Методология научного познания
Всякое познание есть движение от незнания к знанию. Первая ступень познавательного процесса - определение того, что мы не знаем. Важно четко определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (от греч. problema - задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения. Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis - предположение). Гипотеза - это научно обоснованное предположение, которое требует проверки. Если гипотеза доказывается с привлечением большого числа фактов, она становится теорией (от греч. theoria - наблюдение, исследование). Теория - система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория. При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она характеризуется фактами и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью. Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Чтобы проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную, используются определенные способы и процедуры. Правило, прием, способ познания называется методом (от греч. methodos - путь к цели). Научный метод - это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. «Метод - это светильник в руках путника, идущего в темноте» - утверждал Ф.Бэкон. Методология - более широкое понятие и оно может быть определено как: 1) совокупность применяемых в данной науке методов; 2) общее учение о методе. Методологией подробно занимается философия (что проявляется в ее методологической функции).
Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой - ясность и логическая отчетливость, все имеющиеся методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры). Основой эмпирических методов является чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов: Ü наблюдение - целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; Ü эксперимент - изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; Ü измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру); Ü сравнение - выявление сходства или различия объектов или их признаков. В научном познании не бывает чистых эмпирических методов: даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания - выбор объекта наблюдения, гипотезы и т.д. Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода: v анализ - процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); v синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; v классификация - объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных и т.д.); v абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования - абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); v формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (математических формулах, химических символах и т.д.); v аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
v моделирование - создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); v идеализация - создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); v дедукция - движение от общего к частному; v индукция - движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы - это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия). Используются также более широкие методы-подходы, которые указывают только направление и общий способ решения задач и могут включать в себя множество различных приемов. Предельно общими методами-подходами являются методы философские: метафизический - рассмотрение глубинных оснований объекта в покое, статике вне связи с другими объектами; диалектический - раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектический материализм в советской философии); некритичное нагромождение различных несвязанных методов - эклектикой. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Познание - это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Субъект познания - источник активности, действующее лицо (человек или общество). Объект познания - пассивная сторона взаимоотношений, над которой производится деятельность (бытие в целом или его часть). В гносеологии выделяют два основных уровня познания - чувственный (эмпирический) и рациональный. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление, к формам рационального - понятие, суждение и умозаключение. К основным видам познания относятся обыденно-практическое, религиозное, научное, художественное и философское. Философское познание направлено на получение целостного и обобщенного знания о действительности. Научное познание есть движение от незнания к знанию - от проблемы и гипотезы через метод к теории.
В классической концепции истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности. В качестве критериев истины в разное время предлагались чувственный опыт; ясность и отчетливость; согласованность с системой знаний; эффективность; опыт; общее согласие. Абсолютная истина - это полное, а относительная истина - неполное знание о действительности. Достижение абсолютной истины невозможно, но каждая новая относительная истина может быть шагом к абсолютной.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Дайте определение познания. В чем проявляется активный характер познания? 2. Назовите основные характеристики субъекта и объекта познания, понятий «объективность» и «субъективность». 3. Назовите основные характеристики различных взглядов на познаваемость мира. 4. Перечислите формы чувственного и рационального познания. Приведите примеры для каждой из форм. 5. Назовите основные характеристики различных видов познания. В чем специфика философского познания мира? 6. Дайте определения категорий истина, ложь, заблуждение. 7. Перечислите критерии истины. Попробуйте указать их преимущества и недостатки. 8. Назовите виды истины, дайте их характеристику. Дайте определения понятиям проблема, гипотеза, метод, теория. 9. Назовите основные научные методы познания, определите их место в предложенной классификации (эмпирические, теоретические) и дайте краткую характеристику. Раздел III. Основные ценности человеческого бытия.
В результате изучения раздела «Основные ценности человеческого бытия» обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - анализировать современные философские и научные представления о природе человека; - вырабатывать самостоятельное отношение к таким ценностям человеческого бытия, как свобода, творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть, смысл жизни. В результате изучения раздела «Основные ценности человеческого бытия» обучающийся должен знать:
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности человека; - об основных проблемах, связанных с изучением человека: его происхождении, его основных отношениях, основных ценностях его бытия; Тема 3.1. Аксиология (теория ценностей). Краткое содержание: Аксиология - учение о ценностях. Основания ценностей: потребности, интересы и традиции. Классификация ценностей: первичные ивторичные, витальные и культурные, материальные и духовные, общечеловеческие и личные, терминальные и инструментальные ценности. Аксиология - учение о ценностях Философия как мировоззрение включает в себя различные компоненты: познавательные, эмоциональные, практические и ценностные. В системе философского знания проблемами познания занимается гносеология, практической деятельностью - этика, вопросами эмоций и чувств - эстетика и некоторые отдельные дисциплины (например, философия любви). Четвертый компонент мировоззрения - ценностное отношение человека к миру - основной предмет изучения аксиологии (от греч. axia - ценность + logos - слово, понятие, учение), т.е. учения о ценностях. Ценностное отношение к миру отличается от сугубо познавательного. Если в научном познании мы ищем истину, то в оценивании мира нас интересует значимость вещей и явлений для человека. Оценочность - одна из важных черт, характерных для философии как особой науки. Философия не только изучает мир, но и раскрывает значение различных явлений, предметов, процессов. Аксиология ищет ответы на следующие вопросы: что такое ценности и каковы их основания? Какие виды ценностей существуют? Какова форма существования ценностей? Что можно считать высшими человеческими ценностями? Основания ценностей. Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. В качестве ценностей могут выступать как реальные предметы окружающего мира (пища, одежда, деньги), так и разнообразные явления, общие категории и свойства (справедливость, красота, свобода, знания, истина и т.д.). Объединяет их то, что все они в той или иной мере обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам или же соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек. Ценности основываются прежде всего на потребностях человека, т.е. нужде, неудовлетворенности, ощущении недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Интересом называют конкретную причину действий, определяющую социальное поведение. Разные социальные группы имеют свои интересы: различны интересы мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Отличаются и их ценности, хотя потребности у большинства людей одинаковы.
Интересы, а вслед за ними и ценности, могут быть индивидуальными и групповыми. Их также можно разделять по направленности на экономические, политические, духовные и т.д. Многие ценности человек получает по наследству от тех традиций, в которых он был воспитан. Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, сохраняемое и передаваемое из поколения в поколение. Традиции бывают политические и религиозные, профессиональные и корпоративные, традиции школ, университетов, общественных организаций, национальные (например, французские или русские) и т.д. Ряд исследователей отмечает существенные различия между традиционными ценностями русской культуры и культуры западной:
Из этого не следует, что, например, польза или активность совершенно отсутствуют в системе ценностей русской культуры; просто они не являются ценностями первостепенной значимости. Формирование ценностей человека можно представить следующим образом: уникальные культурные, национальные, корпоративные традиции сплетаются с общечеловеческими потребностями. В совокупности традиции и потребности составляют ценностную основу личности. К ней в дальнейшем добавляются групповые и личные интересы, окончательно формируя представления о том, что является, а что не является действительно ценным. В результате создаются уникальные системы ценностей, частично схожие (поскольку потребности у всех людей одинаковы), частично - различные (поскольку воспитание, социальный статус людей, их интересы всегда различаются). Классификация ценностей
Ценности настолько многообразны и уникальны, что полное и исчерпывающее их описание невозможно. Только оснований для классификации различных групп ценностей можно выделить бесконечное множество. Однако, хотя сама по себе любая классификация ценностей и не способна охватить их в полной мере, она может дать представление об общей структуре и основных уровнях ценностной сферы жизни общества. Классификация ценностей представлена в таблице: Ряд ценностей в таблице повторяется: например, пища является ценностью одновременно материальной, витальной и первичной; красота - духовной, культурной и общечеловеческой. Таким образом, ценности не изолированы друг от друга, а пребывают в постоянном движении и тесном взаимодействии, составляя сложную систему взаимных пересечений, совпадений и влияний. Первичные и вторичные ценности. Наиболее известная классификация потребностей человека («пирамида потребностей») разработана американским психологом Абрахамом Маслоу (1908-1970). I. Самые фундаментальные потребности - нижний уровень пирамиды. Они базируются на физиологической нужде и ощущении недостатка самых элементарных благ, например на чувстве голода или жажды, холода или жары и т.д. К этому уровню можно отнести потребности в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне, чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д. Соответственно сами предметы потребности (пища, сон и т.д.) выступают как первичные ценности. II. К первичным потребностям также относится нужда в защите и безопасности. На этих потребностях базируются ценности неприкосновенности личной собственности, гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т.д. III. Социальные потребности основаны на стремлении к принадлежности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви. IV. Потребности уважения основаны на желании человека в признании его личных достижений другими, на ценностях самоутверждения, лидерства. V. Потребности самовыражения ориентированы на духовные ценности - творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний. «Пирамида потребностей» А. Маслоу успешно применяется в менеджменте и маркетинге. Так, в менеджменте она показывает, что производительность труда зависит не только от оплаты труда, но и от ряда конкретных мер в организации работы. В маркетинге она позволяет сделать рекламу более действенной благодаря учету реальных нужд потребителя. Маслоу полагал, что, во-первых, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить все те потребности, которые занимают уровень пирамиды под ними - от физиологических до потребностей в уважении. Например, творчество будет восприниматься человеком как нечто, обладающее высочайшей ценностью, только в том случае, если он не испытывает сильной нужды в пище, воде, отдыхе, если его жизни ничто не угрожает и т.д.; во - вторых, если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня. Витальные и культурные ценности. Ценности многообразны по своим основаниям и могут быть сгруппированы по различным признакам (материальные - духовные, личные - общественные, традиционные - инновационные и т.д.). Однако для понимания человека как природного и культурного, биологического и социального существа первоочередное значение имеет разделение ценностей на жизненные и культурные. Ценности жизни, иначе называемые витальными ценностями (от лат. vitalis - жизненный), основаны на первичных потребностях человека как живого существа - физиологических нуждах и нужде в защите. Такие ценности, как пища, вода, жилище, безопасность и т.п., направлены прежде всего на обеспечение выживания человека. Ценности выживания представляются первостепенными. Очевидно, что при отсутствии еды и питья, жилья и защиты нет смысла говорить ни о творчестве, ни о любви, ни об уважении: все это приобретает ценность только в ситуации, когда жизни человека ничего серьезного не угрожает. Но верно и другое: если ограничиться только выживанием, жизнь нельзя будет назвать человеческой в полном смысле этого слова; по своей сути она ничем не будет отличаться от растительной жизни, которая определена исключительно целями выживания самого растения и его вида. Ценности наслаждения также относятся к сфере витальных ценностей. Для каждого человека характерно стремление к удовольствию и желание избежать страданий. В некоторых филсофских традициях (например, в утилитаризме) жизнь считается полноценной только в том случае, если общий уровень наслаждения превышает уровень страданий. Такая же неоднозначность проявляется и в вопросе о качестве жизни. С одной стороны, «даже самая несчастная жизнь лучше смерти», а с другой - «лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Окончательное решение вопроса, видимо, невозможно: каждый человек делает свой выбор в зависимости от конкретной ситуации и всего субъективного понимания смысла жизни. Потребительские ценности пользы, которые основаны на обеспеченности человека внешними благами, довольно близки к ценностям наслаждения. Еще Аристотель заметил: для того чтобы чувствовать себя счастливым, человек должен по крайней мере «ни в чем не нуждаться». Однако, хотя материальный достаток и необходим для полноценной жизни, он ее вовсе не гарантирует. Если бы для полноценной жизни человеку было бы достаточно простого набора из выживания, наслаждения и пользы, он никогда бы не вышел за границы животного состояния. Подлинная жизнь подразумевает ценности привязанности, дружбы, сопричастности, любви, уважения. Здесь ценности жизни граничат и частично пересекаются с ценностями культуры. Культурные ценности включают в себя все то, что выходит за узкие пределы природной человеческой активности, необходимой для поддержания жизнедеятельности. К культурным ценностям относится то, что составляет сверхприродную сущность человека, - самореализацию, искусство, религию, творчество. Человек, в принципе, способен прожить без них. Однако такая жизнь уже не будет полноценной: человек, отказавшийся от культурных ценностей, неминуемо будет ущербным, а любое общество без культуры обречено на быструю деградацию и гибель. Немецкий философ Генрих Риккерт (1863-1936), один из основателей аксиологии, выделяет шесть областей культуры и определяет ведущие ценности для каждой из областей:
Традиционно важнейшими областями современной культуры считаются наука, мораль и искусство. Соответственно высшими ценностями культурной жизни признаются истина, добро и красота.В современной философии культура часто рассматривается как совокупность человеческих ценностей, а ее целью объявляется гармония жизни по законам высших человеческих ценностей. Материальные и духовные ценности В зависимости от формы проявления выделяются материальные и духовные ценности. К материальным ценностям можно отнести различные вещи, которые необходимы для выживания (пища, вода, одежда, жилье), а также не менее важные для человека орудия (от каменного скребка до компьютера). Но не все материальные ценности удовлетворяют только первичные потребности. Некоторые из них имеют символический смысл (дорогая одежда, техника как показатель высокого социального статуса человека) и не являются безусловно необходимыми для жизни. Духовные ценности нематериальны и выступают как объединенный продукт разума, чувств, убеждений. Они включают в себя знания и истину, красоту и творчество, добро и справедливость, святость и милосердие и т.д. В совокупности эти ценности составляют духовную культуру человечества, прежде всего науку, искусство, мораль и религию. Общечеловеческие и личные ценности В зависимости от субъекта оценки выделяются общечеловеческие и личные ценности. Общечеловеческие ценности присущи каждому индивиду, независимо от особенностей среды, в которой он был воспитан. В конституциях большинства стран в качестве общечеловеческих ценностей трактуются жизнь, свобода и собственность. Общечеловеческие ценности универсальны, т.е. признаются везде независимо от региональных и культурных традиций. Личные ценности настолько же индивидуальны и уникальны, насколько уникален каждый человек. Они определены личными интересами и значительно варьируются в широком диапазоне персональных желаний и предпочтений: кто-то считает ценным спорт, музыку, политику, кто-то - предметы коллекционирования, кто-то - материальный достаток. Между общечеловеческими и личными ценностями находится широкий диапазон ценностей групповых - внутрисемейных, корпоративных, национальных, конфессиональных и т.д. Терминальные и инструментальные ценности В зависимости от отношения к целям выделяются инструментальные и терминальные ценности. Терминальными (от лат terminalis - конечный) называют ценности, ценные сами по себе, то, к чему человек стремится в течение всей своей жизни. Например, известный психолог Милтон Рокич (1918-1988) назвал такие терминальные ценности: жизненная мудрость, равенство, внутренняя гармония, чувство собственного достоинства, безопасность, комфортная жизнь, признание, уважение, полноценная любовь, надежная семья, дружба, счастье, удовольствие, свобода, воодушевление, спасение души, красота, мир во всем мире. В философской мысли в качестве терминальных ценностей чаще всего выделяют счастье, пользу и наслаждение. Инструментальные ценности - это ценности, используемые для того, чтобы добиться цели. Иными словами, они ценны не сами по себе, а как инструменты, средства достижения целей. В качестве инструментальных ценностей обычно называются различные черты и качества человека, которые способствуют конечному успеху его деятельности. К этой категории, по Рокичу, можно отнести интеллигентность, логичность, остроумие, честность, независимость, вежливость, ответственность, храбрость и т.д. Этот список можно значительно расширить, если учесть, что инструментальной можно считать любую ценность, если она не терминальна. Ценность инструментальна, если можно ответить на вопрос: для чего она необходима человеку. Деньги инструментальны, если необходимы, например, для поддержания высокого качества жизни. Качество жизни - путь к счастью. Поскольку невозможно ответить на вопрос, для чего необходимо счастье, эту ценность надо признать конечной - терминальной. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Ценности - это вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Основанием для ценностей служит система потребностей, интересов и традиций. Существует ряд классификаций ценностей. Важнейшими показателями для их выделения служат потребности (первичные ивторичные), биосоциальная сущность (витальные и культурные), формы проявления (материальные и духовные), субъект оценки (общечеловеческие и личные) и отношение к целям (терминальные и инструментальные).Высшими человеческими ценностями считаются истина, добро, красота. В совокупности ценности формируют разветвленную систему ценностных координат, необходимую человеку для полноценной жизни в обществе.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Дайте определение ценностей. Назовите их основания. 2. Перечислите основные потребности человека. Выделите первичные и вторичные потребности. 3. Приведите примеры традиционных ценностей и ценностей, связанных с интересами. 4. Назовите основные группы ценностей. Приведите примеры ценностей из разных групп. 5. Перечислите основные области культуры и назовите ведущие ценности в каждой из них. Тема 3.2 Философская антропология. Личность и условия ее формирования Краткое содержание: Предмет философской антропологии. История развития философского понимания происхождения и сущности человека. Как Человек возник на Земле? Религиозная версия. Космическая теория. Эволюционная теория. Трудовая теория. Человек как единство духа и тела: биологизаторская и социологизаторская трактовка человека. От индивида к личности. Каковы основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе? Почему все люди разные? Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Предмет философской антропологии Проблема человека - одна из самых важных для всей философии, так как философия выражает отношение человека к миру. Естественные науки (физика, химия, математика) дают результаты, не зависящие от личности и сознания человека. Но ведь философия базируется также и на истории, психологии, социологии и других науках о человеке. Если убрать из философии все, что касается человека, то и самой философии не останется. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. И более того, рассматривает уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более. Вот поэтому тема человека является для философии сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. История развития философского понимания происхождения и сущности человека Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. В преданиях, сказаниях, мифах возникли первые представления о человеке. Краткие сведения о их дальнейшем развитии приведены в таблице: Философия о человеке
Как Человек возник на Земле? Это загадка, которая до сих пор не разгадана до конца. На сегодня существуют три основные теории происхождения человека. 1. Религиозная версия. Человек сотворен Богом. 2. Космическая теория. Имеют хождение гипотезы о внеземном происхождении жизни, о том, что настоящими предками человека являются инопланетяне. 3. Эволюционная теория. В соответствии с учением Ч.Дарвина (1809-1882), считается, что человек произошел от обезьяны. Широкое распространение получила развивающая дарвинизм трудовая теория происхождения человека. Ее сторонники считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности рука человека становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, согласно Ф.Энгельсу (1820-1895), орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и многие другие моменты становления и существования человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|