Человек как единство духа и тела
При философском исследовании человека нельзя обойти стороной и так называемую биосоциальную проблему. Она является весьма сложной для науки и имеет большое значение для практики воспитания, поскольку характеризует природу человека. Биосоциальная проблема - это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического (природного), приобретенного и унаследованного, "культурного" и "дикого" в человеке. · Под биологическим в человеке принято понимать анатомию (строение) его тела и происходящие в нем физиологические процессы. · Под социальным в человеке философия понимает прежде всего его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, т. е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться и страдать, язык человека. Важной составляющей социальных качеств человека является его отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе взятое и составляет социальные силы человека. Как же соотносятся в человеке его социальная и биологическая стороны? В решении этого вопроса наиболее распространены три позиции. Первый подход - это биологизаторская трактовка человека (З. Фрейд и др.). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Поэтому человек якобы изначально является пленником природы, а общество с его нормами культуры - это его постоянный враг и угнетатель. Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку человека. Его сторонники либо начисто отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение. Элементы такого подхода имелись, например, в утопическом социализме (Т. Мор, Т. Кампанелла), который провозглашал задачу формирования "нового" человека в грядущем коммунистическом обществе.
Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать названные выше крайности. Эта позиция представлена в работах современных отечественных ученых (Н. П. Дубинин, И. Т. Фролов). Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров - природного и социального. Но основные качества (способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное происхождение. В XXI в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер. Например, уменьшение физических нагрузок ведет к атрофии ряда важных функций и органов. Современный образ жизни способствует росту стрессовых заболеваний и т. д. В результате происходит разрушение так называемого биосферного (природного) человека, уменьшаются его шансы на выживание. От индивида к личности В рассуждениях о человеке в философии часто употребляются понятия индивид, индивидуальность, личность, раскрывающие разные стороны природы человека. Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) – это любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлекаются от его особенностей. Таким обезличенным представителем массы человек может выступать, например, в масштабных социологических подсчетах, экономических теориях, рассуждениях о биологических особенностях человеческого организма и т.д. Таким же образом любая самостоятельность подавляется при тоталитарных режимах, провозглашающих единые для всех правила, а также в массовом обществе, где идеология успеха и реклама формируют безличных производителей и потребителей: здесь способности и даже собственное имя легко заменяются «никами», пинкодами карт (или тюремными номерами - для нарушающих общие правила).
Для обозначения особых, неповторимых свойств человека используется понятие «индивидуальность». Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы также можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счет каких-либо особых качеств. Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уровне. Например, невозможно найти двух человек с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек обладает особым сочетанием генов, обусловливающих определенные особенности его физического (например, телосложение) и даже психического склада. Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности все это также налагает свой отпечаток на наследуемые особенности, формируя в итоге самобытную и неповторимую индивидуальность каждого человека. Личность - это индивид, рассматриваемый в аспекте его социальных каче ств. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество». Личность - социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют личность. Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств, характеристик индивида. Ребенок рождается как индивид; личностью он становится в процессе социализации. В детской игре он примеряет на себя различные социальные роли (члена семьи, представителя профессии). Постепенно он усваивает основные модели отношений в обществе. В этом смысле личность есть «общество в миниатюре».
Однако ролевая трактовка личности не раскрывает глубинного, сущностного ее характера. В европейской философии (в отличие от восточной) понятие личности не сводится только к ее ролям, здесь также подчеркивается ее самобытная, самостоятельная, целостная природа. Когда о человеке говорят «это - настоящая личность», имеют в виду внутреннее богатство его духовного мира. К примеру, Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку - это путь философа, художника или святого. Философ созерцает окружающий мир и размышляет о его общих законах. Его цель - истина, а орудие - мудрость. В древние времена именно мудрость определяла пути развития человечества, а мудрецы почитались как посланцы богов. Художник - человек эмоциональный, тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее. Святой - человек, посвятивший себя борьбе с несчастьем других. Милосердие - основа его жизни, а ее смысл точно выражен в словах известного врача Федора Петровича Гааза (1780-1853): «Торопитесь делать добро». «Настоящие люди», по мнению Ницше, настолько же отошли от «обычного человека из серой массы», насколько сам человек отошел от обезьяны. При всем этом ницшеанскую типологию личностей не следует рассматривать только в профессиональном смысле. «Философ» - это не только Сократ или Кант, но и каждый самостоятельно мыслящий человек; «художник» - не только Леонардо да Винчи или Лев Толстой, но и любой виртуоз в своем деле; наконец, «святой» - не только Альберт Швейцер или мать Тереза, но и всякий, отказавшийся от эгоизма ради любви к ближнему. Каковы основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе? · К самому себе. Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено каждой конкретной личностью. · К другим. Человеческий мозг с первых часов жизни формируется под влиянием человеческого окружения. Не общаясь с другими людьми, человеком стать нельзя. · К обществу. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным. · К культуре. Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали. · К природе. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|