Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.
Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать такое определение. Видимо, человека окончательно и однозначно определить нельзя: слишком он многогранен в делах и помыслах и ни под одно определение не подходит.. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти пять «не» свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном месте среди других предметов и явлений окружающего мира. Несводимость. Человек не сводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет по повадкам волком, среди обезьян - обезьяной. Но, в отличие от животного, он не сводим ни к климату, ни к пище, - может жить почти в любом климате, в любых географических условиях, приспосабливается к любой пище. Человек всегда пытается стать кем-то - бухгалтером, художником, программистом и т.д. Но постигнув все тонкости своей профессии, начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой - человеком. Несводимость означает: такого человека, как я, - с моими чувствами, переживаниями, воспоминаниями, с моими надеждами и мечтами - больше в мире нет. И это может сказать о себе каждый человек. Невыразимость. Объяснить нечто можно лишь через другое: свет через длину волны, звук через частоту колебаний. Но как объяснить, что такое человек? Поскольку человек не сводим ни к чему - ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, - то объяснить, выразить его через другое невозможно, только через самого себя. Познать себя советовал еще Сократ. Познание самих себя составляет основное содержание человеческой культуры.
Неповторимость. Каждый человек уникален и неповторим. Каждый может сказать о своей жизни: «Я чувствовал и переживал так, как никто еще не переживал и не чувствовал, и мои переживания, мое понимание мира так же дополняют Вселенную, как переживания Шекспира или Пушкина, без моих переживаний мир был бы беднее, был бы незавершенным». И будет прав, потому что каждый, если он живой человек, а не робот, по-своему любит, чувствует, переживает и надеется. Незаменимость выражается в том, что у каждого человека есть такое дело, которое за него никто не сделает. Вся проблема в том, чтобы найти такое дело, найти такое место, встав на которое, можно занять свою уникальную, неповторимую позицию. Если все будут повторять чужие дела и чужие мысли, не тратя собственного сердца, не пытаясь участвовать в творении мира, то он рухнет. Непредопределенность. Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его отношение к окружающим. Зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Если я выбрал свой путь - никакие препятствия меня не остановят. Итак, человек - это великая тайна и для других, и для самого себя. С этой тайной в самом себе и для себя он родится и живет до конца дней своих, унося в мир иной свою тайну, особенно тайну своей души, своего сознания и разума. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Раздел философии, в котором изучается происхождение, сущность и предназначение человека называется философской антропологией. Существуют религиозная версия, а также космическая и эволюционная (дарвинизм)теории происхождения человека.Широкое распространение получила развивающая дарвинизм трудовая теория происхождения человека и общества. В решении биосоциальной проблемы выделяют биологизаторскую и социологизаторскую трактовки, а также избегающий их крайности третий подход.
Под индивидом понимается любой представитель человеческого рода независимо от его уникальных качеств. Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Личность - уникальный человек, взятый в аспекте его социальных качеств. Личность обычно рассматривается в ролевом аспекте как система социальных ролей или в сущностном аспекте - как духовное богатство и неповторимость человека. Внешнее «Я» - это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления. Внутреннее «Я» - это скрытое глубоко в душе ядро личности. Обисключительном месте человека среди других предметов и явлений окружающего мира свидетельствуют такие его фундаментальные характеристики, как несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Каковы основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека?. 2. В чем состоят основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке? 3. В чем заключается философская проблема «Я»? 4. Почему философские характеристики человека называют фундаментальными? 5. Какие категории жизненного мира человека Вы бы отнесли к наиболее значимым в вашей жизни на данный ее период? Тема 3.3. Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, смысл жизни и другие ценности человеческого бытия Краткое содержание: Счастье. Свобода Творчество. Любовь. Труд. Вера. Смерть. Смысл жизни. Счастье - это ценностное понятие, обозначающее постоянное, полное и обоснованное удовлетворение жизнью, когда положительные переживания доминируют над отрицательными. Его можно рассматривать с четырех позиций: 1) Б лагосклонность судьбы, удача. 2) Состояние интенсивной радости. 3) Обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни. 4) Чувство удовлетворения жизнью.
Ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят настоящего счастья. Единственно возможный вид счастья - это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье - это внутренняя умиротворенность, когда жизнь проникнута пониманием ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в душе человека. Свобода - это возможность личности мыслить и поступать не по принуждению, а согласно своим интересам и целям, при этом ответственно соотнося их с интересами и целями общества. О свободе людимечтали с незапамятных времен. Веками за нее боролись. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Свобода часто выступает как основная моральная ценность буржуазного общества. Показательна в этом смысле позиция французского философа Ж.-П. Сартра: «Мы приговорены к свободе». Настоящим певцом свободы был Н.А. Бердяев. Свобода как философская категория рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Прорыв в этой области наступил после появления в 1979 году книги немецко-американского философа Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для технической цивилизации». Г.Йонас,безусловно, учел уроки М.Хайдеггера: существуя в мире, человек вынужден не только спрашивать, но и отвечать.То есть быть ответственным перед миром. Чтобы лучше понять соотношение свободы и ответственности, обратимся к проблемам техники. Физики, руководствуясь идеалами свободного творчества, открыли, что в ядрах атомов заключена большая энергия. Она находится там в связанном состоянии, но ее можно извлечь с помощью цепных ядерных реакций. Так возникла идея создания атомной бомбы. Политики США, преследуя «важные государственные цели», приказали летчикам сбросить бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Не правда ли, странная ситуация: все умны, все справедливы, все свободны, а в результате смерть и разрушение. И реальная угроза ядерной катастрофы! И предсказания ряда современных футурологов, что при таком развитии событий человеческая цивилизация самоуничтожится к середине нашего века! Выход, впрочем, есть. Об этом подробнее поговорим при изучении темы 4.5 «Философия и глобальные проблемы человечества».
Итак, свобода и ответственность - две стороны одного целого - сознательной человеческой деятельности. Ответственность - это не отрицание свободы, а ее дополнение и условие реализации. У рабов не было свободы, так и ответственности от них ожидать было бы наивно и глупо! И все-таки большинству людей, особенно молодых, очень хочется понимать свободу как возможность делать все по своему выбору. Например, не ходить на занятие, а выспаться после затянувшейся допоздна вечеринки. Но есть риск не сдать потом экзамен. Приходится выбирать из двух зол наименьшее. Так в повседневной жизни люди сталкиваются с конкретными, реально существующими условиями, социально-экономическими отношениями, которые обуславливают круг их интересов. Люди не могут выбирать объективные условиясвоей деятельности, но зато они свободны в выборе средств достижения цели. Абсолютной свободы не бывает. Выбор любого, даже самого казалось бы свободного от мирской суеты человека ограничен. Чем? Хотя бы законами природы. Их нельзя изменить, но расширить выбор, в принципе, возможно. С помощью разума. Например, не дано человеку природой умение летать, но он изобрел самолет. Значит, свобода не может быть абсолютной, она не отменяет объективных законов природы, а лишь определяет возможности их использования и преобразования окружающей среды в интересах человека и общества. С обязательным учетом последствий этих преобразований! Незнание или пренебрежение ими может привести к необратимым последствиям: деградации человечества, уничтожению культуры, цивилизации, самой жизни на нашей планете. Особенно катастрофичны последствия такого отношения могут быть для реформируемого общества, как, например, в России. Во имя сохранения человечества возникла необходимость сознательного и ответственного регулирования деятельности людей через систему национальных и международных организаций. Чем больше свободы, тем человек лучше осознает свои реальные возможности, тем больше средств для достижения поставленных целей находится в его распоряжении. С вобода выражает взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор.
Творчество -это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности. Творчество неотрывно от свободы, так как только свободный человек может создавать совершенно новую жизнь общества и мира. Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится творцом. Изучает природу творчества и создает различные модели творческой деятельности наука эвристика. Согласно эвристике,творческая деятельность содержит следующие основные фазы: 1. Замысел, т.е. выявление главной идеи, определение основной цели и этапов ее достижения. 2. Созревание идей, т.е. мысленное конструирование идеального образа результата деятельности. 3. Озарение, т.е. мгновенное решение проблемы, часто неожиданное и нелогичное. 4. Практическое воплощение замысла. 5. Проверка,т.е. экспериментальная или логическая оценка верности и новизны решения. Само по себе воспитание, образование, культура не делают человека творцом. Творчество - величайшая загадка и одновременно великое счастье для людей, которым оно доступно. Творчество не имеет никаких общих рецептов и рекомендаций. Если бы человек знал, как можно заставить себя творить, все были бы гениями. Творчество – это максимальное выражение личности, поскольку в предметах творчества человек материализует состояния своей души и свой внутренний мир. Любовь - это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Почти все люди хотят любить и быть любимыми. Но далеко не у всех это получается. Почему? Может, слабо хотят? Нет, ежедневно люди даже кончают с собой из-за несчастной любви. А сколько великих дел ради любви совершает обыкновеннейший, на первый взгляд, человек! Может, не все люди любви достойны? Тогда самые красивые, самые сильные, умные, богатые и энергичные уж точно должны быть в любви успешнее остальных. Тоже нет! В газетах полно новостей о неудачливых в любви олигархах, кинозвездах и топ-моделях, которые жалуются, разводятся, скандалят и не могут обрести желаемое. А ещё мы часто видим, как ничем внешне и интеллектуально не выдающиеся пары живут, подавая пример окружающим верности и счастья в любви. Может, любовь - это великий труд, а неудачники просто мало стараются? Тогда почему у одних все складывается само собой, а другие всю жизнь терзаются, безуспешно меняя партнеров? Можно пожертвовать ради своей любви всем на свете, совершить легендарные подвиги - и остаться у разбитого корыта. Почему любовь связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий? Для рождения детей и преуспевания в жизни любовь не обязательна. Так зачем она нужна? Любовь - самый верный свидетель человеческого существования. Как пел В. Высоцкий: «Я дышу, и значит - я люблю! Я люблю, и значит - я живу!» С точки зрения философии, то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а моей способностью любить. Больше никакими причинами объяснить возникновение любви нельзя. Любят не за что-то, а просто потому, что не могут не любить. Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для совести. Хотя психологически любовь всегда объясняется конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый или самый умный. Любовь и счастье очень часто не совпадают. Почему? · Любовь - очень противоречивая вещь. Во-первых, любовь часто возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Любовь всегда развивается в борьбе с внешними обстоятельствами, в борьбе с обществом, с судьбой. · Отсюда второе противоречие - любовь часто связана со страданием, а также самой смертью: или оттого, что препятствия для нее оказываются непреодолимыми; или любящий человек осознает, как хрупко и недолговечно его чувство; или когда остро переживает тот факт, что он живет, дышит, радуется жизни и потому своим главным врагом считает небытие, распад, смерть. Поэтому некоторые стараются ни в кого не влюбляться, чтобы таким образом избежать волнений, тревог и страданий, связанных с любовью. «Я больше не хочу страдать», - вот обычный аргумент того, кто однажды уже обжегся на несчастной любви. Но природу не обманешь. Тот, кто хотел любовь без страдания, чаще всего получает страдание без всякой любви. Любовь - это и стремление быть любимым. Человек без любви - жалкое неполноценное существо, не постигшее смысла своего существования. В сегодняшнем российском обществе состояние постоянной борьбы всех против всех привело к неслыханному общему ожесточению, к забвению того, что любовь - это не сентиментальное чувство, не каприз настроения и не ослепляющая болезнь. Это вообще не только и не столько человеческое качество или способность, а, надо полагать, объективный закон существования человеческого мира. Труд -это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной предпосылкой и основным условием человеческой жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства этой жизни. Все животные приспосабливаются к природе, и только человек приспосабливает ее под себя, преобразуя природу посредством труда. Можно не быть сторонником трудовой теории происхождения человека, но нельзя не признать, что труд стимулировал умственное развитие человека и выделение человека из животного мира.Благодаря труду человек постоянно приобретал новые знания, развивался умственно, приобретал навыки совместной деятельности, то есть общественной жизни. Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Это повлекло за собой появление новых видов труда - скотоводства и земледелия. Вследствие этого трудовая деятельность стала разнообразнее и искуснее за счет прядения, ткачества, обработки металлов, гончарного ремесла, судоходства, кулинарии, виноделия, ювелирного искусства и т.д. Появились государства, развились право и политика, что привело к развитию науки и формированию основных культурных черт цивилизаций. Таким образом, труд не только обеспечивает физическое выживание человека в природе, но и выделяет человека из этой природы, возвышает над нею и обусловливает основные характеристики общества, поскольку общество и является в своей основе тем или иным совместным трудом. Вера - это убежденность в чем-либо без непосредственной опоры на практику, принятие чего-либо за истину без эмпирической или логической проверки, вне личного опыта. Обычно вера тесно связана в наших представлениях с религией, о чем мы будем говорить при изучении темы 4.3 «Философия и религиозная картина мира». Под религией понимается весь внешний комплекс проявлений веры: обрядовость, храм, догматы, институт священнослужения. При этом религия включает в себя веру: вера - тот внутренний духовный фундамент, на котором возвышается грандиозное здание религии. Любой религиозный человек обязательно является верующим. Любой человек обязательно во что-нибудь или в кого-нибудь верит. И вовсе не обязательно, что это будет вера в бога. Вера и надежда часто ставятся рядом. Надежда означает: я не властен над какими-то факторами, но хочу, чтобы они сложились в мою пользу, и признаю это возможным. А там, где для надежды уже вовсе не остается места, она переходит в веру. Я знаю, что надежды нет - но я верю, что все может быть хорошо! Я знаю, что умру. Я знаю, что загробного мира нет. Но я не хочу умирать. И я верю в загробный мир - там все будет хорошо, там будет вечная любовь, и вечное счастье, и не будет разлук. Я в него верю, потому что очень хочется. Вопреки всему. Вера - это несмиряемость человека с существующим положением. Это воплощение желания - вопреки знанию, очевидности, вопреки всему.Так вера является противоположностью знания. Сферы знания и веры - различные. Там, где человек уже не может никак переделывать окружающий, внешний, объективный мир - он переделывает мир внутренний, субъективный, воображаемый. Верующий (верящий) человек всегда может перейти в свой личный, внутренний, собственный, воображаемый мир, который для него по-своему так же реален, как этот наш реальный, просто как бы находится в другом месте, в другом измерении, - и быть удивительно стоек, силен, непоколебим в этом мире - потому что в том, своем мире, он неуязвим и бессмертен, вечен и всемогущ, - так что ему становятся нипочем страдания в этом мире, временном, неглавном. Вот так, через создание собственного внутреннего мира, он делается сильнее в мире внешнем, сильнее и значительнее. Верующий вытерпит любую муку и даже примет смерть во имя своей веры, истины, правоты. Я верую - и тем силен: могу делать то, что хочу (полагаю самым нужным для себя) - даже если это стоит мне ужасных лишений и самой жизни; могу презреть саму смерть. Таким образом, вера укрепляет человеческий дух, придает решимости, - и тем самым увеличивает реальные возможности человека. Верующий сильнее и значительнее неверующего. У него есть дополнительный стимул к действиям - во имя веры. У него всегда наготове "индивидуальное убежище" - тот идеальный мир, куда нет входа ни одному земному врагу. Смерть - это прекращение жизни. Человек - самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Но в то же время это дает ему огромное преимущество, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой свое существование. Проблема смерти неизбежно присутствует в индивидуальном и в общественном сознании, о ней размышляли пророки, основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Поэтому не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать о мысли смерти. Человек должен одинаково относиться к ним обоим. Во всех религиях с момента их возникновения смерть человека рассматривается как конец его земной и переход к вечной жизни. Античные философы (Демокрит, Эпикур), считали, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Подобные доводы неоднократно повторялись в ходе развития философской мысли. Мудрецы с древних времен говорили: «Помни о смерти!». Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется, не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти - значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни, ведь он и в самом деле может оказаться последним. Ведь свой последний день и самый дурной человек постарается прожить по-человечески - не лгать, не воровать, не убивать. В XXI веке проявляется особый интерес к проблеме смерти. Это обусловлено следующими причинами:1) глобальный кризис человечества может привести к самоуничтожению; 2) изменение ценностного отношения к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле. Смерть предполагает высший уровень ответственности. Человек должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность, брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит собственной жизни. Творя, любя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждает смерть. Таким образом, человек обречен на пожизненные раздумья о смерти, и ее смысл является обратной стороной «вечной» проблемы смысла жизни. Смысл жизни На протяжении истории человек по-разному рассматривал вопрос, зачем и ради чего он живет. Его рассуждения зависели от религиозных, философских, нравственных, практических установок личности и общества. Проблема смысла жизни традиционно решается в двух точках зрения: 1. Религиозная точка зрения. Исходя из множества религиозных точек зрения, смысл текущей жизни, чаще всего, есть приготовление к обретению вечной жизни. Это есть общий и абсолютный смысл жизни вообще - жизнь вечная. Однако жизнь вечная требует определенных условий, заключающихся в духовно-нравственном совершенствовании человека, что требует нравственных усилий человека для приобретения высоких добродетелей, жизненных заслуг, внутренней свободы от мирских соблазнов, презрения к богатству, следования воле Бога и т.д. Таким образом, целью текущей жизни человека с религиозной точки зренияявляется очищение и, тем самым, спасение своей души для жизни вечной. 2. Атеистическая точка зрения. Исходя из атеизма, если человек смертен, то никакого смысла жизни, кроме нее самой, нет. То есть, смысл жизни состоит в самой жизни, в том, чтобы прожить ее с каким-либо смыслом. Атеистическая точка зрения предлагает человеку самому найти смысл своей жизни, исходя из того, что он сможет предложить самому себе. Данная позиция предполагает следующие выходы: 1. Человеческая жизнь бессмысленна. Еще библейский царь Соломон подчеркивал бессмысленность существования в афоризме: «Все суета!» Представители философии экзистенциализма утверждают: мир хаотичен и абсурден, поэтому и жизнь человека абсурдна и бессмысленна. 2. Человек сам находит смысл своей жизни. Возможны такие жизненные установки: · прожить жизнь без страданий, размеренно и спокойно · прожить жизнь в удовольствиях, данных духу и телу · полностью реализовать себя в течение жизни в науке, искусстве, карьере и т.д. · оставить по себе добрую память потомкам · добиться славы · вырастить детей · бороться за коммунизм (К.Маркс) · бороться за всеобщую любовь друг к другу (Л.Фейербах) · увидеть смысл жизни в воле к власти, достижении сверхчеловеческого величия (Ф.Ницше) и т.д. Таким образом, смысл жизни заключается во всестороннем развитии способностей человека, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимальному числу людей. Какой путь выберет человек, зависит от него самого. Судить же о правильности выбранной линии в жизни в конечном счете придется ему самому, в полной мере познав глубину изречения античного философа Марка Аврелия: «Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Счасть е - это постоянное удовлетворение жизнью, в которой радостей в целом больше, чем бед. Свобода - это возможность личности жить по-своему, а не по чьей-либо указке. Свобода личности предполагает ее ответственность перед обществом. Творчество - это деятельность человека по созданию качественно новых материальные и духовные ценностей. Любовь - это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в постоянной направленности к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Труд - это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Вера - это убежденность в чем-либо без непосредственной опоры на практику. Творя, любя, делая добро, человек прорывается в вечность, тем самым побеждая смерть. Смысл своей жизни человек определяет сам. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1) В чем заключается свобода человека? 2) Какую роль в жизни человека играет творчество? 3) Можно ли избежать связанных с любовью страданий, если никого не любить? 4) Кто такой «счастливый человек»? 5) В чем предназначение человека? 6) Почему человек, прекрасно зная, как нужно жить правильно, так часто эти правила нарушает? Раздел IV. Духовная и социальная жизнь человека В результате изучения раздела «Духовная и социальная жизнь человека» обучающийся должен уметь: - ориентироваться в общих проблемах научной, философской и религиозной картин мира как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - соотносить место и роль наук, составляющих основу изучаемой специальности, с современной научной картиной мира; - осознавать роль и место религии в понимании мира, в изменении человеческой природы; - анализировать основные концепции общественного развития, понимать место и роль человека в обществе; - различать элементы материальной и духовной культуры, фомулировать представление о том, что значит быть культурным человеком; - осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее. В результате изучения раздела «Духовная и социальная жизнь человека» обучающийся должен знать: - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры и природы; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием различных достижений современной науки, техники и технологий; - основные категории научной картины мира; - соотношение веры и разума, место и роль науки в познании и воспитании человека; - основные концепции рассмотрения общества; - основы философских представлений относительно возможных путей будущего мирового развития. Тема 4.1. Философия и культура Краткое содержание: Что такое культура? Материальная и духовная культура. Что такое цивилизация? Как соотносятся культура и цивилизация? Массовая культура и контркультура. Что такое культура? Слово культура - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки - история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению. В самом общем виде можно определить так: культура - это все то, что создано человеком и не является природным. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, а также умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Это тот искусственный мир, который человек создает, чтобы поддержать себя в своем человеческом состоянии. Материальная и духовная культура Существует множество различных видов культуры (политическая, эстетическая, экологическая, научная, религиозная и т.д.), отражающие многообразие форм общественной деятельности человека. Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся средства труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Это вещи, процессы, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, владение логикой мышления и богатством языка, религия. Духовная культура отражается в книгах, картинах, кино и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с человеческим разумом. Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Не только человек создает культуру, но и культура создает человека. Особенность культуры заключается в том, что никто не может овладеть ею без приложения собственных усилий. Что такое цивилизация? С культурой очень тесно переплетается понятие цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина). В современном понимании цивилизация - это способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной. Цивилизация определяет характер и направленность существования людей. Ритуалы, обряды, совместные коллективные действа, игры, запреты, нарушение которых жестко каралось,- таковы первичные формы закрепления общественных норм. Гарантом их сохранения и исполнения являлась религия, она придавала особый облик цивилизации. Каждая цивилизация вырабатывала особую систему хранения и передачи социального опыта. Такими средствами являлись показ, пример, ритуал, обычай. Но главенствующая роль принадлежала языку, как специфическому средству передачи информации и управления человеческим поведением. В качестве высшего объединяющего начала цивилизации выступает верховная власть. Как соотносятся культура и цивилизация? До сих пор не разрешен философский спор о соотношении культуры и цивилизации как понятий. Существуют три основных подхода. В первом случае культура является частью цивилизации. Цивилизация - это человечество во всем его богатстве. Культура - это лучшие достижения цивилизации, самое совершенное в ней. Шум оркестра - это еще не культура, хотя уже цивилизация. С культурой мы встречаемся тогда, когда слушаем П.Чайковского и Л.Бетховена, читаем А.Пушкина, созерцаем иконы А.Рублева, наслаждаемся игрой лучших актеров мира, пользуемся первоклассной техникой. Во втором случае цивилизация - внешняя часть культуры Первым, кто ввел отличие культуры от цивилизации, был И. Кант. Последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил Освальд Шпенглер (1880 - 1936). В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Русские философы-славянофилы говорили о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры».
В третьем случае культура и цивилизация - одно и то же. Так считал английский философом и историк Арнольд Тойнби (1889 -1975). Он предложил классификацию и выделил 37 цивилизаций Старого и Нового света, том числе: западное общество, объединенное западным христианством; православно-христианское или византийское; исламское; индуистское и дальневосточное. Тойнби полагал, что развитие цивилизаций происходит благодаря усилиям творческих личностей. Философ четко сформулировал критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура. Главный критерий - культура. Культура и цивилизация имеют общие и различные черты. Общее в них то, что они являются следствием прогресса. Основное различие заключается в том, что культура формирует совершенную личность, а цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Между культурой и цивилизацией нет прямой зависимости. Нередко страны, в которых цивилизация была развита незначительно, вносили огромный вклад в общечеловеческую культуру. Например, древнегреческая культура была явно духовнее более поздней Римской империи, хотя в отношении цивилизации Афины уступали Риму. Россия в XIX в. была малоцивилизованной страной, но русская литература этого века - великое культурное достижение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|