Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюрократия как форма организации




Мы обычно употребляем термин «бюрократия» для обозначения всех типов государственной администрации. Однако, строго говоря, этот термин характеризует особую форму организации таких учрежде­ний, практику, которая получила распространение в последней чет­верти XIX — начале XX столетия. Согласно заключению классика не­мецкой социологии Макса Вебера, бюрократической организации свойственны следующие черты: 1) принятие решений основано на фиксированных должностных компетенциях, правилах и инструкциях; 2) установлены формальные и специализированные образовательные иди квалификационные требования, соответствие которым необходи­мо для занятия той или иной должности; 3) действует иерархическая система управления: жестко упорядоченная система руководства и под­чинения, при которой информация идет снизу вверх, а решения спус­каются сверху вниз; 4) решения принимаются на основе стандартных рабочих процедур, предполагающих, в частности, пространные пись­менные отчеты; 5) позиции должностных лиц обусловлены профес­сиональным статусом; назначения на должность и продвижение по служебной лестнице определяются заслугами человека, чиновники ограждены от политического вмешательства, прежде всего в связи с тем, что их работа носит постоянный характер. Если исходить из таких критериев, то ни одна организация не окажется в полном смысле бюрократической, хотя вооруженные силы и университеты довольно близко подходят к идеальному образцу.

Указанные свойства бюрократии имеют целый ряд благотворных эффектов. Они способствуют компетентности, последовательности, беспристрастности, независимости от политических манипуляций. По­думайте, какой бы была наша жизнь без бюрократии! До ее появления государственные чиновники часто являли собой печальное зрелище. Некоторые из них получали свою должность по наследству, другие при­обретали ее благодаря семейным или политическим связям. Но нередко посты просто покупались и использовались для самообогащения или обретения социального статуса (либо и того, и другого одновременно). Многие видели в службе лишь побочное занятие и уделяли мало вре­мени своим обязанностям. Поэтому неудивительно, что государствен-


ные чиновники часто бывали некомпетентными, равнодушными к своему делу, продажными или и теми, и другими, и третьими. Они зачастую произвольно использовали свои полномочия, создавая пре­имущества для своих друзей и соседей и дискриминируя остальных. Поскольку же не было четких правил и установлений, обиженные граждане обычно имели мало возможностей отстоять свои права.

Но негативные коннотации, заложенные в слове «бюрократия», наводят на мысль о том, что у подобной формы организации есть и слабые стороны. Бюрократические организации имеют тенденцию ста­новиться громоздкими, приверженными букве инструкций, костными, безучастными к нуждам своих клиентов. Во многих случаях чиновники практически лишены стимулов к тому, чтобы вводить инновации и Эффективно, а то и просто усердно работать. Хотя предполагается, что бюрократия политически и идеологически нейтральна, на практике она нередко испытывает влияние господствующих идеологий своего време­ни, проявляет склонность к консерватизму и преследует собственные институциональные интересы [13]. Проблема бюрократии приобретает особую остроту в периоды крупных социальных трансформаций. Когда в 1917 г. большевики (коммунисты) захватили власть в России, они ока­зались в зависимости от офицеров и чиновников царского режима, и эта зависимость сохранялась до тех пор, пока им не удалось воспитать собственную бюрократию. В посткоммунистических обществах 1990-х годов сопротивление и инерция старой правительственной и экономи­ческой бюрократии затруднили проведение государственных реформ и переход к демократии и экономической свободе.

Многих граждан раздражает бюрократия и ее предрасположенность к неэффективности и безразличию к их нуждам. Это находит отражение как в скептическом отношении к ней, так и в периодических попытках реформировать правительства. Влияние британской высшей государствен­ной службы едко высмеивается в популярном телесериале «Да, госпо­дин министр», где подобострастные госслужащие, похоже, всегда бе­рут верх над чванливыми и своекорыстными политиками.

Марк Нейдел и Фрэнсис Рорк называют множество механизмов, посредством которых правительственные и социетальные органы могли бы влиять на бюрократию и контролировать ее извне или изнутри [14]. Важнейшим органом внешнего правительственного контроля над бюрократией выступает политическая исполнительная власть. Но хотя президенты, премьер-министры и министры формально руководят находящимися у них в подчинении чиновниками и имеют возмож­ность уволить их за пренебрежение своими обязанностями, на прак­тике исполнительные органы и бюрократия зависят друг от друга. Высшие руководители исполнительной власти обычно пытаются убе­дить своих подчиненных и редко прибегают к крайним мерам в виде увольнения или понижения в должности. Другая форма контроля ис­полнительной власти над бюрократией — централизованная бюджет-


нал политика и административная реорганизация. Угроза отобрать ре­сурсы или власть может заставить бюрократию в большей степени руководствоваться в своей деятельности целями политической испол­нительной власти.

Осуществлению контроля над бюрократией помогают также зако­нодательные собрания и суды. Слушания парламентских комитетов и судебные расследования способны привести деятельность чиновников в соответствие с политическими замыслами. Для предотвращения неза­конных и несправедливых действий бюрократии по отношению к про­стым гражданам используется институт омбудсменов, впервые введен­ный в Швеции [15], а затем скопированный рядом других стран. В скандинавских странах, Великобритании, Германии и некоторых дру­гих государствах омбудсмены рассматривают заявления граждан по по­воду нанесения им ущерба вследствие правительственных акций и неза­конных действий чиновников. Омбудсмены, как правило, не наделены собственными полномочиями по решению подобных вопросов, но об­ращаются к законодательным органам с предложениями о корректиру­ющих мерах. Рассмотренные ими дела редко ведут к уголовному осужде­нию, однако вследствие широкой огласки правительственные чинов­ники часто меняют свою политику. Таким образом, институт омбудсменов представляет собой более удобную и дешевую процедуру, нежели су­дебное вмешательство. К числу неправительственных сил, ограничива­ющих бюрократию, относятся общественное мнение, средства массо­вой информации, а также всевозможные группы интересов.

Однако далеко не все формы контроля над бюрократией имеют внешний характер. Назначаются и внутренние контролирующие орга­ны (вроде консультативных комитетов), призванные следить за бес­пристрастностью ее деятельности. Еще один способ контроля над бю­рократией — децентрализация, приближающая различного рода уч­реждения к их клиентам. Наконец, на отзывчивость и ответственность чиновников влияют их собственные установки. Нормы и ценности, привносимые чиновниками в государственную службу, стандарты и обязанности, которые они приучены уважать, имеют огромное зна­чение для функционирования бюрократии.

Все описанные выше формы контроля над государственными слу­жащими, как правило, утрачивают свою эффективность за пределами развитых промышленных демократий. В авторитарных системах отсут­ствуют многие механизмы контроля (особенно внешнего) над бюрок­ратией (например, выборная исполнительная и законодательная власть, независимые суды, средства массовой информации и группы интере­сов). Поэтому для авторитарных режимов особенно характерны бюрок­ратические неэффективность и инертность. Во многих неиндустриали­зированных странах в политической жизни участвует лишь незначитель­ное меньшинство граждан, масс-медиа лишены как независимости, так и влияния, а государственные служащие слабо подготовлены и получа-


ют нищенскую зарплату. Все это способствует взяточничеству, вымога­тельству и злоупотреблениям со стороны бюрократии [16].

Указанные болезни бюрократии, в том числе неэффективность и инерция, пандемичны. Это действительно ставит нас в крайне затруд­нительное положение, ибо представляется маловероятным, что мы сможем изобрести модель, которая позволяла бы решать крупномас­штабные социальные задачи без организации, разделения труда и профессионализма, обеспечиваемых бюрократией. Патологии после­дней могут быть только смягчены. Искусство современного полити­ческого руководства состоит не только в определении адекватных це­лей и политических курсов и информировании о них общества, но и в том, чтобы обеспечить их воплощение с помощью огромного и слож­ного бюрократического аппарата, в умении понять, где и как нада­вить на чиновничество и принудить его, где и как его реорганизовать, наградить или же поучиться у него.

Рекрутирование элит

Если мы хотим, чтобы политические функции выполнялись, по­литические посты должны быть заполнены людьми. Более того, от людей, занимающих соответствующие посты, во многом зависит то, как эти функции выполняются. Поэтому способы отбора (или рекру-тирования) индивидов на политические должности занимают одно из решающих мест среди способов структурирования правительства.

Известны четыре главных механизма отбора имдинидов на прави­тельственные посты: выборы, назначение, наследование и аукцион. Первые два обычны для любой современной демократии. Мало того, использование первого механизма является определяющей чертой демократии. Во всех демократических системах граждане непосредствен­но избирают законодательное собрание или хотя бы наиболее влия­тельную его палату (например, палату общин в Великобритании). В большинстве президентских систем непосредственно избирается и глава исполнительной власти. Наряду с этим в Соединенных Штатах и большинстве остальных демократий существует множество других вы­борных должностей — губернаторы, судьи и т.д. Столь же распростра­нен механизм назначения. Во всем мире посредством назначения за­полняется множество исполнительных постов отраслевого уровня, равно как и большинство судебных должностей.

Наследование и аукцион могут показаться более непривычными и в чем-то сомнительными способами отбора претендентов на прави­тельственные посты. Безусловно, они менее демократичны. Тем не менее эти механизмы играли огромную роль в истории и используются по еей день. Защищая наследственный принцип отбора, его сторонники Традиционно ссылаются на то, что он обеспечивает правителям дол-


госрочную перспективу. Король, который рассчитывает, что его мес­то унаследует старший сын или какой-то другой родственник, скорее будет заботиться о долгосрочных интересах страны, нежели политик, избранный на короткий срок и ожидающий, что на смену ему придет его политический соперник. Большинство современных монархий, конечно же, являются наследственными (хотя в истории это отнюдь не было само собой разумеющимся), и вплоть до реформ последнего времени аналогичным образом приобретали право на занятие своего поста большинство членов британской палаты лордов. В Соединенных Штатах по наследству можно получить громкое в политическом плане имя (почитаемое или презираемое), например Кеннеди, Рокфеллер или Буш, но не саму политическую должность.

Аукцион — продажа государственного поста тому, кто предложит за него наивысшую цену, — широко практиковался на протяжении всех средних веков и вплоть до реформы государственной службы, но сегодня вряд ли кому-то придет в голову рассматривать его в качестве специфической демократической практики. Вместе с тем во всем мире нередко используются механизмы заполнения политических должно­стей, весьма напоминающие аукцион. Если вы хотите, скажем, стать послом США в каком-то небольшом тропическом островном госу­дарстве, лучшим способом добиться этой цели может оказаться высо­кий взнос в избирательный фонд победившего президента.

Однако вопрос о том, кто займет тот или иной правительственный пост, решается не только посредством механизмов отбора, таких, как выборы и назначение, В дополнение во всех конституциях установлены различного рода обязательные требования к претендентам. Одним из них может быть формальный диплом о высшем образовании. Например, претенденты на должность судьи должны иметь ученую степень по юрис­пруденции. Наличие ученой степени иногда требуется и от юристов во­обще. Еще одним непреложным критерием часто бывает возраст. В боль­шинстве политических систем правительственным чиновником можно стать лишь по достижении, как минимум, официально установленного совершеннолетия. В Соединенных Штатах президенту должно быть не меньше 35 лет. В число других обязательных условий могут входить: по­ловая принадлежность (хотя подобный ценз встречается сегодня суще­ственно реже, чем в прошлом), вероисповедание или церковная при­надлежность (в странах с государственной религией) и гражданство, Иногда требуется, чтобы претендент родился на территории данной страны и не привлекался к уголовной ответственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...