Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика русской философии




1. Русская философия - феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

Ü сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

Ü специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

Ü целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

Ü большая роль проблем морали и нравственности;

Ü конкретность;

Ü широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основные этапы развития русской философии:

1) период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;

2) философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);

3) философия XVIII в.;

4) философия XIX в.;

5) русская и советская философия XX в.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Среди наиболее ярких представителей философииуказанного периода выделяются: Иларион Киевский (XIв.), Владимир Мономах (1053-1125 ), Климент Смолятич( начало XII века - после 1164 г.), Филипп Пустынник (XIв.).

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.Среди видных философов данного периода :Сергий Радонежский (1314 - 1392),, Максимилиан Грек (1475 - 1556 ), Андрей Курбский (1528 - 1583), Нил Сорский (1433 - 1508), Юрий Крижанич (около 1617-1683).

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа: философию эпохи петровских реформ и материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII в.

К философии эпохи петровских реформ относится творчество Феофана Прокоповича (1681 - 1736), В.Н. Татищева (1686-1750), А.Д. Кантемира (1708 - 1744). Основной направленностью их философии были вопросы устройства императорской власти, ее божественности и нерушимости; войны и мира, познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 - 1802). Помимо обоснования материали­стических начал бытия большое внимание Радищев уделил со­циально-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу.

Основные направления русской философии XIX в.

• декабристская философия;

• философия западников и славянофилов;

• консервативная религиозная и монархическая философия;

• философия писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

• революционно-демократическая философия;

• либеральная философия.

1. Декабристская философия была представлена творчеством П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева, И.Д. Якушкина, М.С. Лунина, В.К. Кюхельбекера и других.

Основная направленность философии декабристов - соци­ально-политическая. Ее опорными идеями были: приоритет естественного права; личная свобода человека; ограничение самодержавия законом либо замена его республикой.

2. Проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии занимались представители философских направленийзапад­ников и славянофилов.

Видными представителями западников являлись П.Я. Чаадаев, А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западники хорошо усвоили философские традиции совре­менной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пыта­лись привести их в русскую философию.По мнению западников, «уникального» исторического пути у России нет.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам, основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему образу жизни от народов Запа­да (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыруч­ка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

3. В противовес философии декабристов и другим направлени­ям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели - отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную фило­софию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксаль­но-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.Ф. Федоров (1829 - 1903) и К.Н. Леонтьев (1831 - 1891).Спасение для России - отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по образу Византии).

4. Представителями философского религиозного направления также были великие русские писатели - Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое фило­софское наследие. Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «нацио­нальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», обере­гающий человека от грехов.

Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовствав следующем: религия должна стать простой и доступной для народа; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; государство - аппа­рат насилия, поэтому не имеет права на существование; в основе поведения человека должно быть непротивление злу.

5. Представители революционно-демократического направле­ния русской философии XIX в. отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, но будущее государственного устройства России видели совершенно по-разному:

Н.Г. Чернышевский; видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрно­сти России), личной свободе и общинном укладе жизни.

Народники (Н.К. Михайловский, П.Л. Лав­ров, П.Н. Ткачев) ратовали за непосредственный переход к социа­лизму, минуя капитализм. Для этого подходят любые средства, даже терроризм.

Анархисты (П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин) вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (меха­низм подавления) источником всех бед.

Марксисты (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

6. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направ­ление.

Наиболее ярким его представителем являлся B.C. Соловьев (1853 - 1900).

Основными идеями его философии были:

• идея гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

• идея нравственности (низший уровень нравственности - право, высший - любовь);

• идея Бога как выражения добра; идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;

русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

Основные направления русской философии конца XIX - ХХ вв.

Ü философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);

Ü естественнонаучная философия;

Ü советская философия;

Ü философия русского зарубежья.

У современной русской философии две основополагающие черты:

влияние советской традиции (например, материа­лизм, формационный подход к истории);

• обновление, объединение ее различных направлений (совет­ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе­ние к мировой философии.

1. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. - 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направления того пе­риода были C.H. Булгаков (1871 - 1944), П.А. Флоренский (1882 - дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении), С.Л. Франк (1877- 1950) и другие.

Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев (1837 - 1902), В.И. Вернадский (1863 - 1945), К.Э. Циолковский (1857 - 1935), А.Л. Чижевский (1897 - 1964).

2. Естественнонаучная философия представлена в твор­честве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и др..

Основными направлениями естественнонаучной философии были:

• материалистическое;

• социально-политическое.

3. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный ма­териалистический характер и развивалась в жестких рамках мар­ксистской философии, что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И. Ленина (1870-1924),который развил марксистское учение с целью приспособить его к условиям России.

Наиболее яркий след, по мнению автора, в советской фи­лософии оставили:

А.А. Богданов (1873- 1928) - теория систем - «тектология»;

А.Ф. Лосев (1893- 1988) - проблемы человека, истории;

A.M. Деборин (1881-1963) - творческое понимание материализма;

Л. Н. Гумилев (1912 - 1992)- вопросы истории, этногенеза;

М. К. Мамардашвили (1930 -1990) - проблемы человека, морали, нравственности;

В.Ф. Асмус (1894 - 1975) - широкий круг исследований;

Ю.М. Лотман (1922- 1993), философия общества, истории.

4. Далеко не все философы нашли возможность для продолже­ния своей жизни и философских изысканий в СССР после ус­тановления советской власти. По этой причине в эмиграции, возникло особое направление, полу­чившее название «философия русского зарубежья».

П. С. Мережковский (1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гар­моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л.И. Шестова (1866 - 1938) была близка к экзи­стенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, поступки и права. Человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «ге­рой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Философия Н.А. Бердяева (1874-1948) носит многоаспект­ный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Ос­новные положения его философии:

· свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют осно­ву существования человека;

· свобода человека подвергается угрозе извне со стороны общества и госу­дарства; задача человека - сохранить свою самобыт­ность;

· ключевую роль в жизни человека играет также религия;

· человек должен стремиться к Богу, но не должен пытаться заменить Бога самим собой;.

· Историческая миссия России - построить «Царство Божие» (то есть общество, осно­ванное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Философия Бердяева обосновывает «конец света» вбудущем. Она также оказала большое влияние на развитие европей­ского экзистенционализма, учения о человеке и его жизни.

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, жив­ший и работавший в США, сделал главной темой своей фило­софии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории стратификации и социальной мобильности.

Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, националь­ности, влиянию) - страты. Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность пере­хода из одной страты в другую. История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Со­гласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

На раннем этапе (IX-XVII вв.) русская философия развивается в русле христианского богословия. К XVIII в. русская философия становится частью мировой мысли и разделяет основные идеи европейской мысли Нового времени. Русская религиозная философия XIX в. отражает специфику и национальное своеобразие русского философствования. Особенностями религиозной философии является попытка целост­ного понимания мира, высокая роль морали и художественного твор­чества. Целью философии западничества было принятие Россией европейских ценностей и ее включение в цивилизованный мир.

Начало XX в. стало временем религиозно-философского ренессанса, возродившего интерес общества к проблемам религии, нравственно­сти, национального самосознания. Значительное влияние на философию и науку XX в. оказал космизм, рассматривавший природу и человека как единое целое. В первой половине XX в. марксизм получил статус государственной идеологии, что значительно ограничило философское творчество в России. Ряд идей философов, отстоявших свою свободу творчества, составил «золотой фонд» отечественной философии XX в.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Перечислите основные специфические черты русской философии. Прокомментируйте их.

2. Что является главным предметом спора западников и славянофилов?

3. Какова религиозно - философская сущность толстовства?

4. Что такое космизм? В чем вы усматриваете значение идей космизма для XX - XXI вв.?

5. Каковы главные черты советской философии?

6. Сформулируйте идеи крупнейших русских философов XX в.


Раздел II. Философское осмысление природы и человека, сознания и познания

В результате изучения раздела «Философское осмысление природы и человека, сознания и познания» обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, сознания и познания как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

-пользоваться методами и приемами, с помощью которых человек познает окружающий мир.

В результате изучения раздела «Философское осмысление природы и человека, сознания и познания» обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основные проблемы онтологии и гносеологии (эпистемологии);

- утверждения современной философии и науки о природе и структуре сознания.

Тема 2.1. Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии.

Краткое содержание: Категории как фундаментальные понятия. Основные философские категории: сущность, явление, единичное, общее, часть, целое, порядок, причина, случайность, необходимость, действительность, возможность.

Определение и структура бытия. Объективная реальность. Субъективная реальность. Небытие (ничто). Формы существования бытия.

Категории как фундаментальные понятия

Знания даны человеку в виде понятий - мыслей, отражающих в обобщенной форме предметы, явления, связи действительности. Вы уже знакомы со многими понятиями философии - «мировоззрение», «антропоцентризм», «диалектика», «эмпиризм» и т.д. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке, называются категориями. Например, к катего­риям языкознания относятся понятия «глагол», «подлежащее» и т.п., а к категориям информатики - понятия «алгоритм», «файл» и т.д.

Основные философские категории

Философские категории являются наиболее общими и охва­тывают не отдельные стороны мира (как в языкознании или в информатике), а весь мир в целом.

Впервые учение о категориях было изложено Аристотелем, который выделил десять основных категорий, при помощи ко­торых можно описывать мир и его составляющие. В дальней­шем их изменил, дополнил и разделил на классы И. Кант, а диалектику отношений между категориями в их развитии и из­менении показал Г. Гегель. В современной философии наиболее часто используются следующие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, слу­чайность и необходимость, действительность и возможность. Значения многих из этих категорий самоочевидны; отдельные из них требуют пояснений.

Сущность - главное в предмете, то, что определяет его.

Явление - внешнее проявление характеристик предмета. Явления, воспринимаемые нами, не всегда отража­ют истинную сущность вещей, часто представляя собой лишь видимость: таковы, например, вращение Солнца вокруг Земли или оптические иска­жения формы предметов на границах разных сред. Таким образом, познание мира есть движение от явлений к сущности вещей, от по­верхности к глубине.

Единичное - категория, выражающая уникальность, неповто­римость предмета.

Общее - категория, выражающая нечто единое в ряде предме­тов.

Часть - составной компонент чего-либо. Целое - нечто единое.

«Целое, состоящее из частей» по-гречески именует­ся системой. Системы обычно делятся на суммативные (где целое равно сумме частей, например группа незнакомых людей на остановке общест­венного транспорта), несуммативные (где целое больше, чем его части, например организованный коллектив студентов, составляющих вместе нечто большее, чем просто сумма людей). Иногда особо выделяют органи­ческие системы, где часть не может существовать без целого (например, сердце как часть человеческого организма).

Порядок - строгое, организованное расположение чего-либо. Хаос - отсутствие налаженности, беспорядок. Переход от порядка к хаосу, увеличение беспорядка называют энтропией, а обратный переход - организацией (или са­моорганизацией, если система упорядочивается самостоятельно).

Причина - явление, которое вызывает к жизни другое явление. Следствие - результат действия причины.

Причину следует отличать от повода. Повод не порождает следствия. Напри­мер, поводом для Первой мировой войны было убийство эрцгерцога Фер­динанда, но истинной причиной войны стало стремление стран-участ­ниц к более выгодному для себя переделу мира. Вера в то, что все имеет свои причины, называется детерминизмом, отрицание всеобщей причин­ности - индетерминизмом.

Случайность - то, что может как произойти, так и не произойти.

Необходимость - то, что обязательно должно произойти, причем, строго определенным образом. Сторонники теории, согласно которой в мире все предопределено изначально, называются фаталистами.

Действительность - все реально существующее. Возможност ь - то, что может возникнуть при определенных условиях. Мера возможности именуется вероятностью. Чем больше степень вероятности, тем больше шансов, что возможность ста­нет действительностью.

В целом категории философии позволяют описать общие закономерности развития бытия.

Определение и структура бытия

Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Отголоски этих представлений дошли до нас в многочисленных мифах и сказаниях. Поэтому и в философии основополагающим является раздел, изучающий бытие - онтология.

Первым философом, кто выделил бытие как категорию, был Парменид, он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия. В дальнейшем в истории существовало множество различных подходов к пониманию бытия, которые можно свести к трем основным: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической.

В материалистической концепции под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств; движущаяся материя. В объективно - идеалистической концепции бытие - это существующая независимо ни от кого идея. В субъективно-идеалистической концепции бытие связано с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - значит быть воспринимаемым.

Рассмотрим структуру бытия. Все существующее образует реальность. Поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.

Объективная реальность - действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир.

Философские учения по-разному отвечали на вопросы о бытии. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» - одно и то же. Бытие - это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.

Бытие есть все то, что есть - это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения. Например, плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы - это разновидность духовной реальности, часть бытия. Противопоставлением бытия является небытие (ничто). Небытие (ничто) - это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслить и тем более представить - тогда оно уже будет существовать!

Формы существования бытия

Итак, небытие не существует. А что же существует? Как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют воображаемую пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.

Каждая из форм бытия обладает своими особенностями.

Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга, отражение в зеркале и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная, т.е. созданная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня:

I. Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (весь растительный и животный мир)

II. Второй - это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить:

· индивидуальное бытие, т.е. бытие конкретных людей;

· общественное бытие;

· духовное бытие (идеальный мир, сознание).

Бытие не статично, постоянно происходит разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму. Именно здесь мы говорим о «бессмертии» идей, вещей, событий, исторических личностей или близких нам людей, имея в виду, что они не превратились в ничто, а обрели новое существование, иное бытие - как память, запечатленная в носителях информации любым способом.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Категории - это фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке. Философские категории охватывают не отдельные стороны мира (как в других науках), а весь мир в целом. В современной философии наиболее часто используются следу­ющие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, случайность и необходи­мость, действительность и возможность.

Бытие есть предельно общее понятие о реальности, придающее картине мира целостность и стабильность. Проблема бытия лежит у истоков любой философской традиции и определяет ее основные черты. Исторически сложились три основные трактовки бытия: материалистическая, объективно-идеалистическая и субъективно-идеалистическая. Выделяют два вида реальности: объективную и субъективную. Выделяются следующие формы существования бытия: человек, живая и неживая природа.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте определение философской категории.

2. Назовите основные категории философии. Дайте их краткие харак­теристики.

3. Какие существуют трактовки бытия? Какой из них придерживаетесь Вы и почему?

4. Назовите и охарактеризуйте основные формы существования бытия.

Тема 2.2. Материя.

Краткое содержание: Материя как субстанция. Материя с точки зрения материализма. Основные свойства материи: субстанциальность, структурность, системность, способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение, пространство, время и от­ражение. Виды, сферы и уровни материи. Идеалистические трактовки материи.

Материя как субстанция

В истории философии для обозначения предельной первоосновы мира - постоянной, относительно устойчивой, существующей независимо от чего бы то ни было и не нуждающейся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется категория «субстанция» (от лат. substantia - то, что лежит в основе). Такими субстанциями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, эфир и т.д.

Впервые понятие материя встречается у Платона. Материя в его понимании - некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний. По мере развития науки и философии понятие материи становится все более абстрактным. Оно призвано охватить бесконечное многообразие всего реально существующего и несводимого к сознанию.

Материя (от лат. materia - вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это - категория, объеди­няющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии.

Материя с точки зрения материализма

В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин определяет материю так: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она, как утверждал Б.Спиноза, является причиной самой себя.

Основные свойства материи:

Субстанциальность материи означает то, что она является первоосновой мироздания.

Структурность материи - внутренняя расчлененность реального мира. В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, кото­рые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие.

УРОВНИ МАТЕРИИ
 
Неживая природа Живая природа Общество
Элементарные частицы Доклеточные формы Индивид
Атомы Одноклеточные организмы Семья
Молекулы Многоклеточные организ­мы Группа
Микромир Виды Этнические общности
Планеты и их системы Популяции Государства
Галактики и их системы Биоценозы Союзы государств
Макромир Биосфера в целом Человечество в целом

Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам - неживая природа, живая природа и общество. Если наличие жизни научно подтверждено пока только на нашей планете, то представления о природе неживой постоянно углубляются и расширяются. Границ микромира и макромира не видно. И нет оснований предполагать, что они вообще есть!

Системность - упорядоченность и взаимо­связь всех элементов. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент - понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы, Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов - индивидов и одновременно она является элементом более крупной системы - общества в целом. Все обозначенные выше уровни материи - от неживой природы до общества - могут рассматриваться как особые материальные системы.

Способность к самоорганизации - неотъемлемое свойст­во материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917-2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса». Выводы синергетики решают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация - важное и неотъемлемое свойство материи как системы.

Неуничтожимость и несотворимость реализуется в способности к взаимопревращению различных видов материи друг в друга. Отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен.

Движение - это изменение, любой переход из одного состояния в другое. Способ существования сущего. Быть - значит быть в движении, изменении. Существует несколько форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное и т.д.

Пространство - это форма бытия материи, характеризующая протяженность материальных объектов, порядок их расположения, расстояние между ними. Все тела имеют протяженность - длину, ширину, высоту и расположены относительно друг друга и составляют части той или иной системы.

Время - форма существования материи, характеризующая длительность материальных процессов, последовательность их смены друг с другом. Все тела существуют и движутся во времени.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности взаимодействующих с ними систем. Так взаимодействующая система, воздействуя на другие, изменяет их, как бы оставляет определенный «след» и запечатлевает себя в результате этого воздействия.

Такова точка зрения материализма. В отличие от материалистов, идеалисты не считают материю объективной реальностью. Существование материи ставится ими под со­мнение, а окружающие нас вещи объявляются существующи­ми только в восприятии и мышлении. Для субъективных идеалистов материя - это «комплекс ощущений». Для объективных идеалистов - это порождение духа, «инобытие» идеи.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Материя - философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными с войствами материи считаются субстанциальность, структурность, системность, способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение, пространство, время и от­ражение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое материя с точки зрения материализма и идеализма?

2. Назовите сферы, уровни и виды материального мира.

3. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи.


Тема 2.3. Духовный мир (сознание).

Краткое содержание: Философские интерпретации проблемы сознания. Свойства и формы сознания. Структура сознания. Бессознательное: фрейдизм и неофрейдизм. Объективация сознания. Здравый смысл - рассудок - разум – мышление. Мышление и язык. Может ли машина мыслить?

Философские интерпретации проблемы сознания

Сознание - один из самых неоднозначных объ­ектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувства­ми, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее сознание существует, оно обладает особым, психическим (или ду­ховным) бытием.

Сознание есть философская категория, обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека.

В философии сознание, как правило, объясняется с двух разных позиций - материалистической и идеалистической. Менее распространены такие точки зрения, как дуализм (сознание и материя - два равноправных начала мира) и гилозоизм (вся материя одушевлена, т.е. способна к ощущению и мышлению).

В материалистической традиции сознание - это свойство высокоорганизованной биологической материи (человеч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...