Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек как единство духа и тела




При философском исследовании человека нельзя обойти стороной и так называемую биосоциальную проблему. Она является весьма сложной для науки и имеет большое значение для практики воспитания, поскольку характеризует природу человека.

Биосоциальная проблема - это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического (природного), приобретенного и унаследованного, "культурного" и "дикого" в человеке.

· Под биологическим в человеке принято понимать анатомию (строение) его тела и происходящие в нем физиологические процессы.

· Под социальным в человеке философия понимает прежде всего его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, т. е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться и страдать, язык человека. Важной составляющей социальных качеств человека является его отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе взятое и составляет социальные силы человека.

Как же соотносятся в человеке его социальная и биологическая стороны? В решении этого вопроса наиболее распространены три позиции.

Первый подход - это биологизаторская трактовка человека (З. Фрейд и др.). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Поэтому человек якобы изначально является пленником природы, а общество с его нормами культуры - это его постоянный враг и угнетатель.

Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку человека. Его сторонники либо начисто отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение. Элементы такого подхода имелись, например, в утопическом социализме (Т. Мор, Т. Кампанелла), который провозглашал задачу формирования "нового" человека в грядущем коммунистическом обществе.

Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать названные выше крайности. Эта позиция представлена в работах современных отечественных ученых (Н. П. Дубинин, И. Т. Фролов). Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров - природного и социального. Но основные качества (способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное происхождение.

В XXI в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер. Например, уменьшение физических нагрузок ведет к атрофии ряда важных функций и органов. Современный образ жизни способствует росту стрессовых заболеваний и т. д. В результате происходит разрушение так называемого биосферного (природного) человека, уменьшаются его шансы на выживание.

От индивида к личности

В рассуждениях о человеке в философии часто употребляются понятия индивид, индивидуальность, личность, раскрывающие разные стороны природы человека.

Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) – это любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлека­ются от его особенностей. Таким обезличенным представителем массы человек может выступать, например, в масштабных со­циологических подсчетах, экономических теориях, рассуждени­ях о биологических особенностях человеческого организма и т.д. Таким же образом любая самостоятельность подавляется при тоталитарных режимах, провозглашающих единые для всех правила, а также в массовом об­ществе, где идеология успеха и реклама формируют безличных производителей и потребителей: здесь способности и даже собственное имя легко заменяются «никами», пинкодами карт (или тюремными номерами - для наруша­ющих общие правила).

Для обозначения особых, неповторимых свойств человека используется понятие «индивидуальность». Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы также можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счет каких-либо особых качеств.

Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уров­не. Например, невозможно найти двух человек с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек обладает особым соче­танием генов, обусловливающих определенные особенности его физического (например, телосложение) и даже психиче­ского склада. Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности все это также налагает свой отпечаток на наследуемые особен­ности, формируя в итоге самобытную и неповторимую инди­видуальность каждого человека.

Личность - это индивид, рассматриваемый в аспекте его со­циальных каче ств. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».

Личность - социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют личность.

Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств, характеристик индивида. Ребенок рождается как индивид; личностью он становится в процессе социализации. В детской игре он примеряет на себя различные социальные роли (члена семьи, представителя профессии). По­степенно он усваивает основные модели отношений в обществе. В этом смысле личность есть «общество в миниатюре».

Однако ролевая трактовка личности не раскрывает глубин­ного, сущностного ее характера. В европейской философии (в отличие от восточной) понятие личности не сводится только к ее ролям, здесь также подчеркивается ее самобытная, само­стоятельная, целостная природа. Когда о человеке говорят «это - настоящая личность», имеют в виду внутреннее богат­ство его духовного мира.

К примеру, Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку - это путь философа, художника или святого. Философ созерцает окружающий мир и размышляет о его общих законах. Его цель - истина, а ору­дие - мудрость. В древние времена именно мудрость определя­ла пути развития человечества, а мудрецы почитались как по­сланцы богов. Художник - человек эмоциональный, тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее. Святой - человек, посвятивший себя борьбе с несчастьем других. Милосердие - основа его жизни, а ее смысл точно вы­ражен в словах известного врача Федора Петровича Гааза (1780-1853): «Торопитесь делать добро».

«Настоящие люди», по мнению Ницше, настолько же ото­шли от «обычного человека из серой массы», насколько сам че­ловек отошел от обезьяны. При всем этом ницшеанскую типо­логию личностей не следует рассматривать только в профессиональном смысле. «Философ» - это не только Сократ или Кант, но и каждый самостоятельно мыслящий человек; «ху­дожник» - не только Леонардо да Винчи или Лев Толстой, но и любой виртуоз в своем деле; наконец, «святой» - не только Альберт Швейцер или мать Тереза, но и всякий, отка­завшийся от эгоизма ради любви к ближнему.

Каковы основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе?

· К самому себе. Человек един, но не однороден, не одномерен. Че­ловек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объеди­нено каждой конкретной личностью.

· К другим. Человеческий мозг с первых часов жизни формируется под влиянием человеческого окружения. Не общаясь с другими людьми, человеком стать нельзя.

· К обществу. Человек есть соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.

· К культуре. Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.

· К природе. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...