Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массовая культура и контркультура




Как всякое совершенное достижение, культура недоступна всем в равной степени. Чем выше уровень куль­туры, тем меньше членов общества, ее по­нимающих. Чтобы стоять на уровне современных культурных достижений, надо очень много работать над собой. Значительная часть людей слишком утруждать себя не хочет, а недостаток культуры их при этом совсем не печалит.Потому что существует массовая культура, т.е. часть культуры, доступная большинству членов общества, значительно упрощенная и обедненная в плане ценностных ориентиров.

Современный человек находится во власти идеологических мифов, которые постоянно внедряются в его сознание в основном с помощью электронных средств массовой информации. Тем более, что у массовой культуры есть и положительные стороны: не надо знать основ кибернетики, чтобы работать на компьютере, нужно просто уметь правильно нажимать на кнопки. Массовая культура экономит время и энергию людей. Главное, чтобы при этом человек не разучился думать. А его культурные запросы состояли не только в телевизионных сериалах, зарплате побольше и водке подешевле.

Совокупность взглядов, идей и поступков, которые противоречат общепризнанным культурным ценностям, называется контркультурой. Контркультурные движения всегда были необходимым элементом любой культуры, т.к. будоражили общество, мешали застою, приводили к появлению новых идеалов для все большего и большего количества людей. В XX веке и в наши дни такие движения приобрели массовый характер в ответ на недовольство стандартами и нормами современной массовой культуры: разрушением природы, культом материального благополучия, кризисом образования и воспитания и др.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Культура - это все то, что создано человеком и не является природным. К материальной культуре относятся средства труда, вещи и процессы, которые служат человеку. К духовной культуре относятся наука, образование, искусство, религия и другие богатства человеческого духа и разума.

Цивилизация - это способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе социальных норм. Существуют три основных подхода к вопросу о соотношении культуры и цивилизации: в первом случае культура - часть цивилизации, во втором цивилизация - внешняя часть культуры, а в третьем случае культура и цивилизация - одно и то же. Общее у культуры и цивилизации то, что они являются следствием прогресса. Основное различие заключается в том, что культура формирует личность, а цивилизация формирует законопослушного гражданина. Массовая культура - это упрощенная и обедненная часть культуры, доступная большинству членов общества. В наши дни в ответ на недовольство нормами массовой культуры приобрели массовый характер контркультурные движения

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что значит быть культурным человеком?

2. Что общего и в чем заключаются различия между культурой и цивилизацией?

3. В чем сущность массовой культуры?

4. В чем смысл кризиса в культуре?

5. Какова философская проблема взаимоотношений культуры и цивилизации?

6. Близки ли Вам какие-либо контркультурные движения и почему?


Тема 4.2. Философия и основы научной картины мира

Краткое содержание: Определение науки и ее функции. Критерии научности. Эволюция научного знания. Древневосточная преднаука. Античное знание. Средневековое знание. Классическая наука. Неклассическая наука. Сциентизм и антисциентизм. Понятие научной картины мира. Исторические типы научной картины мира. Развитие философии науки. Первый позитивизм. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Лженаука. Понятие техники. Эволюция орудий и средств. Техника и человек.

Определение науки и ее функции. Критерии научности

Зародившись как форма отвлеченного знания, наука постепенно за­воевывала все большее жизненное пространство, изменяя при этом не только предметное окружение человека, но и его самого. Жизнь современного человека нельзя представить без транспорт­ных систем и компьютерных сетей, станков и высокоточных прибо­ров - окружения, концентрирующего в себе науч­ные достижения человечества. Основные проблемы современной философии науки можно сформу­лировать так: как можно определить науку? Каковы основные этапы развития научного знания? Каковы ведущие теории философии нау­ки? Как отделить науку от лженауки? Что такое техника?

Наука - особый вид деятельности человека, направленный на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире.

Функции науки:

· Познавательная: изучает и объясняет явления реального мира;

· Материально-преобразовательная: знания - основа построения материальных систем;

· Аксиологическая: формирует научные ценности (главная из них - объективная истина);

· Мировоззренческая: формирует научное мировоззрение;

· Социально-политическая: оказывает влияние на общественно-политическую ситуацию.

Все функции науки объединены общим понятием знания. При этом научное знание понимается как высшая форма теоре­тического отображения мира. Это задает ряд требований, ограничений и ориентиров. Все они формулируются в виде принципов, назы­ваемых критериями научности. Ниже перечислены основные из них:

Объективность: точное ото­бражение реальности без индивидуальных предпочтений.

Однозначность: исключение всех неясных и противоречивых понятий и принципов.

Рациональность: логическая не­противоречивость без элементов мистики или религии.

Системность: упорядоченность и взаимо­связь знаний.

Универсализм: знания должны в анало­гичных условиях быть истинны и одинаковы.

Практическая применимость: даже наиболее абстрактные математические или логические теории, если они верны, можно применить на практике (например, при разработке ком­пьютеров).

Проверяемость (верификация): если теория истинна, то ее можно проверить на опыте. Исключение – только аксиомы, не требующие доказательств.

Опровергаемость (фальсификация): теория отвер­гается, если ее выводы опровергаются фактическими данны­ми. Далее избирается новая теория, которая способна бо­лее адекватно объяснить все найденные несоответствия. От­сюда следует, что каждая научная теория потенциально опровергаема: все, что нельзя опровергнуть, наукой не является.

Критичность: посто­янный поиск ошибок в старых теориях и возникновение новых идей. Критика должна быть конструктивна: вестись с позиции теорий, более точно описывающих мир.

Прогрессизм: постоянный поиск нового знания. Движение к истине - процесс бесконечный.

Эволюция научного знания

В эволюции научного знания можно выделить два основ­ных периода: подготовительный и собственно научный (ново­временной):

Подготовительный период Нововременной период
восточная преднаука знание античности знание Средневековья классическая наука неклассическая наука постнеклассическая наука

Древневосточная преднаука, зародившаяся в культурах Египта, Месопотамии, Китая и Индии, во многом определила развитие ряда практических сфер жизни - мореплавания, сельского хо­зяйства, военного дела, торговли и ремесленного труда. Уже в Древнем мире были несомненные практические достиже­ния в области геометрии, астрономии, агрономии, медицины и т.д.

Античное знание характеризует созерцатель­ность: практические рецептуры уступили место выявлению общих законов. Поскольку знание опирает­ся не на традицию, а на свободный поиск, важной становится доказательность. Античный космоцентризм пред­полагал взгляд на Вселенную как на единое целое. Классиче­ским пример систематизации наук - работы Ари­стотеля.

В Средние века творчество сменилось коммента­риями к Библии и трудам признанных авторитетов (отцов церк­ви и отчасти Платона и Аристотеля).

Классическая наука формируется в Европе в Новое время, когда она полностью от­деляется от религии и от обыденного знания и становится влиятельной общественной силой. Развитие промышленности требовало строгих научных дан­ных, и в ответ на это формируется экспе­риментальное естествознание. Наука стала ведущей социокультурной ценностью. Идеалом науки становится точная механика, вершиной ее были труды И.Ньютона.

Неклассическая наука разрушает классическую схему, кри­тикуя ее прямолинейность и формальность. Специальная и общая теория относительности Альберта Эйнштейна (1879-1955) указала на связь времени, пространства, энергии и массы, необходимость учета движения и положения наблюдателя, что завершило эпоху господства ньютоновской механики. Немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901-1976) ввел в науку «принцип неопределенности», согласно которому наблюдатель способен предсказать массу или местоположение частицы, но не оба параметра одновременно. Генетика обнару­жила тесную взаимосвязь всех живых организмов.

В итоге мир предстал как сложная система тесно взаимосвя­занных элементов, где каждая часть, включая наблюдателя, ока­зывает влияние на другие части. Произошли значительные из­менения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлени­ям - воле, интуиции, бессознательному, чувствам и страстям.

Постнеклассическая наука находится в процессе своего ста­новления. Ее появление во многом связывается с современны­ми информационными процессами, появлением глобальных се­тей, компьютеризацией исследований. Это ведет к все более узкой специализации и односторонности иссле­дований. Состояние раздробленности в современной науке преодолевается интеграционными процессами и междисципли­нарными исследованиями. Объединенными усилиями идет поиск решения важных проблем современности - от экологиче­ских задач до вопросов духовного кризиса.

Сциентизм и антисциентизм

Возрастание роли науки в современном мире породили две противоположные позиции:

· сциентизм - сторонники которого утверждают, что «наука превыше всего» и только с ее помощью можно решить все социальные проблемы.

· антисциентизм - представители которого утверждают, что наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука - враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру.

Ошибочно как абсолютизировать науку, так и недооценивать ее. Вместе с тем нужно четко представлять себе специфику науки, ее возможности и границы.

Научная картина мира

Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира.

Научная картина мира - это систематизированная, исторически полная модель природы и общества. Содержанием ее являются принципы и закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе. В каждый такой период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, которую позволяют достижения науки и практики.

Выделяют три четко и однозначно фиксируемых радикальных смены научной картины мира. Обычно их связывают с именами трех ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

Аристотелевская (VI-IV вв. до нашей эры). Произошло отделение науки от других форм познания мира, созданы нормы и образцы научного знания. Наиболее полно это отражено в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику; разработал категориально-понятийный аппарат; утвердил канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения); отделил науки о природе от математики и метафизики.

Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII вв.) Ее началом считается переход от геоцентрической к гелиоцентрической модели мира. Этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. Подведя своеобразный итог их исследованиям, И. Ньютон сформулировал базовые принципы новой механистической научной картины мира.

Эйнштейновскую революцию (рубеж XIX-XX вв.) обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы. Нужно учитывать сознание человека. Мир таков, каков есть, потому что человек глядит на него, и всякое изменение в человеке, в его взгляде, в самочувствии и самосознании меняет картину мира. «Чисто объективное» ее описание - невозможно.

Таким образом, современная научная картина мира динамична и противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумляет, пугает, ставит тупики, шокирует. Познанию нет границ, и в ближайшие годы, возможно, человек будет потрясен новыми открытиями и новыми идеями.

Развитие философии науки

Как самостоятельное направление исследований философия науки формируется ко второй половине XIX в. У ее истоков стоит философия позити­визма (от лат. positivus - положительный), считавшая, что под­линное, положительное знание возможно только в рамках стро­гих наук. Представители «первого позитивизма» - Огюст Конт (1798-1857), Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Стюарт Милль (1806-1873) - полагали, что подлинная наука должна ограничиваться строгим отражением фактов. Любые оценки и рассуждения о том, что невозможно доказать (например, проблемы смысла жизни, счастья, веры, любви), исключаются из науки как бессмыс­ленные.

Второй этап развития позитивизма - эмпирио­критицизм («критика опыта»). Его представители - Эрнст Мах (1838-1916) и Ричард Авенариус (1843-1896) утверждали, что знание может быть только описательным, а понятия причинности, пространства, как и прочие объяснительные элементы, нужно удалить из науки как излишние. Мир в эмпириокритицизме понимался в виде «комплексов ощуще­ний», а материальное и идеальное (вещи и психика человека) - как разные стороны этого комплекса.

В начале XX в. возникает неопозитивизма. Бертран Рассел (1872-1970), Джордж Мур (1873-1958), Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и др. сконцентрировались на анализе языка науки. Первоначально научные суждения подвергались строгому логико-математическому анализу. За ним следовала опытная проверка каждо­го факта. Если каждый факт подтверждался, а последующие суждения соответствовали законам логики, то утверждение признавалось научным.

Все три этапа развития позитивизма значительно обогати­ли логический, математический и лингвистический аппарат научного знания, однако при этом за рамками их формальных описаний осталось осознание науки как исторической деятельности человека. Постпозитивизм попытался преодолеть этот недостаток. Представители постпозитивизма, во-первых, опираются на историю науки; во-вторых, отвергают представления о ли­нейном накоплении знаний; в-третьих, учитывают социаль­ные и культурные условия развития научного знания.

Так, Карл Поппер (1902-1994) полагал, что наука развивается путем кри­тического опровержения старых теорий и построения новых, более адекватных. Критерием научности становится не принцип верификации (проверяемости), а принцип фаль­сификации (опровергаемости).

Философ из США Томас Кун (1922-1996) считает, что основой науки является парадигма - сложный сплав суждений, теорий, норм, фактов, ценностей и образцов, которые являются общепринятыми в научном сообществе. Научная революция - это кардинальная смена парадигм.

Имре Лакатос (1922-1974) - автор близкой к парадигмам теории исследовательских программ, т.е. совокупности теорий, фундаментальных идей и принципов. Эти программы зада­ют направления исследований. Цель науки - не познание мира, а защита от посягательств на ее основы.

Американский философ Пол Фейерабенд (1924-1994) наиболее радикален. Если движущей силой науки являются критика и опровергаемость, то следует приветствовать все, что противоречит общепринятому мнению и догматизму, даже все абсурдное или ненаучное, включая религию, ма­гию, искусство и человеческие фантазии. Лозунг Фейерабенда, составляющий основу его принципа методологического анар­хизма, звучит как «все допустимо» («anything goes»). Наука не­способна привести человечество к счастью. Разработка оружия и экологический кризис гово­рят скорее об опасности науки. Свобода в обществе подразуме­вает отделение науки от государства.

Стивен Тулмин (р. 1922) смягчает радикализм постпозити­вистских идей, утверждая, что история науки - не революционный, а эволюционный процесс. Инновации - это мутации, а новые теории дложны адаптироваться в ин­теллектуальной среде, проходя жесткий естественный отбор критикой. Выживают не теории, соответствующие истине, а теории, наиболее полезные для сообщества, т.е. способные предсказать будущее, эффективные и удобные в ис­следованиях.

Развитие философии науки в ее позитивистском варианте оказало значительное влияние на саму науку: определило стро­гие критерии научного знания, разрешило ряд вопросов логиче­ской аргументации, указало на важность ясности и однозначно­сти языка науки. Тем не менее, философия науки - открытое направление исследований, ее развитие находится только в на­чале своего пути, а множество проблем науки как сложной сис­темы ждет своих исследователей.

Что такое лженаука?

Научное знание не свободно от ошибок. Исто­рия доказала неправомерность многих гипотез, которыми ра­нее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Однако эти ошибки не противоречат такому критерию научно­сти, как опровергаемость. Наука не претендует на абсолютное знание: в ее данных всегда содержится какая-то часть заблуж­дения, которая сокращается с развитием науки; она направле­на на поиск истины, а не на обладание ею. Именно в этом заложен основной критерий, отличающий науку от многочисленных подделок: лю­бая претензия на обладание единственной и абсолютной исти­ной является ненаучной.

Социальные причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры со­временности и поисках новых ценностей, а с другой - в тяготе­нии человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к сла­ве или деньгам, искреннее заблуждение, заказ.

Лже­наука - это фальсификация научных данных в политических, ре­лигиозных, экономических или личных целях. Лженаука использует в своих построениях научную терми­нологию, выступает от лица различных организаций и «акаде­мий», маскирует свою деятельность учеными степенями и зва­ниями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, проводит издательскую деятель­ность. Поэтому человеку (даже специалисту) часто сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Лженаука оформляется в виде эзотерики, мистики, религиозных суеверий, фальсификаций, информационного и поли­тического заказа и т.д.

Философия техники

Понятие «техника» восходит к греческому слову «techne», первоначально обозначавшему «искусство, мастерст­во». Однако с прогрессом научного знания значение этого поня­тия распространялось на предметный мир. В понятие «техни­ка» были включены артефакты (т.е. искусственно созданные предметы), значительно расширившие возможности человека: орудия, машины, механизмы.

Современная философия понимает технику предельно ши­роко - как совокупность средств и орудий деятельности, прие­мов и умений, необходимых для производства и обслуживания.

Эволюция средств деятельности происходила в такой после­довательности:

§ природно-орудийная стадия, например использование камня как скребка или оружия;

§ орудийно-артефактная стадия - появление искусственных орудий (лопаты, плуга, колеса);

§ машинная стадия - создание ма­шин, парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания;

§ стадия автоматов и робототехники - создание сложных систем и механизмов;

§ информационная стадия - создание сложных компьютеров и информационных сетей.

Промышленная революция – т.е. переломная, решающая стадия в развитии техники произошла, когда техника начала опираться на строгое научное знание. Именно в это время появились ма­шины, выполнявшие функции человека в процессе производ­ства товара, а производительность труда резко увеличилась. С тех пор техника развивается в союзе с наукой, постоянно ус­ложняясь.

Взаимоотношение техники и человека является ведущим в сис­теме связей техники (с наукой, природой и т.д.). В эпоху Просвещения во взглядах на будущее значение тех­ники для человека господствовал оптимизм. Предполагалось, что она, заменив ручной труд машинным, сумеет освободить человека от тяжелой работы ради интеллектуального труда и многократно усилит его творческую мощь.Однако развитие машин и автоматики не привело к свободе и счастью человека. Возникают пессимистические концепции, согласно которым человек в техническом мире превращается в придаток машины, приобретает автоматизм поведения, теряет духовные черты, дегуманизируется. Здесь уже не человек управляет машиной, а машины определяют правила жизни в техническом мире.

Согласно нейтральному подходу, техника - всего лишь про­должение органов человека и может быть опасной или полез­ной не сама по себе, а только в зависимости от того, кто и как будет ее применять. Техника никогда не является целью - она только средство и не может оцениваться морально. Вся сложная система техники имеет значение только в рамка человеческих целей и потребностей.

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Наука - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире. К критериям научности относят объективность, однозначность, ра­циональность, системность, универсализм, практическую примени­мость, проверяемость, опровергаемость, критичность, прогрессизм.

В эволюции научного знания можно выделить два основных перио­да - подготовительный, куда входят восточная преднаука, на­ука Античности и Средневековья, и нововременной, вклю­чающий классический, неклассический и постнеклассический этапы развития. Постнеклассическая наука, основан­а на информационных технологиях, и междисциплинарных исследованиях.

Существуют два взгляда на роль науки в современном мире: сциентизм и антисциентизм.

Научная картина мира - это систематизированная модель природы и общества. Выделяют три научные картины мира: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.

Общая теория науки формируется в конце XIX в. в философии позитивизма, призывавшей к строгости и однозначности научного знания. Позитивная философия прошла четыре этапа: первый позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Современный постпозитивизм рассматривает науку в ее развитии: он отвергает представления о линейном накоплении знаний, учитывает социальные и культурные условия развития научного знания.

Лженаука - фальсификация научных данных в политических, ре­лигиозных, экономических или личных целях. Лженаука оформляется в виде эзотерики, мистики, религиозных суеверий, фальсификаций и спекуляций, информационного и поли­тического заказа и т.д.

Техника - это совокупность средств и орудий деятельности, прие­мов и умений. Существуют различные взгляды на отношения человек-техника - от оптимистичных до негативных. В XX-XXI веках превалирует пессими­стический подход, говорящий о дегуманизации и технизации человека.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое наука? Как соотносятся наука и философия?

2. В чем заключается смысл научной картины мира?

3. Перечислите критерии научности. Какие из них являются наиболее важными для науки?

4. Назовите основные этапы развития науки и дайте их общую харак­теристику.

5. Перечислите основные этапы развития философии позитивизма. Как трактовались на каждом из этапов особенности и цели научного знания?

6. В чем особенности постпозитивизма как современного течения философии науки? Назовите представителей этого течения и их основные идеи.

7. Перечислите основные признаки лженаучного знания. Какие из них, по Вашему мнению, оказывают наиболее сильное влияние на общество?

8. Назовите основные подходы к взаимоотношениям человека и тех­ники. Какой из них вы считаете правильным? Обоснуйте свою точку зрения.


Тема 4.3. Философия и основы религиозной картины мира

Краткое содержание: Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Функции религии: мировоззренческая, консолидирующая, культурологическая и нравственно-воспитательная. Мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Соотношение философии и религии. Свобода религиозных убеждений и права человека.

Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного

Религия (от лат. religio - связь) - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Философы всегда проявляли особый интерес к религии, к проблемам ее возникновения и развития, значения и смысла, У. Джемс считал религиозные представления врожденными., а их источником - нечто сверхъестественное. З.Фрейд определил религию как коллективный невроз, в основе которого лежит вытеснение бессознательных влечений. Л.Фейербах считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию. Марксистская философия считает, что религия - это фантастическое отражение в головах людей высших сил, господствующих в их жизни. Богословы утверждают, что религия - результат общения с Богом.

Структура и функции религии

Структурно в религию входят три основных элемента:

· религиозное сознание - включающее веру в сверхъестественное, чувство зависимости от внешних сил и религиозную идеологию (теология, различные религиозно-философские учения и т.д.);

· религиозный культ (обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, посты, молитвы и т.д.);

· религиозные организации (церковь, секты).

 

Функции религии:

· Мировоззренческая. Религия пришла на смену мифологическому мировоззрению и смогла дать свои ответы на вопросы, возникшие в древнем обществе: о происхождении Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; о причинах природных явлений; о смысле жизни.

· Консолидирующая (объединяет общество вокруг идей либо ради идей).

· Культурологическая (способствует распространению ультуры, влияет на культуру).

· Нравственно-воспитательная (утверждает в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Мировые религии

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во многих богов - политеизм, и по вере в единого бога - монотеизм. Различают также племенные религии, национальные (например, синтоизм - в Японии, индуизм - в Индии и т.д.) и мировые религии, распространенные в разных странах и среди разных народов. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам. Мировые религии охватывают почти половину жителей Земли. В современной России живут последователи всех трех мировых религий.

О буддизме - самой древней мировая религий, мы говорили при изучении темы 1.2 «Философия Древнего Востока». В России буддизм исповедуют в основном буряты, калмыки и тувинцы.

Христианство возникло в I в. в Восточной части Римской империи. Сейчас христиане живут главным образом в европейских странах, в Северной и Южной Америке и Австралии.

Основателем этой религии считается богочеловек Иисус Христос, проповедовавший свое учение и распятый за это на кресте в Палестине. Основной источник христианства - Библия. Она состоит из Ветхого Завета (общего для христианства и иудаизма) и Нового Завета, в котором говорится о земной жизни Иисуса, о его проповедях, чудесах, распятии и воскресении. Церковь считает все эти книги боговдохновенными, т.е. написанными людьми, но по внушению святого духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину. В 325 г. христианство было провозглашено официальной религией Римской империи. В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве - протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. На Руси православие введено киевским князем Владимиром в 988 г.

Ислам - третья мировая религия, возникшая в Западной Аравии в VII в. и распространенная на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африки, Средней Азии и др. Основатель ислама - пророк Мухаммед (571 - 632), начинавший свою деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится святилище Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира совершают паломничество. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, со слов современников, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий о поступках и изречениях пророка - Сунна. Основными направления в исламе - суннизм и шиизм. С течением времени образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсанимиты и др.

На основе Корана был разработан Шариат - свод мусульманского права. Существует особый мусульманский календарь. На территории современной России ислам наиболее широко распространен среди татар, башкир и народов Северного Кавказа.

Соотношение философии и религии

Мы уже касались этой проблемы при изучении темы 1.1 «Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста». Основой любой религии является вера, поэтому рекомендуем еще раз вернуться к соответствующему разделу темы 3.3 «Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, смысл жизни и другие ценности человеческого бытия», где говорится о вере. Особенностью религии является не вера вообще, а вера именно в Бога. Существование религиозных представлений о мироустройстве применительно к философии рождает проблему соотношения веры и знания; другими словами соотношения объективного, познаваемого мира и того, что находится за пределами познания, опыта. Еще одними моментом соотношения философии и религии, который мы рассмотрели при изучении темы 3.3, является проблема смысла жизни.

Свобода религиозных убеждений и права человека

Всякая религия на протяжении многих столетий пронизывала все стороны человеческой жизни. Она оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения людей. Свобода религиозных убеждений - одно из основных и неотъемлемых прав человека. Поэтому необходимо с терпимостью относиться как к представителям других религий, так и к атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога - это тоже вера, но с отрицательным знаком.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил. Философы всегда проявляли особый интерес к религии, к проблемам ее возникновения и развития. Структурно в религию входят три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Основные функции религии - мировоззренческая, консолидирующая, культурологическая и нравственно-воспитательная. Религии разделяют по вере во многих богов - политеизм, и по вере в единого бога - монотеизм. Различают также племенные, национальные и мировые религии, распространенные в разных странах и среди разных народов. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам. Необходимо с терпимостью относиться как к представителям других религий, так и к атеистам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое религия?

2. Какова структура религии?

3. Как соотносятся между собой философия и религия?

4. Дайте характеристику современных мировых религий.

5. Какую роль играет религия в культуре?


Тема 4.4. Социальная философия (философия общества)

Краткое содержание: Что такое общество? Общество - народ - нация -государство. Движущие силы развития общества. Сферы общественной жизни: социальная, экономическая, политическая и духовная. Общественное бытие и общественное сознание. Философия истории. Направленность социального развития и проблема «конца истории».Развитие: прогресс и регресс. Структура и основания гражданского общества. Единство и многообразие развития общества. Историческое будущее России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...