Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Формы общения с ересью. приношений.




III. Формы общения с ересью

11. Благословение. Нельзя просить и принимать благословения у еретиков

и неизвестныхъ. “Следуетъ ли приходящего къ намъ авву, прежде дознания,

называть святым отцом и испрашивать отъ него молитвы?

– Ответ: Такъ какъ теперь время ереси, то безъ дознания не должно ни

говорить: “Благословите, святые”, ни испрашивать отъ него молитвы, но

общее приветствие не запрещается, по правилам святого Василия Великого”.

(Там же, часть 3, письмо 220. Разрешение различных вопросов, стр.

630-634, вопрос 12).

12. Приветствие. Какое приветствие допустимо и какое не допустимо по

отношению к еретикам, можно ли здороваться с ними, говорить и

приветствовать?

“Нет, как говорит Василий Великий, Господь запретил (делать им) общее

приветствие: случайно может быть, но с любовию и дружбою, етого надобно

избегать, дабы и здесь исполнилось: радоватися нечестивымъ не глаголите

(2 Иоан. 10). (Там же, часть 2, письмо 49. К отцам гонимым, стр. 406).

Здесь – кажущееся противоречие. Выше было сказано: “общее приветствие не

запрещается”, какъ сказано (письмо 220), а тут говорится: “Господь

запретил (делать, им) общее приветствие” (письмо 49). В первом случае

речь идет о приветствии неизвестному лицу, а во втором – известному, а

именно – еретику. Там, под общим приветствием, разумеется краткое

мирское приветствие с легким поклоном головы, а здесь – общепринятое в

то время приветствие между единоверными православными христианами, с

любовию во Христе. Еретика же приветствовать етим духовным для всех

христиан приветствием нельзя, но общим для всех людей приветствием –

можно. Пример такого поведения показывает сам преподобный Феодор Студит,

когда рассказывает о своей встрече в условиях заключения с одним

ересеначальником:

“Так как в необходимых случаях нужно приспособляться к обстоятельствам,

– пишет он, – то мы, встретившись с хонийским ересеначальником, ибо туда

сначала мы были отведены взявшими нас из восточных стран, – поклонились,

и он поклонился, и приветствовали его”... (Там же, часть 2, письмо 68. К

Ирине патриции, стр. 428).

Следовательно, с еретиками не должно быть дружбы и в приветствии к ним

не должно быть равной с единоверными близости.

13. Приношение от еретиков и еретикам. Нельзя принимать подарки и

приношение от еретиков. Как нельзя и им дарить или делать приношения.

“Ты писалъ о совете (услышанномъ). Много советовъ можетъ дать ближний,

однако для каждого не может быть ничего лучшего его собственного мнения.

Етого мы и будем держаться, ничего не принимая отъ давшихъ подписку, т. е.

в пользу ереси, если даже они что-нибудь и пришлютъ. Мы только недавно

узнали, что они дали подписку... ”. (Там же, часть 3, письмо 65. К

Навкратию сыну, стр. 677).

Такимъ образомъ, отъ еретиков, и тех, кто имеет общение съ ними, никакихъ

приношений и даровъ принимать не следуетъ. Но и имъ нельзя делать никакихъ

приношений.

 

“О приношении даровъ монастырямъ мужскимъ и женскимъ? – Ответ: Нужно

приносить если они чужды общения с еретиками”.

 

Следует ли петь вместе с теми, которые не имеют общения с еретиками, но

въ другихъ отношенияхъ безразлично поступаютъ, или принимать отъ нихъ

приношения, или восковые свечи, или елей? – Ответ: Если ети лица

священные, и приносят не къ иновернымъ, то следует принимать приносимое

ими, с некоторою епитимиею, а если миряне, то можно принимать без

епитимий: ибо должно быть различие между теми и другими, по достоинству

священства”.

 

“Можно ли совершать молитву для просящих у них, или благословлять елей,

или возжигать свечи, или давать пить святую воду? – Ответ: Если это

иноверные, то нет, хотя бы они и приступали съ верою. Ибо кое общение

свету ко тьме”. (2 Кор. 6, 14). (Там же, часть 3, письмо 220. Разрешение

различных вопросов, стр. 630-634).

 

14. Трапеза. Общение съ ересью совершается и чрезъ общую трапезу съ

еретиками и даже не только за общим столом, но и вообще, чрезъ поданную

ими пищу или питье.

“Если на пути случится православному быть приглашённымъ отъ какого-нибудь

священника или мирянина на общую трапезу и будетъ время песнопения, то

как нужно поступить? Ответ: “Когда ересь господствует и не поражена

православным собором, то необходимо исследовать, как при божественном

причащении, так и при общей трапезе, и в етом отношении нет места ни

стыду, ни медлительности. Чтобы просто принять хлеб (пищу) от

кого-нибудь, для етого не нужно исследование, равно как и принять от

него угощение, может быть – наедине, и получить ночлег, в том случае,

если раньше он не был известен ересью или нравственной испорченностью.

Но относительно прочего по необходимости должно исследовать... И в доме

мирянина или священника, как сказано, по необходимости в случае позднего

времени, безразлично можно остановиться и, вкусить пищи наедине, без

исследования, и принять потребное, если, как я сказал, принимающий

раньше не будет известен принимаемому, как принадлежащий к числу

нечестивых или беззаконных. А без необходимости не хорошо принимать

сказанное, как случится, а нужно исследовать и остановиться у

православного и, если нужно, от него брать потребное для дороги; ибо,

так заповедует Господь чрез святых своих”. (Там же, часть 1, письмо 40.

К Навкратию сыну, стр. 287-288).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...