Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет социальной философии




Понятие «общество» иногда заменяют на синоним латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» - на «социальный»). Как мы уже знаем, социальная философия изучает наиболее общие законы существования и развития общества (в отличие от спе­циальной науки об обществе - социологии, которая занимается изуче­нием конкретных обществ).

Предметом социальной философии высту­пают общество, социальные связи в нем, закономерности его развития. К ключевым темам социальной философии обычно относят: определение основных факторов развития общества; проблемы системной и структурной организации общества; особенности социального бытия и социального познания; динамику социального развития; особенности функционирования гражданского общества.

Что такое общество?

Общество - это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Однако общество объединяет в себе не просто отдельных людей, оно объединяет их в составе народа, нации и государства.

Народ -это все население, живущее в системе какого-либо общества. Нация -это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом. Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства. Государство -это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа. Общество включает в себя не только нацию, народ и государство, но и все бесчисленные отношения, которые существуют как между ними, так и между различными объектами в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях.

Движущие силы развития общества

В истории философии представлены различные варианты понимания движущих сил развития общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают реша­ющими в развитии общества материальные факторы, а второй - духовные.

При материалистическом понимании под­разумевается, что общество развивается под воздействием объ­ективных, независимых от сознания людей факторов - особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д.

Древне­греческий врач Гиппократ (ок. 460 -ок. 370 до н.э.) ведущим фактором образования и развития общества считал природу. В марксизме основным фактором развития об­щества считается экономика. Ряд учений XX - начала XXI в. ведущую роль отдает технике. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911-1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на со­стояние общества.

При идеалистическом понимании природы общества на пер­вое место ставятся духовные факторы. Ведущую роль религии подчеркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Мы уже при изучении темы 4.2. «Философия и научная картина мира» рассмотрели сциентизм, представители которого, например Огюст Конт (1798-1857), абсолютизируют роль науки в социальном разви­тии. Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор соци­ального развития в политике и государственном регулирова­нии. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти равно понятию «политический», а английский философ Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что без каждодневного госу­дарственного контроля над людьми (в том числе с помощью силовых методов) человеческое общежитие превращается в «войну всех против всех», т.е. распадается на части.

В противовес всем перечисленным концепциям, где при­оритет отдается какому-то одному фактору, обществоможет рассматриваться и как сложная система, где важность различ­ных факторов, как материальных, так и духовных, в разных си­туациях разная: иногда на первое место выходит природа, ино­гда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу.

Сферы общественной жизни

Как и лю­бая сложная система, общество состоит из подсистем - сфер общественной жизни. Сфера общественной жизни – это крупную, ус­тойчивую, относительно самостоятельную подсистему челове­ческой деятельности. В ыделяют четыре основные сферы общест­венной жизни:

Сферы жизни общества
Социальная Экономическая Политическая Духовная
Народы Нации Классы Половозрастные группы Производитель­ные силы Производствен­ные отношения Государство Партии Общественно-политические движения. Религия Мораль Наука Искусство Образование

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Она делится на структуры. Пол, возраст, семейное положение определяют демографи­ческую структуру общества (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Место жительства определяет поселенческую структуру (деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Ке­нии и т.д.). Образование и профессия составляют собственно профессионально-образовательную структуру (люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи и эконо­мисты). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворя­нин и др.) определяют сословно-классовую структуру. Наконец, национальность (или племенная принадлежность, а также раса и т.п.) определяет этническую структуру.

Центральное место человека символично: это основной элемент социаль­ной сферы общества.

Экономическая сфера - область производства, обмена, по­требления товаров. Для того чтобы произвести нечто, необхо­димы люди, инструменты, станки и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределе­ния, потребления, люди вступают в разнообразные отноше­ния друг к другу и к товару - производственные отношения (отношения собственности, распределе­ния, потребления, обмена). Производственные отношения и производительные силы в совокупности и составляют экономическую сферу жизни об­щества.

Политическая сфера - одна из наиболее важных для социальной философии. Греческое слово politike (от polis - государство, город), первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Политика - это вид общественной дея­тельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, ис­пользования и удержания власти. Схематично структура поли­тической сферы включает в себя: 1)политические потребности и интересы; 2)политические институты и организации; 3)политическую деятельность;4)политические отношения; 5)политическое сознание.

Духовная сфера - область идеальных, нематериальных об­разований. Струк­тура духовной сферы жизни общества в общих чертах такова:1) религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъ­естественные силы; 2) мораль - система нравственных норм, оценок, поступков; 3) искусство - художественное освоение мира; 4) наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира; 5) право - совокупность норм, поддерживаемых государст­вом.

Общество в целом предстает как комплексная система, т.е. система систем, где переплетаются и взаимодействуют со­циальные, экономические, политические, духовные отноше­ния, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д.

Общественное бытие. Общественное сознание

Под общественным бытием понимают объективную сторону жизни общества - все то, что существует независимо от челове­ка и его сознания. В широком аспекте общественное бытие включает в себя весь окружающий нас материальный мир, на­пример природные условия жизни общества, такие, как кли­мат, ресурсы и т.д. Помимо природы человека окружает чрез­вычайно важная техническая реальность (станки, компьюте­ры, телевизоры и т.д.). Не менее объективны социальные отношения, такие, как отношения производствен­ные: распределения, обмена, потребления и собственно са­мого производства.

Под общественным сознанием понимают соответственно субъективную сторону жизни общества. По своей сути общест­венное сознание нематериально и включает в себя всю сово­купность идей, теорий, чувств, оценок, характерных не просто для отдельного человека, а для общества в целом.

Сторона жизни общества Общественное бытие Общественное сознание
Окружающий мир Природное и материально-техническое окружение Религия, искусство, наука
Социальные отношения Производственные отношения Политика, право, мораль

Общественное бытие и общественное сознание противо­поставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Тем не менее они тесно связаны друг с другом: с од­ной стороны, общественное бытие влияет на сознание, прак­тически формирует его, а с другой - сознание не только отра­жает бытие, но и оказывает на него существенное влияние.

Направленность социального развития и п роблема «конца истории»

Природа общества и его структура, социальное бытие и социальное познание характеризуют общество с одной стороны - устойчивой, или статической. Для объемного пред­ставления об обществе необходимо проанализировать его дина­мику, т.е. рассмотреть общество в движении, уловить закономерности в его изменении и развитии, попы­таться предугадать перспективы. Все эти проблемы традици­онно рассматриваются философией истории (не путайте с историей философии).

Развитие - это закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progressus -движение вперед) - поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному и регресс (от лат. regressus - движение на­зад), представляющий противоположный тип изменения. Кроме того, по характеру изменений выделяют революционное (скачкообраз­ное) и эволюционное (постепенное) развитие общества. К первому можно отнести революции, войны, перевороты, ко второму - реформы, естественное политиче­ское и экономическое развитие.

История - это наука о человеческом прошлом. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О. Шпенглер, А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития.

И чем смысл исторического развития человечества? Возможно, история закончится, когда люди достигнут идеала общественного устройства, т.е. общества всеобщего благоденствия. Эта мысль не бесспорна, можно говорить лишь о различных вариантах решения проблемы «конца истории».

Согласно средневековой философии, история имеет конечный пункт - наступление Царства Божьего. Согласно Г.Гегелю, «конец истории» связан с устранением национальной розни. Русский эмигрант Александр Кожев (1902-1968, настоящая фамилия Кожевников) видит решение этой проблемы в устранении политических разногласий. Американский философ и политолог Френсис Фукуяма (р.1952) опубликовал в 1989 году статью “Конец истории”. По его мнению, после отказа СССР от марксисткой идеологии у человечества остался всего один путь - либеральный. Конец историческому движению полагается концом культурной обособленности. С победой либеральной демократии «Запад» побеждает и как тип культуры.

Время показало, что выводы Ф. Фукуямы были слишком благодушны. Западное общество раздираемо противоречиями, и далеко не все люди планеты желают жить по указке США и его союзников. Всякий раз, когда провозглашается очередной «конец истории», очередная «окончательная победа» того или иного порядка, заявляют о себе тенденции и движения, доказывающие, что это пока еще не так.

Гражданское общество

Гражданским обществом называют сферу сво­бодного самовыражения людей, защищенную от произвола го­сударства. Это все негосударственные объединения и сообще­ства граждан, а также совокупность нравственных, религиоз­ных, культурных и других отношений, не зависящих от диктата государственных органов. Сообщества и отношения между ними формируют структуру гражданского об­щества.

Сфера общества Социальная сфера Экономическая сфера Духовная сфера Политическая сфера
Объединения и сообщества граждан Семья, органы самоуправления, неправительст­венные общественные организации Частные пред­приятия, фирмы, акционерные общества Церковь, религи­озные и атеисти­ческие организа­ции, СМИ, науч­ные объединения Негосударствен­ные политиче­ские объедине­ния и движения, политические партии
Основания гражданского общества Приоритет лич­ности перед госу­дарством Свободная реали­зация частных интересов Самореализация Рыночная эконо­мика Ограничение государственного вмешательства в экономику Признание раз­личных форм собственности Свобода совести Свобода слова Толерантность Плюрализм Инициативность Приоритет мора­ли над политиче­скими интересами Подчинение вла­сти праву Разде­ление властей Реализация прав и свобод Равенство граж­дан перед зако­ном

В гражданское общество входят все возможные структурные элементы общества, кроме государства.

С соци­альной точки зрения, гражданское общество выступает как от­крытое общество, т.е. общество демократического типа, где граждане свободно изъ­являют свою волю.

С экономической точки зрения гражданское общество вы­ступает в качестве общества «свободного рынка». Основа экономики - свобода выбора и неприкосновенность частной собственности.

С точки зрения духовной, гражданское общество обнаружи­вается в структурах общественности. Граждане объединяются с единомышленниками, актив­но высказывают свое мнение по ряду важных проблем общества, спорят с оппонентами и в итоге оказывают влияние на решение этих проблем.

С точки зрения политической сферы, гражданское общест­во дополняется идеей правового государства, вкотором запрещаетсялюбой произвол власти в отношении личности.

В целом гражданское общество представляет собой сферу свободного волеизъявления граждан во всех вопросах, которые не требуют прямой заботы государства. В случае, если государ­ство начинает вмешиваться в личную жизнь, диктовать религиозные предпочтения, определять духовный выбор человека, контролировать дея­тельность средств массовой информации, общество постепен­но становится закрытым, тоталитарным, а человек – совершенно бесправ­ным, несвободным и незащищенным от произвола всякого, имеющего над ним власть.

Единство и многообразие развития общества.
Историческое будущее России

Вплоть до конца XIX века мно­гим казалось, что любое общество живет по тем же са­мым правилам и законам, что и другие. В противовес этому, благодаря исследованиям Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина была развита концепция локаль­ных обществ (иногда говорят о культурных организмах, цивилизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китай­скую и индийскую цивилизации.

Анализ хода истории показывает, что он не проти­воречит формуле «и единство, и многообразие». Един­ство и многообразие не противоречат друг другу. При всем многообразии современных обществ контак­ты между ними становятся все более многосторонни­ми. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланетная цивилизация.

Каким видится историческое будущее России? Каковы те главные принципы, которые укажут дорогу россиянам? Окончательного ответа на этот во­прос нельзя дать. Здесь нет другого пути, кроме глубоких философских размышлений. Не Запад или Восток, а глубоко осмысленное социальное творчество должно быть историческим ориентиром росси­ян. Не плыть по воле волн, но и не попугайничать, а, зор­ко вглядываясь в достижения западных, восточных, се­верных и южных соседей, принимая за основу лучшее и отбрасывая ненужное, полноценно творить свою собственную историю.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Социальная философия есть обществоведческий срез философии. Предметом социальной философии является общество, социальные связи в нем, закономерности его развития. Общество - обособившаяся часть природы, условие и результат деятельности человека. Решающими в развитии общества признаются либо материальные факторы (природа, экономика, техника), либо духовные факторы (ре­лигия, наука, политика), а при многофакторном подходе - те и другие вместе.

Сфера общественной жизни - это мощная, устойчивая, относитель­но самостоятельная подсистема человеческой деятельности. Сфера включает в себя виды деятельности человека, социальные ин­ституты, сложившиеся отношения между людьми. Выделяются четыре основные сферы - социальная, экономическая, политическая, духовная.

Под общественным бытием понимают объективную (независимую от сознания человека) сторону жизни общества, под общественным сознанием - субъективную (идеи, теории, чувства и т.д.).

По направленности выделяют такие формы социального развития, как прогресс (движение вперед) и регресс (движение вспять). Не су­ществует единого мнения о развитии человечества: если развитие тех­ники можно назвать прогрессивным, то относительно культуры и ду­ховности существуют противоположные точки зрения.

Смысл исторического развития человечества заключается в достижении «конца истории», т.е. построении общества всеобщего благоденствия.

Гражданским обществом называется сфера свободного самовыражения граждан, защищенная от произвола государства. В гражданское общество входят все возможные структурные эле­менты общества, кроме государства. Основа гражданского общества - свобода самовыражения и реали­зация интересов каждой личности в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества. Принимая за основу лучшее и отбрасывая ненужное, полноценно творить свою собственную историю - такова перспектива социального развития народа России.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте определение общества. Раскройте ключевые понятия в опре­делении.

2. Какой фактор в развитии общества вы считаете решающим? Обос­нуйте ваш выбор.

3. Сформулируйте определение сферы общественной жизни. Пере­числите ее составляющие.

4. Назовите основные сферы общественной жизни. Дайте их краткую характеристику.

5. Что такое общественного бытие и общественное сознание? Объясните различия между ними.

6. Назовите формы социального развития.

7. В чем состоит проблема «конца истории»? Какие существуют варианты ее решения?

8. Дайте определение гражданского общества.

9. Что входит в гражданское общество? В чем особенности отношений между его элементами?

10. Каковы Ваши взгляды на перспективы исторического развития России?


Тема 4.5 Философия и глобальные социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Краткое содержание: Актуальность и особенности глобальных проблем. История и причины возникновения современных глобальных проблем. Классификация глобальных проблем. Римский клуб. Глобальные проблемы и кризис духовности. Основные пути решения глобальных проблем.

Актуальность и особенности глобальных проблем

Возникновение особого рода проблем мирового развития, получивших название «глобальных», стало характерной приметой нашего времени. Глобальные проблемы современности - это комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Глобальные проблемы охватывают весь земной шар; причем не только его часть, где проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Перспективам решения посвящаются международные конференции ученых, политиков, экономистов, философов. Однако острота этих проблем не только не уменьшается, а наоборот, возрастает. Актуальность глобальных проблем обусловлена следующими факторами:

· ускорение процессов общественного развития,

· накопление знаний человека о природе и рост технических средств, приведшие к тому, что силы человека в настоящий момент сравнимы с силами природы, а порой и превосходят их,

· неуклонный рост численность населения.

История и причины возникновения современных глобальных проблем

Перечисленные проблемы вызревали не одновременно. Английский экономист Т.Мальтус (1766 -1834) еще в начале XIX в. сделал вывод об опасности чрезмерного роста населения. После 1945 стала очевидна угроза развития оружия массового уничтожения. Разрыв мира на передовой «богатый Север» и отсталый «бедный Юг» был осознан как проблема только в последней трети XX в. Проблема международной организованной преступности стала острой лишь в конце XX в. Тем не менее, корректно считать моментом рождения глобальных проблем середину XX в. Именно в этот период развертываются два процесса, которые представляются основными первопричинами современных глобальных проблем.

Первый процесс - глобализация социально-экономической и политической жизни, основанная на формировании относительно единого мирового хозяйства.

Второй - развертывание научно-технической революции (НТР), которая многократно умножила все возможности человека, в том числе и по самоуничтожению. Именно по мере действия этих процессов проблемы, ранее остававшиеся локальными, превращаются в глобальные.

Классификация глобальных проблем

Отечественными учеными И.Т.Фроловым и В.В. Загладиным разработан следующий вариант классификации глобальных проблем человечества:

Римский клуб

Для осознания глобальных проблем и поиска путей их решения важную роль сыграл Римский клуб (Club of Rome) - международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на стимулирование изучения глобальных проблем. Клуб основан в 1968 итальянским менеджером и общественным деятелем Аурелио Печчеи (1908 -1984). Работе организации способствуют более 30 национальных ассоциаций, ведущих в своих странах пропаганду концепций Римского клуба. В 1989 в СССР была создана Ассоциация содействия Римскому клубу, после распада СССР она реформировалась в Российскую ассоциацию содействия Римскому клубу. Основным «продуктом» деятельности Клуба являются его доклады, посвященные приоритетным глобальным проблемам и путям их решения. По заказу Римского клуба видными учеными подготовлено более 30 докладов.

Глобальные проблемы и кризис духовности

Решение глобальных проблем - дело сложное, сегодня нет ответа на этот вопрос. Человечество пытается найти выходы из сложившейся ситуации - это проведение «зеленой политики», развитие экологической этики, социальной экологии и т. д. Перед человечеством стоит невероятно трудная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы.

Существует еще одна угроза, о которой меньше говорят, - это кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Нет сейчас надежных теорий и концепций, в рамках которых можно было бы адекватно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования. Нет свежего взгляда на мир. Существует лишь перелицовка старых, канонических положений, пришедших из прошлого. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению.

Основные пути решения глобальных проблем

Таковы угрозы. Они реальны. Есть угрозы, но есть и надежды, на основании которых, человечество может выйти из глобального кризиса. Рассмотрим предпосылки дальнейшего развития человечества, которые блокируют угрозы существования людей в целом.

· Развертывание информационной (компьютерной) биотехнологической революции. Создание новой цивилизации и развертывание благополучного мирового сообщества в будущем.

· Возможность утверждения как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной, рыночной, социально-защищенной экономики. Это будет способствовать развитию хозяйства, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

· Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях.

· Объединительные процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском вариантах. Это сближение крайне необходимо для доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей, так как наш мир многообразен и иным быть не может.

· Идущая межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой культуры. Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, к расширению международных экономических и культурных контактов. В результате чего нарастает стремление землян к подлинному «братству».

· Намечающиеся прорывы в духовной области и в сфере интеллектуального поиска. Идет поиск приемлемых контактов рационального и иррационального, научного и технического в освоении реальности. Это особенно важно для конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих все человечество.

Вот такие выходы из сегодняшних затруднений видит человечество. Сможет ли оно выжить в XXI веке - зависит от самого человека и от достижений прогресса человечества. Сейчас мир находится на изломе, на перепутье. Он устремлен к новому глобальному порядку и поэтому необходим выбор дальнейшего пути развития.

Какое будущее ждет человечество? Прошлое уже свершилось, его можно переосмыслить. А будущее никем не запрограммировано. Оно - открытая страница!

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Глобальными называют проблемы, охватывающие весь земной шар. Острота этих проблем со временем не уменьшается, а наоборот, возрастает. Для осознания глобальных проблем и поиска путей их решения важную роль сыграл Римский клуб. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению человечества. Возможные пути преодоления проблем - развертывание информационной биотехнологической революции; утверждение рыночной, социально-защищенной экономики; ненасилие и демократическое согласие в международных отношениях, религиозной и светской жизни; межэтническая и межкультурная интеграция; конструирование глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих все человечество.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1) Какие проблемы человечества относят к глобальным?

2) Какие процессы являются основными первопричинами современных глобальных проблем?

3) В чем сущность и содержание глобальных проблем?

4) Каким, по вашему мнению, будет XXI век и почему?


РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Антюшин С.С. Основы философии: учебное пособие.-М.:РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010.-411с.

2. Бучило Н.Ф. и др. Философия. Часть 1. История философии: учебное пособие для вузов.- М.: Юристъ, 2006. - 374 с.

3. Бучило Н.Ф. и др. Философия. Часть 2. Основные проблемы философии: учебное пособие для вузов. - М.: Юристъ, 2006. - 304 с.

4. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2011.- 480 с.

5. Катаева О.В. Философия: учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 384с.

6. Канке В.А. Основы философии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Университетская книга: Логос, 2006. - 288 с.

7. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М,2009.-368 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев П.В. и др. Хрестоматия по философии: учебное пособие.- М.: Проспект, 2010.-576 с.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая. Школа, 2005. - 406с.

3. Балашов Л.Е. Занимательная философия: учебное пособие.- М.: Дашков и Ко, 2006. - 128 с.

4. Бердяев Н.А. Самопознание. - СПб: Азбука-классика, 2007.- 416 с.

5. Гуревич П.С. Философский словарь.- М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. -320 с.

6. Жиляков И.Ю. История философии: учебник для вузов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.-576 с.

7. Зеньковский В.В. История русской философии.-М.: Академический проект, 2001.-878с.

8. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия.-Ростов н/Д. Феникс, 1995 г.-544 с.

9. Кирьязев О.В. Философия: Курс лекций: Учебное. пособие для студентов вузов. Под общей ред. В.Л. Калашникова.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 384 с.

10. Кохановская Т.И. Философия: учебное пособие для вузов.-Ростов н/Д.: Феникс,2003.-576 с.

11. Кузнецов В.Г. и др. Философия: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 519 с.

12. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Академический проект, 2007.-506 с.

13. Несмеянов Е.Е. Основы философии в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов.: Феникс, 2002.- 608 с.

14. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: пособие для изучающих историю философии.- Магадан, 2006.- 480 с.

15. Рассел Бертран. История западной философии.- М.: АСТ, 2010.- 832 с.

16. Солопов Е.Ф. Философия: Курс лекций: учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 400 с.

17. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Юрайт, 2011.- 832 с.

18. Таранов П.С. Анатомия мудрости:120 философов:В 2-х т.-Симферополь:Таврия,1996.-624 с.

19. Яковлев В.П.и др. Хрестоматия по философии: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 576 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1.http://www.philosophy.ru/ -Библиотека сайта philosophy.ru

2. http://philos.msu.ru/library.php/ -Библиотека философского факультета МГУ

3.http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm/ -Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН

4.http://www.musa.narod.ru/bib.htm#1/ -Библиотека философской антропологии

5. http://www.i-u.ru/biblio/ -Русский гуманитарный Интернет-университет

6. http://philosoff.ru / - Образовательный портал «Философия: студенту, аспиранту, философу»

7. http://philosophers.ru/ Философия, лекции. Сайт содержит лекции по философии: истории философии, историко-философским концепциям, философии как науки и т.д.

8. http://filo-lecture.ru/ Философия. Веб-ресурс о философии, основах философской науки.

9. http://www.ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...