Предмет социальной философии
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Понятие «общество» иногда заменяют на синоним латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» - на «социальный»). Как мы уже знаем, социальная философия изучает наиболее общие законы существования и развития общества (в отличие от специальной науки об обществе - социологии, которая занимается изучением конкретных обществ). Предметом социальной философии выступают общество, социальные связи в нем, закономерности его развития. К ключевым темам социальной философии обычно относят: определение основных факторов развития общества; проблемы системной и структурной организации общества; особенности социального бытия и социального познания; динамику социального развития; особенности функционирования гражданского общества. Что такое общество? Общество - это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Однако общество объединяет в себе не просто отдельных людей, оно объединяет их в составе народа, нации и государства. Народ -это все население, живущее в системе какого-либо общества. Нация -это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом. Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства. Государство -это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа. Общество включает в себя не только нацию, народ и государство, но и все бесчисленные отношения, которые существуют как между ними, так и между различными объектами в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях.
Движущие силы развития общества В истории философии представлены различные варианты понимания движущих сил развития общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают решающими в развитии общества материальные факторы, а второй - духовные. При материалистическом понимании подразумевается, что общество развивается под воздействием объективных, независимых от сознания людей факторов - особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д. Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 -ок. 370 до н.э.) ведущим фактором образования и развития общества считал природу. В марксизме основным фактором развития общества считается экономика. Ряд учений XX - начала XXI в. ведущую роль отдает технике. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911-1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на состояние общества. При идеалистическом понимании природы общества на первое место ставятся духовные факторы. Ведущую роль религии подчеркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Мы уже при изучении темы 4.2. «Философия и научная картина мира» рассмотрели сциентизм, представители которого, например Огюст Конт (1798-1857), абсолютизируют роль науки в социальном развитии. Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор социального развития в политике и государственном регулировании. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти равно понятию «политический», а английский философ Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что без каждодневного государственного контроля над людьми (в том числе с помощью силовых методов) человеческое общежитие превращается в «войну всех против всех», т.е. распадается на части. В противовес всем перечисленным концепциям, где приоритет отдается какому-то одному фактору, обществоможет рассматриваться и как сложная система, где важность различных факторов, как материальных, так и духовных, в разных ситуациях разная: иногда на первое место выходит природа, иногда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу.
Сферы общественной жизни Как и любая сложная система, общество состоит из подсистем - сфер общественной жизни. Сфера общественной жизни – это крупную, устойчивую, относительно самостоятельную подсистему человеческой деятельности. В ыделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Она делится на структуры. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру общества (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Место жительства определяет поселенческую структуру (деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Кении и т.д.). Образование и профессия составляют собственно профессионально-образовательную структуру (люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи и экономисты). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру. Наконец, национальность (или племенная принадлежность, а также раса и т.п.) определяет этническую структуру. Центральное место человека символично: это основной элемент социальной сферы общества. Экономическая сфера - область производства, обмена, потребления товаров. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления, люди вступают в разнообразные отношения друг к другу и к товару - производственные отношения (отношения собственности, распределения, потребления, обмена). Производственные отношения и производительные силы в совокупности и составляют экономическую сферу жизни общества.
Политическая сфера - одна из наиболее важных для социальной философии. Греческое слово politike (от polis - государство, город), первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Политика - это вид общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Схематично структура политической сферы включает в себя: 1)политические потребности и интересы; 2)политические институты и организации; 3)политическую деятельность;4)политические отношения; 5)политическое сознание. Духовная сфера - область идеальных, нематериальных образований. Структура духовной сферы жизни общества в общих чертах такова:1) религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы; 2) мораль - система нравственных норм, оценок, поступков; 3) искусство - художественное освоение мира; 4) наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира; 5) право - совокупность норм, поддерживаемых государством. Общество в целом предстает как комплексная система, т.е. система систем, где переплетаются и взаимодействуют социальные, экономические, политические, духовные отношения, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д. Общественное бытие. Общественное сознание Под общественным бытием понимают объективную сторону жизни общества - все то, что существует независимо от человека и его сознания. В широком аспекте общественное бытие включает в себя весь окружающий нас материальный мир, например природные условия жизни общества, такие, как климат, ресурсы и т.д. Помимо природы человека окружает чрезвычайно важная техническая реальность (станки, компьютеры, телевизоры и т.д.). Не менее объективны социальные отношения, такие, как отношения производственные: распределения, обмена, потребления и собственно самого производства.
Под общественным сознанием понимают соответственно субъективную сторону жизни общества. По своей сути общественное сознание нематериально и включает в себя всю совокупность идей, теорий, чувств, оценок, характерных не просто для отдельного человека, а для общества в целом.
Общественное бытие и общественное сознание противопоставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Тем не менее они тесно связаны друг с другом: с одной стороны, общественное бытие влияет на сознание, практически формирует его, а с другой - сознание не только отражает бытие, но и оказывает на него существенное влияние. Направленность социального развития и п роблема «конца истории» Природа общества и его структура, социальное бытие и социальное познание характеризуют общество с одной стороны - устойчивой, или статической. Для объемного представления об обществе необходимо проанализировать его динамику, т.е. рассмотреть общество в движении, уловить закономерности в его изменении и развитии, попытаться предугадать перспективы. Все эти проблемы традиционно рассматриваются философией истории (не путайте с историей философии). Развитие - это закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progressus -движение вперед) - поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному и регресс (от лат. regressus - движение назад), представляющий противоположный тип изменения. Кроме того, по характеру изменений выделяют революционное (скачкообразное) и эволюционное (постепенное) развитие общества. К первому можно отнести революции, войны, перевороты, ко второму - реформы, естественное политическое и экономическое развитие. История - это наука о человеческом прошлом. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О. Шпенглер, А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития. И чем смысл исторического развития человечества? Возможно, история закончится, когда люди достигнут идеала общественного устройства, т.е. общества всеобщего благоденствия. Эта мысль не бесспорна, можно говорить лишь о различных вариантах решения проблемы «конца истории».
Согласно средневековой философии, история имеет конечный пункт - наступление Царства Божьего. Согласно Г.Гегелю, «конец истории» связан с устранением национальной розни. Русский эмигрант Александр Кожев (1902-1968, настоящая фамилия Кожевников) видит решение этой проблемы в устранении политических разногласий. Американский философ и политолог Френсис Фукуяма (р.1952) опубликовал в 1989 году статью “Конец истории”. По его мнению, после отказа СССР от марксисткой идеологии у человечества остался всего один путь - либеральный. Конец историческому движению полагается концом культурной обособленности. С победой либеральной демократии «Запад» побеждает и как тип культуры. Время показало, что выводы Ф. Фукуямы были слишком благодушны. Западное общество раздираемо противоречиями, и далеко не все люди планеты желают жить по указке США и его союзников. Всякий раз, когда провозглашается очередной «конец истории», очередная «окончательная победа» того или иного порядка, заявляют о себе тенденции и движения, доказывающие, что это пока еще не так. Гражданское общество Гражданским обществом называют сферу свободного самовыражения людей, защищенную от произвола государства. Это все негосударственные объединения и сообщества граждан, а также совокупность нравственных, религиозных, культурных и других отношений, не зависящих от диктата государственных органов. Сообщества и отношения между ними формируют структуру гражданского общества.
В гражданское общество входят все возможные структурные элементы общества, кроме государства. С социальной точки зрения, гражданское общество выступает как открытое общество, т.е. общество демократического типа, где граждане свободно изъявляют свою волю. С экономической точки зрения гражданское общество выступает в качестве общества «свободного рынка». Основа экономики - свобода выбора и неприкосновенность частной собственности. С точки зрения духовной, гражданское общество обнаруживается в структурах общественности. Граждане объединяются с единомышленниками, активно высказывают свое мнение по ряду важных проблем общества, спорят с оппонентами и в итоге оказывают влияние на решение этих проблем. С точки зрения политической сферы, гражданское общество дополняется идеей правового государства, вкотором запрещаетсялюбой произвол власти в отношении личности. В целом гражданское общество представляет собой сферу свободного волеизъявления граждан во всех вопросах, которые не требуют прямой заботы государства. В случае, если государство начинает вмешиваться в личную жизнь, диктовать религиозные предпочтения, определять духовный выбор человека, контролировать деятельность средств массовой информации, общество постепенно становится закрытым, тоталитарным, а человек – совершенно бесправным, несвободным и незащищенным от произвола всякого, имеющего над ним власть. Единство и многообразие развития общества. Вплоть до конца XIX века многим казалось, что любое общество живет по тем же самым правилам и законам, что и другие. В противовес этому, благодаря исследованиям Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина была развита концепция локальных обществ (иногда говорят о культурных организмах, цивилизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую цивилизации. Анализ хода истории показывает, что он не противоречит формуле «и единство, и многообразие». Единство и многообразие не противоречат друг другу. При всем многообразии современных обществ контакты между ними становятся все более многосторонними. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланетная цивилизация. Каким видится историческое будущее России? Каковы те главные принципы, которые укажут дорогу россиянам? Окончательного ответа на этот вопрос нельзя дать. Здесь нет другого пути, кроме глубоких философских размышлений. Не Запад или Восток, а глубоко осмысленное социальное творчество должно быть историческим ориентиром россиян. Не плыть по воле волн, но и не попугайничать, а, зорко вглядываясь в достижения западных, восточных, северных и южных соседей, принимая за основу лучшее и отбрасывая ненужное, полноценно творить свою собственную историю. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Социальная философия есть обществоведческий срез философии. Предметом социальной философии является общество, социальные связи в нем, закономерности его развития. Общество - обособившаяся часть природы, условие и результат деятельности человека. Решающими в развитии общества признаются либо материальные факторы (природа, экономика, техника), либо духовные факторы (религия, наука, политика), а при многофакторном подходе - те и другие вместе. Сфера общественной жизни - это мощная, устойчивая, относительно самостоятельная подсистема человеческой деятельности. Сфера включает в себя виды деятельности человека, социальные институты, сложившиеся отношения между людьми. Выделяются четыре основные сферы - социальная, экономическая, политическая, духовная. Под общественным бытием понимают объективную (независимую от сознания человека) сторону жизни общества, под общественным сознанием - субъективную (идеи, теории, чувства и т.д.). По направленности выделяют такие формы социального развития, как прогресс (движение вперед) и регресс (движение вспять). Не существует единого мнения о развитии человечества: если развитие техники можно назвать прогрессивным, то относительно культуры и духовности существуют противоположные точки зрения. Смысл исторического развития человечества заключается в достижении «конца истории», т.е. построении общества всеобщего благоденствия. Гражданским обществом называется сфера свободного самовыражения граждан, защищенная от произвола государства. В гражданское общество входят все возможные структурные элементы общества, кроме государства. Основа гражданского общества - свобода самовыражения и реализация интересов каждой личности в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества. Принимая за основу лучшее и отбрасывая ненужное, полноценно творить свою собственную историю - такова перспектива социального развития народа России.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Дайте определение общества. Раскройте ключевые понятия в определении. 2. Какой фактор в развитии общества вы считаете решающим? Обоснуйте ваш выбор. 3. Сформулируйте определение сферы общественной жизни. Перечислите ее составляющие. 4. Назовите основные сферы общественной жизни. Дайте их краткую характеристику. 5. Что такое общественного бытие и общественное сознание? Объясните различия между ними. 6. Назовите формы социального развития. 7. В чем состоит проблема «конца истории»? Какие существуют варианты ее решения? 8. Дайте определение гражданского общества. 9. Что входит в гражданское общество? В чем особенности отношений между его элементами? 10. Каковы Ваши взгляды на перспективы исторического развития России? Тема 4.5 Философия и глобальные социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Краткое содержание: Актуальность и особенности глобальных проблем. История и причины возникновения современных глобальных проблем. Классификация глобальных проблем. Римский клуб. Глобальные проблемы и кризис духовности. Основные пути решения глобальных проблем. Актуальность и особенности глобальных проблем Возникновение особого рода проблем мирового развития, получивших название «глобальных», стало характерной приметой нашего времени. Глобальные проблемы современности - это комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Глобальные проблемы охватывают весь земной шар; причем не только его часть, где проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека. Перспективам решения посвящаются международные конференции ученых, политиков, экономистов, философов. Однако острота этих проблем не только не уменьшается, а наоборот, возрастает. Актуальность глобальных проблем обусловлена следующими факторами: · ускорение процессов общественного развития, · накопление знаний человека о природе и рост технических средств, приведшие к тому, что силы человека в настоящий момент сравнимы с силами природы, а порой и превосходят их, · неуклонный рост численность населения. История и причины возникновения современных глобальных проблем Перечисленные проблемы вызревали не одновременно. Английский экономист Т.Мальтус (1766 -1834) еще в начале XIX в. сделал вывод об опасности чрезмерного роста населения. После 1945 стала очевидна угроза развития оружия массового уничтожения. Разрыв мира на передовой «богатый Север» и отсталый «бедный Юг» был осознан как проблема только в последней трети XX в. Проблема международной организованной преступности стала острой лишь в конце XX в. Тем не менее, корректно считать моментом рождения глобальных проблем середину XX в. Именно в этот период развертываются два процесса, которые представляются основными первопричинами современных глобальных проблем. Первый процесс - глобализация социально-экономической и политической жизни, основанная на формировании относительно единого мирового хозяйства. Второй - развертывание научно-технической революции (НТР), которая многократно умножила все возможности человека, в том числе и по самоуничтожению. Именно по мере действия этих процессов проблемы, ранее остававшиеся локальными, превращаются в глобальные. Классификация глобальных проблем Отечественными учеными И.Т.Фроловым и В.В. Загладиным разработан следующий вариант классификации глобальных проблем человечества: Римский клуб Для осознания глобальных проблем и поиска путей их решения важную роль сыграл Римский клуб (Club of Rome) - международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на стимулирование изучения глобальных проблем. Клуб основан в 1968 итальянским менеджером и общественным деятелем Аурелио Печчеи (1908 -1984). Работе организации способствуют более 30 национальных ассоциаций, ведущих в своих странах пропаганду концепций Римского клуба. В 1989 в СССР была создана Ассоциация содействия Римскому клубу, после распада СССР она реформировалась в Российскую ассоциацию содействия Римскому клубу. Основным «продуктом» деятельности Клуба являются его доклады, посвященные приоритетным глобальным проблемам и путям их решения. По заказу Римского клуба видными учеными подготовлено более 30 докладов. Глобальные проблемы и кризис духовности Решение глобальных проблем - дело сложное, сегодня нет ответа на этот вопрос. Человечество пытается найти выходы из сложившейся ситуации - это проведение «зеленой политики», развитие экологической этики, социальной экологии и т. д. Перед человечеством стоит невероятно трудная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы. Существует еще одна угроза, о которой меньше говорят, - это кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Нет сейчас надежных теорий и концепций, в рамках которых можно было бы адекватно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования. Нет свежего взгляда на мир. Существует лишь перелицовка старых, канонических положений, пришедших из прошлого. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению. Основные пути решения глобальных проблем Таковы угрозы. Они реальны. Есть угрозы, но есть и надежды, на основании которых, человечество может выйти из глобального кризиса. Рассмотрим предпосылки дальнейшего развития человечества, которые блокируют угрозы существования людей в целом. · Развертывание информационной (компьютерной) биотехнологической революции. Создание новой цивилизации и развертывание благополучного мирового сообщества в будущем. · Возможность утверждения как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной, рыночной, социально-защищенной экономики. Это будет способствовать развитию хозяйства, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. · Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. · Объединительные процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском вариантах. Это сближение крайне необходимо для доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей, так как наш мир многообразен и иным быть не может. · Идущая межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой культуры. Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, к расширению международных экономических и культурных контактов. В результате чего нарастает стремление землян к подлинному «братству». · Намечающиеся прорывы в духовной области и в сфере интеллектуального поиска. Идет поиск приемлемых контактов рационального и иррационального, научного и технического в освоении реальности. Это особенно важно для конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих все человечество. Вот такие выходы из сегодняшних затруднений видит человечество. Сможет ли оно выжить в XXI веке - зависит от самого человека и от достижений прогресса человечества. Сейчас мир находится на изломе, на перепутье. Он устремлен к новому глобальному порядку и поэтому необходим выбор дальнейшего пути развития. Какое будущее ждет человечество? Прошлое уже свершилось, его можно переосмыслить. А будущее никем не запрограммировано. Оно - открытая страница! КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Глобальными называют проблемы, охватывающие весь земной шар. Острота этих проблем со временем не уменьшается, а наоборот, возрастает. Для осознания глобальных проблем и поиска путей их решения важную роль сыграл Римский клуб. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению человечества. Возможные пути преодоления проблем - развертывание информационной биотехнологической революции; утверждение рыночной, социально-защищенной экономики; ненасилие и демократическое согласие в международных отношениях, религиозной и светской жизни; межэтническая и межкультурная интеграция; конструирование глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих все человечество.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1) Какие проблемы человечества относят к глобальным? 2) Какие процессы являются основными первопричинами современных глобальных проблем? 3) В чем сущность и содержание глобальных проблем? 4) Каким, по вашему мнению, будет XXI век и почему? РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Антюшин С.С. Основы философии: учебное пособие.-М.:РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010.-411с. 2. Бучило Н.Ф. и др. Философия. Часть 1. История философии: учебное пособие для вузов.- М.: Юристъ, 2006. - 374 с. 3. Бучило Н.Ф. и др. Философия. Часть 2. Основные проблемы философии: учебное пособие для вузов. - М.: Юристъ, 2006. - 304 с. 4. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2011.- 480 с. 5. Катаева О.В. Философия: учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 384с. 6. Канке В.А. Основы философии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Университетская книга: Логос, 2006. - 288 с. 7. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М,2009.-368 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Алексеев П.В. и др. Хрестоматия по философии: учебное пособие.- М.: Проспект, 2010.-576 с. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая. Школа, 2005. - 406с. 3. Балашов Л.Е. Занимательная философия: учебное пособие.- М.: Дашков и Ко, 2006. - 128 с. 4. Бердяев Н.А. Самопознание. - СПб: Азбука-классика, 2007.- 416 с. 5. Гуревич П.С. Философский словарь.- М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. -320 с. 6. Жиляков И.Ю. История философии: учебник для вузов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.-576 с. 7. Зеньковский В.В. История русской философии.-М.: Академический проект, 2001.-878с. 8. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия.-Ростов н/Д. Феникс, 1995 г.-544 с. 9. Кирьязев О.В. Философия: Курс лекций: Учебное. пособие для студентов вузов. Под общей ред. В.Л. Калашникова.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 384 с. 10. Кохановская Т.И. Философия: учебное пособие для вузов.-Ростов н/Д.: Феникс,2003.-576 с. 11. Кузнецов В.Г. и др. Философия: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 519 с. 12. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Академический проект, 2007.-506 с. 13. Несмеянов Е.Е. Основы философии в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов.: Феникс, 2002.- 608 с. 14. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: пособие для изучающих историю философии.- Магадан, 2006.- 480 с. 15. Рассел Бертран. История западной философии.- М.: АСТ, 2010.- 832 с. 16. Солопов Е.Ф. Философия: Курс лекций: учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 400 с. 17. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Юрайт, 2011.- 832 с. 18. Таранов П.С. Анатомия мудрости:120 философов:В 2-х т.-Симферополь:Таврия,1996.-624 с. 19. Яковлев В.П.и др. Хрестоматия по философии: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 576 с. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 1.http://www.philosophy.ru/ -Библиотека сайта philosophy.ru 2. http://philos.msu.ru/library.php/ -Библиотека философского факультета МГУ 3.http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm/ -Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН 4.http://www.musa.narod.ru/bib.htm#1/ -Библиотека философской антропологии 5. http://www.i-u.ru/biblio/ -Русский гуманитарный Интернет-университет 6. http://philosoff.ru / - Образовательный портал «Философия: студенту, аспиранту, философу» 7. http://philosophers.ru/ Философия, лекции. Сайт содержит лекции по философии: истории философии, историко-философским концепциям, философии как науки и т.д. 8. http://filo-lecture.ru/ Философия. Веб-ресурс о философии, основах философской науки. 9. http://www.ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|