III. Формы общения с ересью. приношений.
III. Формы общения с ересью 11. Благословение. Нельзя просить и принимать благословения у еретиков и неизвестныхъ. “Следуетъ ли приходящего къ намъ авву, прежде дознания, называть святым отцом и испрашивать отъ него молитвы? – Ответ: Такъ какъ теперь время ереси, то безъ дознания не должно ни говорить: “Благословите, святые”, ни испрашивать отъ него молитвы, но общее приветствие не запрещается, по правилам святого Василия Великого”. (Там же, часть 3, письмо 220. Разрешение различных вопросов, стр. 630-634, вопрос 12). 12. Приветствие. Какое приветствие допустимо и какое не допустимо по отношению к еретикам, можно ли здороваться с ними, говорить и приветствовать? “Нет, как говорит Василий Великий, Господь запретил (делать им) общее приветствие: случайно может быть, но с любовию и дружбою, етого надобно избегать, дабы и здесь исполнилось: радоватися нечестивымъ не глаголите (2 Иоан. 10). (Там же, часть 2, письмо 49. К отцам гонимым, стр. 406). Здесь – кажущееся противоречие. Выше было сказано: “общее приветствие не запрещается”, какъ сказано (письмо 220), а тут говорится: “Господь запретил (делать, им) общее приветствие” (письмо 49). В первом случае речь идет о приветствии неизвестному лицу, а во втором – известному, а именно – еретику. Там, под общим приветствием, разумеется краткое мирское приветствие с легким поклоном головы, а здесь – общепринятое в то время приветствие между единоверными православными христианами, с любовию во Христе. Еретика же приветствовать етим духовным для всех христиан приветствием нельзя, но общим для всех людей приветствием – можно. Пример такого поведения показывает сам преподобный Феодор Студит,
когда рассказывает о своей встрече в условиях заключения с одним ересеначальником: “Так как в необходимых случаях нужно приспособляться к обстоятельствам, – пишет он, – то мы, встретившись с хонийским ересеначальником, ибо туда сначала мы были отведены взявшими нас из восточных стран, – поклонились, и он поклонился, и приветствовали его”... (Там же, часть 2, письмо 68. К Ирине патриции, стр. 428). Следовательно, с еретиками не должно быть дружбы и в приветствии к ним не должно быть равной с единоверными близости. 13. Приношение от еретиков и еретикам. Нельзя принимать подарки и приношение от еретиков. Как нельзя и им дарить или делать приношения. “Ты писалъ о совете (услышанномъ). Много советовъ можетъ дать ближний, однако для каждого не может быть ничего лучшего его собственного мнения. Етого мы и будем держаться, ничего не принимая отъ давшихъ подписку, т. е. в пользу ереси, если даже они что-нибудь и пришлютъ. Мы только недавно узнали, что они дали подписку... ”. (Там же, часть 3, письмо 65. К Навкратию сыну, стр. 677). Такимъ образомъ, отъ еретиков, и тех, кто имеет общение съ ними, никакихъ приношений и даровъ принимать не следуетъ. Но и имъ нельзя делать никакихъ приношений.
“О приношении даровъ монастырямъ мужскимъ и женскимъ? – Ответ: Нужно приносить если они чужды общения с еретиками”.
“ Следует ли петь вместе с теми, которые не имеют общения с еретиками, но въ другихъ отношенияхъ безразлично поступаютъ, или принимать отъ нихъ приношения, или восковые свечи, или елей? – Ответ: Если ети лица священные, и приносят не къ иновернымъ, то следует принимать приносимое ими, с некоторою епитимиею, а если миряне, то можно принимать без епитимий: ибо должно быть различие между теми и другими, по достоинству священства”.
“Можно ли совершать молитву для просящих у них, или благословлять елей,
или возжигать свечи, или давать пить святую воду? – Ответ: Если это иноверные, то нет, хотя бы они и приступали съ верою. Ибо кое общение свету ко тьме”. (2 Кор. 6, 14). (Там же, часть 3, письмо 220. Разрешение различных вопросов, стр. 630-634).
14. Трапеза. Общение съ ересью совершается и чрезъ общую трапезу съ еретиками и даже не только за общим столом, но и вообще, чрезъ поданную ими пищу или питье. “Если на пути случится православному быть приглашённымъ отъ какого-нибудь священника или мирянина на общую трапезу и будетъ время песнопения, то как нужно поступить? Ответ: “Когда ересь господствует и не поражена православным собором, то необходимо исследовать, как при божественном причащении, так и при общей трапезе, и в етом отношении нет места ни стыду, ни медлительности. Чтобы просто принять хлеб (пищу) от кого-нибудь, для етого не нужно исследование, равно как и принять от него угощение, может быть – наедине, и получить ночлег, в том случае, если раньше он не был известен ересью или нравственной испорченностью. Но относительно прочего по необходимости должно исследовать... И в доме мирянина или священника, как сказано, по необходимости в случае позднего времени, безразлично можно остановиться и, вкусить пищи наедине, без исследования, и принять потребное, если, как я сказал, принимающий раньше не будет известен принимаемому, как принадлежащий к числу нечестивых или беззаконных. А без необходимости не хорошо принимать сказанное, как случится, а нужно исследовать и остановиться у православного и, если нужно, от него брать потребное для дороги; ибо, так заповедует Господь чрез святых своих”. (Там же, часть 1, письмо 40. К Навкратию сыну, стр. 287-288).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|