Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

то поминать его молитвенно нельзя.




то поминать его молитвенно нельзя.

Объ етом святой Феодор Студит пишет следующее:

“О томъ же предмете, о которомъ ты упомянулъ, т. е. о поминовении

такого-то, ты долженъ сам по себе знать, что если имевший прежде общение

с ересью по страху человеческому, покается при смерти, приняв, например,

епитимию от кого-нибудь и таким образом, вступив в общение съ

православными и въ етомъ состоянии скончается, то, естественно, поместить

его въ помянникахъ православныхъ, такъ какъ благий Богъ нашъ, по человеколюбию,

принимает кающегося и в самый последний час, и там судит его. Потому,

если так было, то не запрещается совершать литургию по нём пред Богом.

Если же не было ничего такого, но, находясь в общении с ересью, он не

успел причаститься Тела и Крови Господней, – тот же хлеб – еретический и

не есть Тело Христово, – то нельзя дерзнуть сказать, чтобы можно было

делать собрание по нём, т. е. служить литургию, – ибо божественное не

может быть обращаемо в шутку, – дабы молящийся о нём не услышал: просите

и не приемлете, зане зле просите (Иак. 4, 3). Другого ничего не имею

сказать, сколько могу понимать истину. Кое общение свету ко тьме (2 Кор.

6, 14)? Не может быть помещаем между православными не имевший общения с

православием, по крайней мере, в последний час. Ибо где он застигнут,

там и будет судим, и с каким напутствием отошёл в жизнь вечную, так и

будет считаться” (Там же, часть 2, письмо 198. К Дорофею сыну, стр. 596).

 

В ином письме, посвящённом рассмотрению нескольких вопросов, преподобный

отецъ пишет:

 

“Вопросъ 1. О пресвитере, диаконе, чтеце, держащихся православного образа

мыслей, но имевших общение с еретиками по страху человеческому: можно ли

совершать о них божественое приношение, или всенощную, или молитву?

Ответъ: – Если они до смерти оставались въ общении съ еретиками, то нетъ; а

если при исходе раскаялись и исповедали, что они были понуждаемы

страхомъ, и, в-третьихъ, если приобщились православныхъ Святых Таинъ, то

позволительно совершать о нихъ вышесказанное”.

 

“Вопросъ 2. О монахахъ и монахиняхъ, подобнымъ образомъ скончавшихся въ

общении с еретиками? Ответ: – Вышесказанный ответъ пусть соблюдается и

относительно такихъ: равно, какъ и относительно мiрянъ, мужчинъ, женщинъ и

детей. Ето сказано об умерших” (Там же, часть 3, письмо 220. Разрешение

различных вопросов, стр. 630-634).

И ещё:

“Вопрос 18. Об отце моёмъ: следует ли поминать его на литургии? – Ответ:

Хотя бы то был отец, хотя бы мать, хотя бы брат, хотя бы кто-нибудь

другой, обличенный въ общении съ ересью до смерти, он, как сказано в

предыдущей главе, не должен быть поминаемъ на литургии; а разве только

каждый в душе своей можетъ молиться за такихъ и творить за нихъ милостыни.

Ибо какъ можетъ тотъ, кто при жизни имел общение съ еретиками и погребёнъ въ

такомъ состоянии, быть внесёнъ въ помянники при священнодействии

православныхъ? Никакъ нетъ! ” (Там же).

 

Итак, общее правило таково: не может быть церковного поминовения техъ,

кто скончался въ общении съ ересью.

 

Таинства еретиков, совершаемые и сообщаемые еретиками, –

недействительны. Ети “таинства” не освящают, но оскверняют душу и тело.

6. Священство еретическое. Кто принимает священство у еретиков, тот не

имеет сана.

Преподобный Феодор Студит по етому поводу пишет монаху Навкратию:

“Пресвитеру и игумену ты хорошо ответил, что отлучены от

священнослужения те, кто ныне рукоположен епископом, оказавшимся

еретиком, хотя и говорящим, что собор был дурной и мы погибли. Ибо

почему он, признавая ето, не убегнет погибели, уклоняясь от ереси, чтобы

быть епископом Божиим?... А так как он находится в ереси, поминая

еретика, то, хотя бы он и говорил, что содержит здравый образ мыслей,

невозможно чтобы рукополагаемые им были истинными служителями Божиими”

(Там же, часть 1, письмо 40. К Навкратию сыну, стр. 288).

И в другом месте пишет:

“Разве вы не знаете, что говорит тот же отец (Василий Великий) в другом

письме? “Не признаю епископом и не причислю к иереям Христовым того, кто

оскверненными руками к разорению веры возведён в начальники” (Письмо

Василия Великого 232). Таковы ныне те, которые не по неведению, но по

властолюбию вторгаются на епископские престолы, добровольно выдавая

истину и взамен получая председательство в нечестии” (Там же, часть 2,

письмо 11. К Навкратию сыну, стр. 343).

 

И, наконец, ответ монаху Мефодию:

 

“Если епископ, впадший в преступление, будет низложен собором, а потом,

после низложения, рукоположит пресвитера, а етот пресвитер, прибыв в

монастырь, примет от своего игумена епитимию на время, и после того

станет священнодействовать, то желаем знать, можно ли принимать такого

священника, если он не виновен? – Ответ: Так как здесь явная нелепость,

то вам не следовало бы и спрашивать о таком преступлении. Ибо Христос

сказал: “Не может древо зло плоды добры творити” (Матф. 7, 18). Поетому,

хотя бы такой от какого-либо святого, а не только от своего игумена,

принял епитимию, он не разрешается к священнослужению. Он не священник,

а разрешивший его – не святой; ибо таким образом ниспровергнутся и

исчезнут все канонические постановления” (Там же, часть 3, письмо 216. К

Мефодию монаху, стр. 622-626).

 

Вывод ясен: – если в ереси, о которой говорит преподобный Феодор Студит,

нет истинного священства, то тем паче нет и не может быть в ныне

господствующей ереси антихристовой!

 

 

 

7. Ересь ныне господствующая.

Святой исповедник Христов говорит:

“Вообще ереси подобны некоторой цепи, сплетенной бесом: они держатся

одна другой и зависят от одной главы – нечестия и безбожия, хотя

различаются по названиям, по времени, месту, количеству, качеству, силе

и деятельности” (Там же, часть 1, письмо 40. К Навкратию сыну, стср. 286).

 

“Настоящая ересь – есть во всяком случае отречение от Христа ” (Там же,

часть 3, письмо 213, стр. 777).

 

“Ето – тягчайшая ересь! ” (Там же, часть 1, письмо 48, стр. 296).

 

“Ето не простая ересь, а ересь отречения от Христа” (Там же, часть 3,

письмо 213, стр. 777).

 

И поетому: “Они – не Церковь Господня... Ето не Церковь Божия! ” (Там же,

часть 1, письмо 43. К брату Иосифу и архиепископу, стр. 293).

 

Если преподобный игумен и исповедник Христов так рассуждает о

современных ему двух ересях, прелюбодейной и иконоборческой, то что

сказать о современной, в самом точном смысле – богоборной, антихристовой?!

8. Причащение. У еретиков оно не освящает, а оскверняет. Оно не

духовная божественная пища, а яд духовный. Так говорит преподобный Студит.

“Общение с еретиками (в их причащении) – есть не общий хлеб

божественного таинства, но яд, повреждающий не тело, но очерняющий и

омрачающий душу” (Там же, часть 2, письмо 24. К Игнатию сыну, стр. 366).

 

“Как божественный хлеб, которого причащаются православные, делает всех

причастившихся одним телом, так точно и еретический хлеб, приводя

причащающихся его в общение друг с другом, делает их одним телом,

противным Христу ” (Там же, часть 2, письмо 154. К Никите игумену, стр. 532)

 

Надобно избегать еретического приобщения, чтобы не отдавать добра и

взамен не получать зла, отдавать свет и получать тьму. Хотя бы кто

предлагал все богатства мiра, и между тем имел общение с ересью, он не

друг Божий, а враг” (Там же, часть 2, письмо 32. К Фалелею сыну, стр. 375).

 

“Поистине целый мiр не достоин одной души, сохраняющей себя непричастною

и еретического приобщения и всякого зла. А причастные к тому и другому

равноценны траве, дровам, соломе, которые сожжётъ огонь суда, а

виновниковъ етого соблюдет сожигаемыми, но не очищаемыми во веки” (Там же).

 

“При такихъ обстоятельствахъ, всякий причащающийся или участвующий в

ядовитом хлебе не есть ли отступник от Христа, отверженный, нечестивый,

если он не обратится назад через покаяние? – Такова истина: за неё

мученики были убиваемы и терпели всё, не отступая от неё” (Там же, часть

2, письмо 154. К Никите игумену, стр. 532).

 

“Действительно, брат – ето бездна и сеть диавола. Общение с еретиками,

попавшего в ету сеть отлучаетъ отъ Христа и отводитъ далеко отъ стада

Господня. Каково различие света и тьмы, таково же и православного

причащения отъ еретического общения. Первое – просвещаетъ, второе –

омрачаетъ: одно соединяетъ со Христомъ, другое – с диаволом: одно оживляет

душу, другое – убивает. Хорошо делаешь, что стремишься к источнику

жизни, а не черпаешь из смертоносной чаши нечестия, конец которого –

вечная гибель” (Там же, часть 3, письмо 154. Куратору Константину, стр.

742-743). При етом надо иметь в виду, что под словом “общение” в

приведенных местах преподобный Феодор Студит понимает – “причастие”,

“приобщение”.

 

Следовательно, еретическое причащение – не есть таинство ко спасению, а

духовный яд, его надо избегать как погибели.

 

“Тот хлеб еретический, не есть тело Христово”. (Там же, часть 2, письмо

198. К Дорофею сыну, стр. 596).

 

 

 

Причащение православное в условиях господства ереси и гонения.

 

“Есть некоторые миряне и даже монахи, которые сильно ненавидят, или

оплакивают нечестие, но по угрозам безбожных приступают к их причащению,

считая его гибелью, а потом просят нас молиться о них. Следует ли

причащать их божественных тайн? – Молиться можно, но не причащать, что

не говорили бы и не делали бы они”. (Там же, часть 2, письмо 49. К отцам

гонимым, стр. 406).

 

“Если же он – причащающийся лицемерно, по страху человеческому у

еретиков – скажет, что, когда он причащался, ум его не был расположен к

етому действию, то ето еще более предосудительно; ибо хотя он сознавал,

что поступаетъ непристойно, однако с сознанием грешилъ, не страшась Бога,

Который можетъ и душу и тело ввергнуть на погибель въ геену, не боясь

временно бьющего тело”. (Там же, часть 2, письмо 154. К Никите игумену,

стр. 532).

Далее иной вопрос:

“Должно ли православному священнику преподавать святые тайны тем,

которые поютъ вместе с еретиками, но воздерживаются от общения с ними (в

их таинстве), пресвитеру ли, или диакону, или мирянину, или женщине?

Ответ: Что касается до преподавания, то пусть преподает: лицам священным

с епитимиею, по снисхождению к тому, что они во всем другом уклоняются

от еретиков, а мирянам без епитимии. Что же касается чтеца, который в

продолжении двух лет воздерживался от общения с еретиками, то ему

справедливо можно причащаться святых тайн, хотя бы в других отношениях

онъ и увлекался. Впрочем – ето сказано по снисхождению к слабости

людей... ” (Там же, часть 3, письмо 220. Разрешение различных вопросов,

стр. 630-634)

 

Особый вопрос:

“О причащении святых тайн монахам или монахиням самих себя? ”

– Ответ: Не имеющимъ священства не позволительно касаться даже

божественныхъ приношений: разве только по совершенной необходимости,

когда не находится пресвитера или диакона, можно самимъ причащаться даров.

 

Каким же образом? – Положив священную книгу и разостлавъ чистое полотно,

или священный покров, и со страхом сложивъ туда из рукъ дары, после

песнопения нужно принимать ихъ устами; потомъ принявшему такимъ образомъ

должно омыть (уста) вином”. (Там же).

 

9. Крещение. Одно несомненно ясно, что крестить у еретиков нельзя,

несмотря ни на какие затруднения. Преподобный отец указываетъ несколько

решений:

 

“Относительно крещения, когда нет церкви, занимаемой православными, и

когда насъ просят; где следуетъ запечатлевать, оглашать и крестить, и

какие должны быть родители и восприемники? ” – Ответ: ”Не должно входить,

какъ выше сказано, въ церковь, занимаемую еретиками, ни тем более –

совершать сказанное. Но за неимением церкви нужно войти в чистейшее

место дома, и там, на освященном жертвеннике или столе, имеющий

совершать священнодействие пусть совершаетъ святое крещение.

Восприемниками же надобно принимать таких, которые не имеют общения с

еретиками, так же и родители должны быть не причастны к ним”. (Там же,

часть 3, письмо 220. Разрешение различных вопросов, стр. 630-634).

 

“Если нет православного совершителя крещения, для некрещенного лучше

креститься от монаха, а если нет и монаха, то от мирянина при

произнесении слов: “Крещается такой-то во имя Отца, и Сына и Святаго

духа”, чем умереть непросвещённым. И ето крещение действительно, ибо по

нужде и закону пременение бывает, какъ ето доказано относительно

древности. ” (Там же, часть 3, письмо 217. Чаду Игнатию, стр. 780).

 

В письме к епископу Антонию, обвинившему некоего монаха, при наличии

священников, якобы, крестившего какого-то младенца, преподобный игумен

Феодор Студит объясняет, что монах не сам по властолюбию присвоил себе

право крестить младенца, а по безвыходности положения и настоянию

других. “Если он, как ты говоришь, при наличии священников по

властолюбию присвоил себе священство, поступил так, то не будет он

возведен нами никогда в звание священства, кроме других епитимий; етого

требует справедливость. Если же дело было так, как рассказывают

свидетели и сам принуждённый, и если предстояли две крайности: или

младенцу умереть непросвещенным, что и случилось с двумя младенцами,

когда он не повиновался, или соблюдающим благочестие броситься к

еретикам: то я, грешный, не осмеливаюсь ничего постановить... ” (Там же,

часть 2, письмо 157. К Антонию епископу диррайхийскому, стр. 539).

 

Етих правил и надо придерживаться в отношении крещения в нашем

исключительно трудном положении.

10. Монашество. Преподобный Феодор Студит рассматривает некоторые

случаи, возможные при господстве ереси. Может случиться, что кто-либо

примет постриг от неистинного священника, уклонившегося в общение с

ересью. ^3) < #3)>

 

Как же принимать такого человека, как монаха или как мирянина? – Ответ:

“Нужно принимать их, когда исповедуют, что они согрешили, и будут под

епитимиею некоторое время, и затем таким (монашеским) образом будут

запечатлены не совратившимся священником”.

 

^3) Имеется въ виду священникъ, рукоположенный православными, но

впоследствии уклонившийся.

 

Вопросъ о монахе, принявшемъ священный образъ по неведению отъ пресвитера

рукоположенного низложеннымъ епископомъ? – Ответъ: “В другомъ месте сказано,

что всякий грехъ, совершенный по неведению, очистится”. (Лев. гл. 4).

Поетому не следует отвращаться от вкушения пищи вместе с такими и ни от

чего другого подобного, способствующего согласию и дружбе”. (Там же,

часть 3, письмо 216. К Мефодию монаху, стр. 622-626, вопросы 6 и 17).

 

“Относительно отречения отъ мира и пострижения и отказывать не безопасно:

ибо Господь говорит: грядущаго ко Мне не изжену вон (Иоан. 6, 37), и

принимать просто и безъ разбора и постригать безъ испытания не

благочестиво; ибо, если никтоже воинъ бывая обязуется куплями житейскими,

да воеводе угоденъ будетъ (2 Тим. 2, 4), то не темъ ли более въ

богоизбранномъ воинстве? ”

 

“Безъ приготовления же и безъ наставления постригаться, какъ сказано нами,

опасно и весьма гибельно, и для постригаемого и для постригающего”. (Там

же, часть 2, письмо 164. К архимандриту Готфскому, стр. 554).

 

“Монашеский образъ есть обетъ девства и таинство монашеского

совершенства”, – по выражению божественного и премудрого Дионисия. (Там

же, часть 2, письмо 165. К Григорию сыну, стр. 555).

 

“Отречение от мира – есть не что иное, как обет креста и смерти, у

истинного монаха! ” (Там же, часть 2, письмо 60. К Албенеке

протоспафарии, стр. 407).

 

“Обещавшийся быть монахом и сделавшись им, возвратившись назад (в мир),

и женившись, осуждается”. (Там же, часть 2, письмо 172. К Исихию

пронатарию, стр. 565).

 

“А слагать монашество то же, что слагать крещение. Однако, осмеливаются

и ето делать; страшно и слышать! ” (Там же, часть 2, письмо 164. К

архимандриту Готфскому, стр. 554).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...