ни стеснения, ни промедления. Если опрашиваемый обманет, то грех на нём.
ни стеснения, ни промедления. Если опрашиваемый обманет, то грех на нём. Если же православный не изследует предварительно и вступит в общение с тем, с кем нельзя было вступать в общение, то понесёт сам все последствия. II 2. Общение с ересью. Всякое общение с ересью и еретиками запрещено каноническими правилами Церкви. Согласно с етим учат все святые Отцы и, в частности, преподобный Феодор Студит: “Закон строго требует, чтобы православный отнюдь не имел общения с неверными и не принимал участия вместе с ними в пище, ни в питии, ни в ином общении. Зная ето, доброта твоя пусть держится своей благой ревности, назидая на хорошем основании прекрасные здания точного исполнения заповедей” (Там же, часть 2, письмо 184. К Филофею ктитору, стр. 567). “Ты всячески старался воздерживаться общения с еретиками и воздерживался, как говоришь, благодатию Христовою; продолжай же воздерживаться; ибо таким образом ты скажешь свою любовь к Богу и общение с Ним, а противоположное общение отделяет от Христа”. Общение с еретиками преподбный Феодор Студит называет “ отречением от Христа ” и “ душевной смертью ”. “Или ты не знаешь, что общение твоё с увлечением в нечестие было отречением от Христа? ” (Там же, часть 2, письмо 89. К Феофилу игумену, стр. 450). “Ета ересь мне кажется ничем иным как отречением от Христа... Христос отвергается и словами и делами, чего не видно было и при древних ересях! ” (Там же, часть 2, письмо 49. К отцам гонимым, стр. 405). “Встреча и присоединение к христоборной ереси и даже однократное общение с ней – есть для увлечённого душевная смерть” (Там же, часть 3, письмо 194. Монаху Антонию, стр. 768).
Всё ето сказано преподобным по поводу общения с ересью вообще. Но ети формы общения могут быть разными. И все ето воспрещено. 3. Храмы еретические. Входить в храмы, занимаемые еретиками, воспрещается. Об етом многократно говорит святой исповедник: “В церкви, занимаемые еретиками, не входить, и если храм поступит во владение православного (исповедания) после совершения там еретических возношений, не священнодействовать в нём православному священнику без разрешения православного епископа” (Там же, часть 2, письмо 152. К Феодору монаху, стр. 528).
“Если в церкви было совершено богослужение нечестивыми, если однажды, то православные могут входить, совершая в нёмъ только молитвы, но не таинства, а если многократно, то пусть далеко уходят от неё” (Там же, часть 2, письмо 49. К отцам гонимым, стр. 406).
“Можно ли входить в их часовню для молитвы, и можно ли совершать в ней святое приношение с собственною трапезою? – Нельзя ни того, ни другого” (Там же).
“Если случится церковь, в которой служащий поминает еретика, а православный имеет жертвенник на плащанице или на досках, то можно ли полагать его в той же церкви, в отсутствие поминающего и служить на нём православному? – Не следует, но лучше по необходимости служить в обыкновенном доме, избрав какое-либо чистейшее место” (Там же, часть 1, письмо 40. К Навкратию сыну, стр. 278).
“Вопрос о церквах, осквернённых священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? – Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных целей; ибо написано: “се оставляется вам дом ваш пуст” (Матф. 22, 38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел-хранитель тех мест, по словам Василия Великого (письмо 230), и такой храм стал обыкновенным домом. И “не вниду, – говорит псалмопевец, – в церковь лукавнующих” (Пс.
25, 5). И апостол говорит: “кое сложение церкви Божией со идолы”? (2 Кор. 6, 16). “Вопрос о церквах, осквернённых теми же священиками, но не занимаемых ими: можно ли петь и молиться в них? – Можно входить в такие церкви для пения и молитвы, если только они не будут более оскверняться еретиками, но будут занимаемы православными навсегда. Впрочем, в етом случае постановлено, чтобы совершалось открытие церкви не совратившимся епископом или священником, с произнесением молитвы. Если ето будет сделано, то и совершать литургию там не запрещается... ” (Там же, часть 3, письмо 214. К Мефодию монаху, стр. 622-626).
Итак, общий вывод ясен: в храмы, занимаемые еретиками ныне или в прошлом, для молитвы или богослужения входить нельзя. Только после православного освящения несовратившимся епископом или священником храм становится православным, а до того бывший храм – обыкновенный дом. 4. Мощи святых. В связи с вопросом о храмах, занимаемых еретиками, стоит близкий вопрос о поклонении мощам святых угодников Божиих, когда они находятся во владении еретиков. Ответ и на етот вопрос отрицательный. ^2) < #2)>
^2) Как видно из ответа преп. Феодора, не запрещается входить для поклонения мощам, как ошибочно изъясняет схим. Епифаний, а возбраняется молиться в усыпальнице с еретиками. Следовательно, в отсутствие еретиков возможны поклонение и молитва перед св. мощами угодника Божия. По етому поводу преподобный Феодор Студит пишет так: “О мощах святых: можно ли входить в их усыпальницы и молиться, и покланяться им, если они заняты нечестивыми священниками? – Правило не позволяет, по вышеизложенным причинам, входить в такие усыпальницы; ибо написано: “вскую свобода моя судится от иныя совести” (1 Кор. 10, 29); разве по необходимости, только для поклонения останкам святого, можно войти” (Там же, письмо 216). 5. Поминовение умершихъ въ ереси. Если кто-либо умеръ въ общении с ересью,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|