Глава I. Антропология насилия А. Кожева
Стр 1 из 8Следующая ⇒ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ПРОБЛЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
АНТРОПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Дипломная работа
Научный руководитель ст. п., к. ф. н., Данилов В. Н. Студент Созонтов И. А.
Москва 2013 год Оглавление
Введение. 3 Антропология насилия А. Кожева. 7 Желание. 7 Признание. 10 Раб. 14 Насилие. 17 Антропология насилия Ж. Батая. 18 Суверенность. 19 Религия. 22 Насилие. 29 Антропология насилия Р. Жирара. 31 Жертвоприношение и судебная система. 32 Жертвоприношение и религия. 36 Насилие. 39 Заключение. Насилие как элемент антропологической машины.. 41 Литература. 44 Введение
Нельзя сказать, что тема насилия в истории философской мысли не получила должного внимания и никак не была концептуализирована. Так или иначе, мыслители разных эпох обращались к теме насилия, пытаясь разобраться в его роли для человека и человеческой истории. Академик А. А. Гусейнов в энциклопедической статье, посвященной данной проблеме[1], систематизирует сформированные представления о феномене насилия и показывает, что история философии имеет несколько подходов в отношении разумности и допустимости насилия. Сторонники радикального отрицания насилия (Сократ, Франциск Ассизсский, Лев Толстой, Махатма Ганди) придерживались мнения, что «моральное оправдание насилия невозможно по определению». Апологеты насилия (Фридрих Ницше, Жорж Сорель и др. ) рассматривали его «в качестве критерия справедливости, выражения красоты и мощи духа»[2]. Как замечает Гусейнов, сторонников радикального неприятия и тотальной апологетики насилия в истории философской мысли не так много.
Более распространенной точкой зрения на проблему насилия является представление о том, что насилие может приниматься и быть оправданным, только при условии сохранения к нему негативного отношения: «основные усилия сторонников этой позиции сосредоточены на исследовании аргументов и соответствующих ситуаций (контекстов), в которых такое оправдание возможно и необходимо»[3]. В рамках данного направления Гусейнов выделяет несколько возможных способов оправдания насилия: 1. «Насилие выступает как отказ от части во имя целого (Платон, Августин, Фома Аквинский и др. )»[4]. 2. Революционная идеология насилия. Насилие во имя лучшего будущего. 3. «Насилие является способом борьбы с насилием по формуле «Цель оправдывает средства» [5] (иезуиты, Джон Дьюи, Лев Троцкий и др. ) 4. «Справедливость выступает в форме легитимного насилия (Г. Гроций, Т. Гоббс, И. Кант и др. )»[6]. Принцип талиона и смертная казнь. 5. «Насилие определяется как историческое деяние, необходимая форма восходящего развития общества (Гегель, Маркс и др. )»[7] Однако систематизация, предложенная Гусейновым, на наш взгляд не полна. Ограничиваясь этическим горизонтом, вопросами оправдания насилия в социально-философской литературе из расчета была исключена философско-антропологическая перспектива проблемы насилия. В частности, трудно упаковать в подобный рубрикатор целую традицию рассмотрения насилия через призму антропосоциогенеза, отмеченую в частности такими именами как А. Кожев, Ж. Батай, Р. Жирар – эта линия концептуализации насилия станет предметом рассмотрения в нашей работе. Но кроме указанной крайне важной, на наш взгляд, линии философской антропологии насилия, в предложенную классификацию с трудом втискиваются концепции насилия З. Фрейда, Ж. Лакана, В. Беньямина, Х. Арендт, Дж. Агамбена, Дж. Батлер, С. Жижека и др., трудно найти место в этой классификации данным экспериментальной психологии, полученным в результате " Стэнфордского эксперимента". В своих работах они обращаются к проблеме встречи человека с порождаемым им же самим насилием и пытаются показать, что без этой встречи невозможно помыслить себе человека и те социальные формы, которые сейчас известны нам как первые проявления человеческого общества, и как просвечивание собственно человеческого в человеке. Встреча с насилием вынуждает человека обращаться к способам его усмирения и подчинения, которыми, в конечном счете, оказываются активные социальные формы религиозной деятельности (культ, ритуал, жертвоприношение).
Актуальность данного исследования объясняется тем, что, несмотря на общий интерес современных гуманитарных наук к изучению форм человеческой деятельности, проблема (и даже загадка) насилия до сих пор остается мало отраженной. Философская антропология как будто бы застывает в изумлении перед феноменом насилия. Как возможно насилие? Что оно означает? Как можно оставаться человеком перед лицом эскалации насилия? Где пролегает антропологический предел насилию? И. в конечном итоге, обязана ли человеческая природа насилию или нет? Эта зачарованность сценами насилия тем более удивительна, что в рамках европейского философского дискурса (который развертывался в текстах Кожева, Батая, Жирара и т. д. ) изучение феномена насилия занимает прочное место на протяжении всего XX века. Предметом исследования данной работы станет развитие представления о насилии как о необходимом условии человеческого в дискурсе современной французской философии на примере работ А. Кожева, Ж. Батая, Р. Жирара. Целью исследования является попытка на примере работ вышеназванных авторов обосновать ключевые пункты, возникающие из представления о насилии как феномене человеческого: 1. Насилие является неотъемлемым условием становления человеком и производства общества. 2. Насилие является необходимым условием и основанием религиозных феноменов. 3. Насилие как основа всякого религиозного чувства является необходимым условием выделения человека из животного мира.
Глава I. Антропология насилия А. Кожева
Нет особой необходимости говорить о том, что «Введение в чтение Гегеля» Александра Кожева, по существу, представляют собой лекции (зачастую в форме комментированного перевода), посвященные гегелевской «Феноменологии духа». В конкретном случае, в случае затрагивания проблематики насилия и его антропологии, нас интересует Предисловие к работе Кожева, в котором он обращается к подразделу А главы IV «Феноменологии духа» - «Самостоятельность и несамостоятельность самосознания; господство и рабство». Именно в диалектике господства и рабства, господина и раба мы в данном исследовании можем явственно увидеть и сам момент насилия и его суть. Прежде чем непосредственно коснуться данной темы, необходимо в общих чертах рассмотреть ход рассуждений А. Кожева.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|