, - так кратко может быть выражена суть пантеизма.

Еще одна характерная черта Возрождения - антисхоластика: стремление развенчать мнимые церковные авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Ян Гус, Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин.

Таким образом, для философии Возрождения характерно: широкое, свободное чувство гуманизма; освобождение человеческого разума от непреклонных догм. Эпоха Возрождения наложила глубокий отпечаток на характер всего последующего мышления в науке и философии. Происходит становление и укрепление университетской науки наряду с монастырскими школами. Возрождение дало мощный импульс гуманитарным и естественным наукам, положило начало естествознания Нового времени.

Философские идеи Возрождения отличались от идей патристики и схоластики, но не стали качественным шагом вперед по сравнению с идеями античности. В новое время, начиная с XVII века, начинается третья духовная формация по сравнению с античностью и средневековьем. Были выдвинуты принципиально новые идеи.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме - прин­ципе, согласно которому все в мире определено богом. Основные этапы средневековой философии - патристика и схола­стика. Выдающимся представителем первой был Августин Аврелий, второй - Фома Аквинский.

Философия Возрождения основана на антропоцентризме - прин­ципе, согласно которому в центре мироздания находится человек. В философии Возрождения основное внимание уделяется проблеме соотноше­ния человека и природы, политического устройства и творчества.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Почему философию Средних веков часто называют религиозной?

2. Какие формы мировоззрения господствовали в философии Средних веков?

3. Назовите основные идеи философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

4. В чем заключается суть спора номиналистов и реалистов?

5. Перечислите основные черты философии Возрождения. В чём Вы видите их основные отличия от характеристик средневековой философии?

6. Назовите идеи основных направлений в философской мысли Воз­рождения.


Тема 1.5. Философия Нового и новейшего времени

Краткое содержание: Философия Нового времени. Спор эмпириков (сенсуалистов) и рационалистов: Френсис Бэкон и. Рене Декарт. Философия эпохи Просвещения. Немецкая философия XIX века. Немецкая классическая философия Иммануил Кант. Георг Гегель. Людвиг Фейербах. Классический материализм XIX в.: Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Иррационализм: волюнтаризм Артура Шо­пенгауэра и «философия жизни» Фридриха Ницше.

Основные направления современной философии. Позитивизм и аналитическая философия. Феноменология. Экзистенциализм. Герменевтика. Прагматизм. Структурализм, постструктурализм, постмодернизм.

Философия Нового времени

Этап Авторы философских концепций Основной интерес
XVII в. Р. Декарт Ясные идеи и дедуктивные по­строения теории
Ф. Бэкон Преодоление препятствий на пути познания (идолов ума). Индуктивный метод
Д. Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в. И. Кант Априорные (существующие в разуме изначально и не требующие доказательства опытом) принципы и их во­площение в науке и морали
XIX в.   Г. Гегель Универсальная системная фило­софия идей
К. Маркс Концепция общественного труда, критика капитализма
Ф. Ницше Критика «разумных» ценностей. Воля к власти

Философия Нового времени занимает XVII-XIX вв. В передовых странах Западной Европы зарождается капиталистический способ производства, который изменяет всю духовную жизнь общества. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие науки и философии. Возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам развития науки о природе. Открытия ученых (И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Декарт, Г. Лейбниц) вносят значительный вклад в развитие механики, физики, математики, которые превращаются в самостоятельные научные отрасли.

Спор эмпириков (сенсуалистов) и рационалистов

Возникает необходимость разработки общей методологии познания. Сама наука понимается как испытание природы путем эксперимента. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - научный метод исследования явления в управляемых условиях. Эта сторона науки Нового времени породила в философии линию эмпиризма. Эмпиризм (от древнегреч. «empeiria» - опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается начувственное восприятие - т.е. получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующую переработку. Наряду с эмпиризмом в качестве синонима часто употребляется термин сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение).

Френсис Бэкон (1561- 1626) - родоначальник эмпиризма, английский философ и политический деятель, автор выражения: «Знание-сила». Бэкон - один из основателей идеологии технократизма, согласно которой все общественные проблемы, в том числе нищета, эксплуатация, могут быть решены за счет развития науки и техники.Выступал за отделение философии от богословия.

В его философии выделяются учение об идолах ума и учение об индуктивном методе.

1. Идолами ума Бэкон называет те препятствия на пути познания истины, которые порождаются свойствами нашего сознания. Эти препятствия поэтому необходимо нейтрализовывать.

2. Индукция - движение от частного к общему. Бэкон разрабатывает методы постижения общих законов и причин на основе отдельных фактов. До этого основным методом научных исследований был противоположный индукции метод Аристотеля - дедукция (от общего к частному путем логических выводов).

Идеи Бэкона нашли свое развитие в философских системах Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704), Джорджа Беркли (1685-1753), Дэвида Юма (1711-1776) и др. Эмпирики доказывали, что никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть «чистая доска», а все знание первоначально приобретается из восприятия и опыта. Их основной принцип: нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах.

Вторая основа эксперимента - математические методы обработки данных. Но математика основана на постулатах и абстракциях, которые невыводимы из опыта, они даются нашим разумом. Эта сторона науки породила в философии линию рационализма. Рационализм (от лат. «ratio» - разум) признает разум, мышление основой познания. Правило рационализма: нет ничего в разуме, чего бы не было в опыте, за исключением самого разума.

Рене Декарт (1596 - 1650) - видный французский философ и ученый-математик,основоположник рационализма. Был сторонником дедуктивного (от общего к частному) метода познания.

Основные заслуги Декарта перед философией:

· обосновал ведущую роль разума в познании. В любом явлении, любой вещи можно усом­ниться. Мы не можем сомневаться только в своей способности к сомнению. Но сомнение есть мышление. Следовательно, наше мышление несомненно. Но чтобы мыслить, мы должны существовать в качестве мыслящих существ. Поэтому несомненным является наше существование в качестве мыслящих существ. Декарт формулирует знаменитое положение: «Мыслю, следовательно, существую», «Cogito ergo sum”.

· стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе тело и дух), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

· в качестве конечной цели познания философ видел господ­ство человека над природой.

Другими видными представителями рационализма были Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

Дальнейшее развитие философии состояло в синтезе этих противоположных направлений теории познания - рационализма и эмпиризма.

Философия эпохи Просвещения

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Девиз этой эпохи: «Все должно предстать перед судом разума!» Относительно датировки этого направления единого мнения не существует, но в основном привязывают границы эпохи Просвещения к двум революциям: началом считается «Славная революции» в Англии (1688 г.), окончанием - Великая французская революция (1789 г.)

Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки и прогресс человечества.

В развитие социальных учений Нового времени в XVIII в. особый вклад внесли деятели французского Просвещения. Просветители (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо и др.) идейно подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг. Многие из них были убежденными атеистами, другие - искренне верующими людьми, но все они воспринимали реальную католическую церковь как символ невежества и мракобесия, считали ее тормозом в развитии общества.

Значительный вклад в учение о сущности и природе человека, путях его воспитания внесли такие последовательные французские материалисты XVIII в., как Д.Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и Ж. Ламетри. Они подчеркивали, что человек является, прежде всего, продуктом окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо в первую очередь изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея явилась в последующем одним из источников возникновения и формирования классической марксистской философии. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика как форма народовластия.

 


Немецкая философия XIX в. - уникальное явление мировой философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

• совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления - от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;

• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

• материализм (середина и вторая половина XIX в.);

• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «филосо­фия жизни».

Немецкая классическая философия получила особое распро­странение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких фило­софов того времени: Иммануил Кант (1724 - 1804), Иоганн Фихте (1762 - 1814), Фридрих Шеллинг (1775 - 1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831 ), Людвиг Фейербах (1804 - 1872).

В немецкой классической философии представлены три ведущих направления: объективный идеализм (Шеллинг, Гегель);субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах).

Иммануил Кант (1724 -1804) -основоположник немецкой классической философии. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

1. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Философские выводы Кантабыли революционными для его эпохи: солнечная система возникла из большого облака разреженных в космосе частиц материи. Все живое на Земле, в том числе и человек, - результат биологической эволюции.

2. Критический период так названв связи с выходом в то время трех фундаментальных фило­софских произведенийКанта, принесших ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавших огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критикаспособности суждения».

В книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма. Он выдвигает гипотезу, согласно которой главной причина трудностей при познании является не природа, а ограниченность человеческого ра­зума.

Наряду с сознанием, которое Кант называет «чистым разумом», осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «прак­тический разум», под которым понимает нравственность и также критикует в другом произведении - «Критика практического разума».

И. Кант сформулировал кате­горический императив - моральный закон,который имеет высший и безусловный характер: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Это значит: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству. Императив (лат. imperativus - повелительный)- это общее нравственное предписание.

Третья книга критического периода «Критика спо­собности суждения» посвящена в основном проблемам эстетики. Помимо разума и рассудка Кант находит у человека третью способность - способность судить о прекрасном.

3. Социально-политические взгляды И.Канта: он был сторонником демократии и правопорядка, как в отдельном обществе, так и в международных отношениях; выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе. К еговажнейшим философским трудамотносятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права». Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

1. Теория объективного идеализма. Стержневым понятием этой теории является абсолютная идея, которую Гегель называл Мировым духом, независимый от сознания и являющийся первопричиной всего материального мира. Носитель абсолютной идеи - Человек. Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.

2. Диалектика как всеобщий философский метод.

Диалектика,по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики состоитв том, что:

все - Мировой дух, «конечный дух» (т.е. человек), предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

• единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире.

Гегель вывел три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

Важнейший вывод Гегеля о бытии и сознании заключается в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. «Все разумное действительно, а все действительное разумно».

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем мате­риалистического направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене­сением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фей­ербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фей­ербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в.

Классический материализм XIX в. представлен марксизмом - комплексным учением, состоящим из трех частей: марксистской философии, политэкономии (экономического учения) и научного коммунизма (социально-политической теории). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).

Особенности марксистской философии:

1) выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

2) показала главную роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

3) рассматривала историю как целенаправленный и закономер­ный процесс (эта теория является стержнем исторического материализма);

4) дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

5) выступала с атеистических позиций.

6) осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

В основу диалектического материализмаМаркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с «головы на ноги».

Основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); материя и бытие - одно и то же; сознание понимается как свойство материи отражать саму себя;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; она находится в постоянном движении и развитии по законам диалектики;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

• важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. Марксизм-ленинизм был официальной философией Советского Союза и имеет прочные позиции в современной России.

Не только материалисты были не согласны с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками немецкой философии. Во второй половине XIX в. особое распространение в Гер­мании получили идеи иррационализма.

Иррационализм - направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шо­пенгауэр (1788 - 1860).Универсальным принципом своей философии он про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире, является воля.Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные «насущные» философские проблемы - человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит ввозможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму философии жизни, ко­торая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия - бы­тие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире - то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: «воля к жизни»; воля внутри самого человека («внутренний стержень»); неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; имеющая первостепенное значение воля к власти. Каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я». Философия Ницше была предшественницей современных западных концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни - прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...