Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ни стеснения, ни промедления. Если опрашиваемый обманет, то грех на нём.




ни стеснения, ни промедления. Если опрашиваемый обманет, то грех на нём.

Если же православный не изследует предварительно и вступит в общение с

тем, с кем нельзя было вступать в общение, то понесёт сам все последствия.

II

2. Общение с ересью. Всякое общение с ересью и еретиками запрещено

каноническими правилами Церкви. Согласно с етим учат все святые Отцы и,

в частности, преподобный Феодор Студит:

“Закон строго требует, чтобы православный отнюдь не имел общения с

неверными и не принимал участия вместе с ними в пище, ни в питии, ни в

ином общении. Зная ето, доброта твоя пусть держится своей благой

ревности, назидая на хорошем основании прекрасные здания точного

исполнения заповедей” (Там же, часть 2, письмо 184. К Филофею ктитору,

стр. 567).

“Ты всячески старался воздерживаться общения с еретиками и

воздерживался, как говоришь, благодатию Христовою; продолжай же

воздерживаться; ибо таким образом ты скажешь свою любовь к Богу и

общение с Ним, а противоположное общение отделяет от Христа”.

Общение с еретиками преподбный Феодор Студит называет “ отречением от

Христа ” и “ душевной смертью ”.

“Или ты не знаешь, что общение твоё с увлечением в нечестие было

отречением от Христа? ” (Там же, часть 2, письмо 89. К Феофилу игумену,

стр. 450).

“Ета ересь мне кажется ничем иным как отречением от Христа... Христос

отвергается и словами и делами, чего не видно было и при древних

ересях! ” (Там же, часть 2, письмо 49. К отцам гонимым, стр. 405).

“Встреча и присоединение к христоборной ереси и даже однократное общение

с ней – есть для увлечённого душевная смерть” (Там же, часть 3, письмо

194. Монаху Антонию, стр. 768).

Всё ето сказано преподобным по поводу общения с ересью вообще. Но ети

формы общения могут быть разными. И все ето воспрещено.

3. Храмы еретические. Входить в храмы, занимаемые еретиками,

воспрещается. Об етом многократно говорит святой исповедник:

“В церкви, занимаемые еретиками, не входить, и если храм поступит во

владение православного (исповедания) после совершения там еретических

возношений, не священнодействовать в нём православному священнику без

разрешения православного епископа” (Там же, часть 2, письмо 152. К

Феодору монаху, стр. 528).

 

“Если в церкви было совершено богослужение нечестивыми, если однажды, то

православные могут входить, совершая в нёмъ только молитвы, но не

таинства, а если многократно, то пусть далеко уходят от неё” (Там же,

часть 2, письмо 49. К отцам гонимым, стр. 406).

 

“Можно ли входить в их часовню для молитвы, и можно ли совершать в ней

святое приношение с собственною трапезою? – Нельзя ни того, ни другого”

(Там же).

 

“Если случится церковь, в которой служащий поминает еретика, а

православный имеет жертвенник на плащанице или на досках, то можно ли

полагать его в той же церкви, в отсутствие поминающего и служить на нём

православному? – Не следует, но лучше по необходимости служить в

обыкновенном доме, избрав какое-либо чистейшее место” (Там же, часть 1,

письмо 40. К Навкратию сыну, стр. 278).

 

“Вопрос о церквах, осквернённых священниками, вступившими в общение с

ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и

псалмопения? – Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных

целей; ибо написано: “се оставляется вам дом ваш пуст” (Матф. 22, 38).

Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел-хранитель тех мест,

по словам Василия Великого (письмо 230), и такой храм стал обыкновенным

домом. И “не вниду, – говорит псалмопевец, – в церковь лукавнующих” (Пс.

25, 5). И апостол говорит: “кое сложение церкви Божией со идолы”? (2

Кор. 6, 16).

“Вопрос о церквах, осквернённых теми же священиками, но не занимаемых

ими: можно ли петь и молиться в них? – Можно входить в такие церкви для

пения и молитвы, если только они не будут более оскверняться еретиками,

но будут занимаемы православными навсегда. Впрочем, в етом случае

постановлено, чтобы совершалось открытие церкви не совратившимся

епископом или священником, с произнесением молитвы. Если ето будет

сделано, то и совершать литургию там не запрещается... ” (Там же, часть

3, письмо 214. К Мефодию монаху, стр. 622-626).

 

Итак, общий вывод ясен: в храмы, занимаемые еретиками ныне или в

прошлом, для молитвы или богослужения входить нельзя. Только после

православного освящения несовратившимся епископом или священником храм

становится православным, а до того бывший храм – обыкновенный дом.

4. Мощи святых.

В связи с вопросом о храмах, занимаемых еретиками, стоит близкий вопрос

о поклонении мощам святых угодников Божиих, когда они находятся во

владении еретиков. Ответ и на етот вопрос отрицательный. ^2) < #2)>

 

^2) Как видно из ответа преп. Феодора, не запрещается входить для

поклонения мощам, как ошибочно изъясняет схим. Епифаний, а возбраняется

молиться в усыпальнице с еретиками. Следовательно, в отсутствие еретиков

возможны поклонение и молитва перед св. мощами угодника Божия.

По етому поводу преподобный Феодор Студит пишет так:

“О мощах святых: можно ли входить в их усыпальницы и молиться, и

покланяться им, если они заняты нечестивыми священниками? – Правило не

позволяет, по вышеизложенным причинам, входить в такие усыпальницы; ибо

написано: “вскую свобода моя судится от иныя совести” (1 Кор. 10, 29);

разве по необходимости, только для поклонения останкам святого, можно

войти” (Там же, письмо 216).

5. Поминовение умершихъ въ ереси. Если кто-либо умеръ въ общении с ересью,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...