Виды государственной политики
Роль государства не сводится к этому производству. Более того, практически во всех современных странах эта его функция не относится к числу важнейших. Государство помимо этого вовлечено в различные формы социальной политики, рассмотрению которой и посвящена настоящая глава. В соответствии с теми действиями, которые предпринимает государство для выполнения своих намерений, социальную политику можно разделить на четыре направления: 1) извлечение ресурсов (денег, товаров, людей и услуг) из внутренней и внешней среды; 2) распределение (денег, товаров, услуг); 3) регулирование человеческого поведения — использование насильственных методов или стимулов для того, чтобы обеспечить извлечение и распределение ресурсов, а также для того, чтобы иными методами добиться желаемого поведения; 4) символические процедуры — политические речи, празднества, церемонии, монументы и памятники. Все это используется государством для обращения к гражданам с просьбой следовать определенным формам поведения и часто — для создания духа общности (см. главу 1). Виды государства: «ночной сторож», «полицейское», «всеобщего благоденствия» Различные политические системы имеют разные «профилирующие специальности»: некоторые производят большое количество товаров и услуг, но почти не занимаются регулированием, другие — наоборот. Государство может активно заниматься извлечением и распределением ресурсов, но при этом практически полностью передавать производство товаров и услуг частному сектору. В целом государства можно классифицировать в соответствии с тем, как сочетаются в нем эти виды деятельности. К примеру, принято сравнивать существовавшее в XIX в. государство «ночной сторож» с государствами «всеобщего благоденствия», возникшими в высокоразвитых (главным образом западноевропейских) странах в XX в., и с «полицейскими» государствами (т.е. государствами с нацистскими, фашистскими, коммунистическими режимами). Государство «ночной сторож» (вид государства, описанный Локком; см. главу 1) в первую очередь занято регулированием, направленным на поддержание законности и порядка, создание нормальных условий для торговли и защиту своих граждан от иноземного нашествия. «Полицейское» государство вторгается в жизнь своих граждан значительно сильнее и извлекает ресурсы в более жесткой форме. Фашистские и коммунистические режимы, как правило, требуют, чтобы их граждане отдавали большую часть своего flf времени службе (военной или иной) государству. И наконец, госу-f дарства «всеобщего благоденствия» берут на себя распределение ресурсов, предназначенных для здравоохранения, образования, жилищного строительства, занятости трудоспособного населения и для финансовой поддержки (в виде социальных выплат и пособий) своих граждан. Для выполнения этих задач они и ресурсы должны извлекать (взимать налоги) бодее экстенсивным путем.
Щ В первой главе этой книги мы обсуждали три важные задачи, сто-F ящие в современном мире перед многими государствами: построение 18-7377
общности; создание благоприятных условий развития; защита демократии и прав человека. Многие крупные направления «государственной политики» полностью или частично призваны их решать. Ради укрепления национального самосознания и духа общности разрабатываются масштабные политические программы, предусматривающие повышение роли национального языка или культуры, а также пропаганду верности общему политическому наследию. Экономические программы призваны обеспечивать экономическое и социальное развитие и распределять его плоды более или менее широко. И наконец, существует ряд программ, направленных на создание механизмов, с помощью которых граждане получают возможность влиять на выработку решений. В XIX в. почти во всех западных государствах авторитарные или олигархические режимы сменились демократическими, а проводимая ими политика все больше и больше направлялась на удовлетворение «нужд и чаяний» народа. Однако мы не вправе сделать из этого вывод о том, что все предпринимаемое демократическим государством осуществляется в интересах его граждан.
В этой главе мы рассмотрим, как появляется почва для этих и иных противоречий, характерных для современной политики. Мы сравним политическую деятельность, осуществляемую в различных странах мира, и затем 'более подробно остановимся на характерных особенностях отдельных стран — Великобритании, Соединенных Штатов и Китая. Здесь мы ограничимся общим обзором тех многообразных направлений политики, которые проводят современные государства. I Извлечение '••.'•'. ' I ": йсе политические системы извлекают ресурсы из внешней и внутренней среды. Когда примитивное общество начинает войну, его члены, принадлежащие к определенной возрастной группе (как правило, молодые мужчины), могут быть посланы в бой. Нечто подобное такому прямому извлечению ресурсов (в данном случае это служба) до сих пор сохраняется и в современных государствах в виде воинской повинности, обязательного участия в суде присяжных или иной форме исполнения гражданского долга, а также в виде принудительных работ, к которым приговаривают осужденных за то или иное преступление. Однако наиболее распространенной формой извлечения ресурсов является налогообложение — процесс сбора государством денег или товаров у членов политической системы, не получающих от этого немедленной или непосредственной выгоды. Налоговая политика направлена на достижение множества разнообразных целей, которые иногда могут входить друг с другом в противоречие. С одной стороны, государство для финансирования различных нужд стремится собрать со своих граждан максимальное количе-
ство налогов. С другой стороны, оно не хочет резать курицу, несущую золотые яйца. Чем выше налогообложение, тем меньше у граждан стимулов к работе, а если налоговое бремя становится невыносимым, у них может возникнуть стремление покинуть страну. В налоговой политике следует также соблюдать равновесие между эффективностью и справедливостью. Эффективность означает извлечение максимально возможной налоговой прибыли при минимальной стоимости продукции. Справедливость предполагает такой порядок налогообложения, при котором никто не несет чрезмерное налоговое бремя. В большинстве стран налоговая система призвана перераспределять богатство в пользу менее имущих. Поэтому подоходный налог высчитывается, как правило, по прогрессивной шкале, т.е. процент налогообложения зависит от величины дохода. Здесь, однако, возникает опасность того, что чрезмерно высокие ставки подоходного налога отобьют у людей желание работать и зарабатывать и, пагубно сказавшись на формировании капитала, окажутся неэффективными. Индивидуальные и корпоративные подоходные налоги и налоги на прибыль называются прямыми. Они так же, как и налоги на собственность, исчисляются по прогрессивной шкале. Однако корпорации часто стремятся уклониться от уплаты, либо занижая прибыль, либо перенося свою деятельность в те страны, где налоговый «климат» благоприятнее. Подобное может произойти и с частными лицами, если ставки подоходного налога возрастут чрезмерно. К косвенным налогам относятся налоги с продаж, налоги на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины. Их дистрибутивная эффективность зависит от того, кто пользуется основными услугами и удобствами: поскольку малообеспеченные люди тратят на еду и одежду большую часть своего дохода, нежели более обеспеченные, налоги с продаж и налоги на добавленную стоимость становятся регрессивными. Вместе с тем косвенные налоги на предметы роскоши могут быть и прогрессивными, потому что бедняки не покупают яхт, драгоценностей или личных самолетов. Налоги на заработную плату, благодаря которым финансируются пенсии (например, система социального страхования в США), сильнее всего затрагивают средний класс, поскольку богатые люди большую часть своего дохода получают в форме денежной ренты или прибыли. Этот вид налогов бьет также и по родственникам тех, кто живет на зарплату, по пенсионерам и домохозяйкам. Политические системы, видящие основной источник пополнения казны прежде всего в налогах с продаж и в налогах на заработную плату, обычно не склонны к расширению прогрессивной налоговой структуры. С другой стороны, эти виды налогов менее «заметны» по сравнению с подоходным налогом, а потому предполагается, что они вызывают не столь сильное желание уклониться от их уплаты. Во многих странах собирать косвенные налоги легче, чем прямые. Следует учитывать также, что чем мобильнее объект налогообло-
жения, тем труднее получить с него налоги. Финансовые инвестиции, будучи чрезвычайно подвижными, плохо поддаются налогообложению, тогда как налоги на землю и на недвижимость — объекты не мобильные — собрать гораздо легче, чем и пользуются многие государства. Помимо перераспределения средств, налоговая политика имеет целью и установление определенных социальных ценностей — таких, как благотворительность, энергосбережение, приобретение недвижимости. Правительства многих стран, понимая, что владение собственным домом повышает стабильность семьи, которая будет способствовать процветанию своего квартала, поощряют покупку домов путем предоставления скидки с выплаты процентов под закладные. Однако такие инициативы, если они осуществляются с чрезмерным размахом и щедростью, могут вызвать экономический дисбаланс: подобные налоговые послабления способны побудить семьи к слишком крупным инвестициям в жилищное строительство, что в свою очередь приведет в этой сфере бизнеса к оттоку капитала, необходимого для роста и развития. Кроме тогсц скидки с выплаты процентов под закладные — это привилегия прежде всего среднего класса, поскольку по-настоящему бедные люди редко являются домовладельцами. Таким образом, подобная политика может увеличить имущественный разрыв. Диаграмма на рис. 7.1 показывает, какой процент от валового национального продукта (ВНП) — совокупной стоимости товаров и услуг, произведенных жителями страны за год, составляют государственные сборы центрального правительства. Их размеры в некоторых развитых капиталистических странах ненамного меньше, чем это было в странах Восточной Европы, когда они принадлежали к «социалистическому лагерю». Налоговые поступления составляют более 50% ВНП Швеции, Франция вплотную приближается к 50% отметке, Германия и Великобритания входят в число индустриально развитых государств, где налоги дают 40% ВНП, тогда как в Соединенных Штатах, Мексике и Японии — примерно 20%. Японии удается сохранять доходы своего центрального правительства на низком уровне благодаря небольшим расходам на оборону и ограниченным правительственным программам социальной помощи (впрочем, за несколько последних лет разрыв в этом отношении между Японией и другими индустриальными государствами резко сократился). Кроме того, Япония, как и многие другие страны, в последние годы занимается дефицитным расходованием, т.е. не получает средства на социальные программы от налоговых поступлений, а берет их в кредит. За пределами европейско-североамериканской зоны доходы центрального правительства редко превышают 20%, и,един-ственное исключение здесь — Египет, где существует весьма значительный общественный сектор — большая часть доходов поступает благодаря общественным предприятиям и иностранной помощи. Доходы центрального правительства Индии не достигают 15%.
Hi Налоговые поступления 1 I Иные Рнс. 7.1. Доходы центрального правительства по источникам поступления (в % к ВНП), 1995 г. Источники: World Bank, World Development Report, 1997 (New York: Oxford University Press, 1997), table 14, pp. 240-241. Следует, однако, отметить, что на рис. 7.1 указаны доходы только центрального правительства, а во многих федеративных государствах значительная доля налогов собирается в штатах и муниципальных структурах. Это следует иметь в виду для адекватного представления о том, какое бремя извлечения ресурсов несут граждане этих стран. Совокупные налоговые поступления составляют в США 33%, а в Германии, где на долю земель (федеративная единица) и муниципалитетов приходится значительная часть доходов, -— почти 50%. Налоговая политика, проводимая той или иной страной, зависит от в,идов налогообложения, от распределения дохода и богатства, от моделей потребления в различных группах населения и от степени мобильности капитала и рабочей силы. В Германии и Британии большая часть доходов поступает из системы социального страхования и от подоходных налогов, в Индии и Мексике — от косвенных налогов. Найденхаймер, Хесло и Адаме подразделяют налоговую систему развитых капиталистических стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, на три категории: 1) такие госу- дарства, как Германия, Австрия, Нидерланды, Франция и Италия, получают от одной трети до половины дохода от налогов на социальное страхование, более или менее равномерно распределяемое между работодателями и работниками; 2) Соединенные Штаты и Япония находятся намного ниже среднего уровня в общем налогообложении и извлекают основной доход от прямых налогов, а не от налогов с продаж и налогов на добавленную стоимость; 3) талоне страны, как Швеция и Норвегия, где уровень налогообложения — самый высокий среди всех стран, входящих в ОЭСР, и^где одинаково эффективно действуют все три вида налогообложении — прямые, косвенные налоги и выплаты по социальному страхованию (основные тяготы в пос-ледарм случае.несут работодатели) [1]. С начала $Q-x годов в западноевропейских странах при увеличении общего налогового Збремени снижаются -Яемпы роста подоходных на-ло|рв. Это объясняется переносом центра^тяжести с прямых подоходных налогов на менее заметные косвенные налоги, взимаемые в сфере потребления. За период с 1975 по 1990 г. темпы роста подоходного налога снизились в Британии на 43%, в США — на 42% (хотя в пору правления президентов Буша и Клинтона они возросли примерно на 13%), в Швеции — на 35% и в Японии — на 25%. Снижение по всем странам—членам ОЭСР составило в среднем 18% [2]. Этот процесс начался благодаря широкому распространению экономической доктрины, подчеркивающей значение предпринимательской инициативы для роста производительности труда. Понижение темпов роста подоходных налогов стимулирует экономическую активность и уменьшает стремление граждан уклониться от уплаты налогов, однако способно привести к возрастанию неравенства в уровне доходов.
со
В процентном соотношении к общему ВНП 1996 г. Распределение Государство не только берет, но и дает — это и называется распределением. Дистрибутивная политика заключается в том, что правительственные ведомства предоставляют отдельным лицам и общественным группам деньги, товары, услуги, возможности, воздают им почести. Классифицировать и сопоставить дистрибутивную политику, проводимую разными странами, можно по следующим критериям: по количеству распределяемого; по тому, какие именно области человеческого бытия она затрагивает и какие группы населения получают от этого пользу или выгоду; по тому, какова система взаимоотношений между потребностями граждан и государственным распределением, которое призвано эти потребности удовлетворить. На рис. 7.2 представлены расходы центрального правительства (в % к ВНП) на такие сферы, как здравоохранение, образование и оборона. Разумеется, уровень расходов центрального правительства в Рис. 7.2, Расходы центрального правительства в процентном отношении к ВНП и объекты расходования. 1990-1996 гг. Истопники: World Bank, World Development Report: 1998-1999 (New York: Oxford University Press, 1999), table 14, pp. 216-217; table 7, pp. 202-203; table 6 pp. 200-201; table 17, pp. 222-228. значительной степени зависит от уровня экономического развития той или иной страны. Развитые страны, как правило, тратят от половины до двух третей бюджета на здравоохранение, образование и оборону. Великобритания, Германия, Франция направляют в эти сферы более двух третей своих бюджетов, тогда как Соединенные Штаты тратят на образование менее половины совокупного дохода штатов и муниципалитетов. Развивающиеся страны (Индия и Нигерия) тратят аченъ малые средства на здравоохранение и несколько большие — на образование. Государства с низким доходом оказываются в весьма зат- руднительном положении: при том, что им необходимо срочно повысить уровень квалификации своей рабочей силы, их инвестиции в сферы образования и здравоохранения недостаточны, чтобы в скором времени обеспечить это повышение. Создаемся впечатление, что в такой стране, как Нигерия, власть ничего не; делает для своих граждан, а усилия, прилагаемые правительством Индии, лишь ненамного превосходят усилия нигерийского правительства. Как это ни печально, но именно те страны, которые в первую^рчередь нуждается в совершенствовании систем образования и здравоохранения, финансируют эти сфера «по остаточному принципу». Разумеется, не существует однозначной зависимости между тем, сколько выделяет правительство страны на образование и здравоохранение, и знаниями, квали-фикцциейаи физическим состоянием граждан этой страны; подобно том§ как Данные о ВНП не учитываютедотрерление в натуральной форме, т.£ потребление предметов и услуг, произведенных в рамках домашнего хозяйства, и потому уровень: благосостояния беднейших страй оказывается заниженным (см. главу 1), так и наши данные о расходах беднейших стран на образование и здравоохранение могут создавать искаженное впечатление об усилиях, прилагаемых-ими. Иначе обстоит дело с расходами государства на обеспечение национальной безопасности: именно в слаборазвитых странах эти расходы в такой степени зависят от их международного окружения, как и от их общеэкономического положения. Государства, находящиеся в условиях постоянной и острой конфронтации со своими соседями (это характерно для стран ближневосточного региона), а также государства, претендующие на усиление своего международного влияния, прилагают значительные усилия для укрепления своей обороноспособности. Соединенные Штаты из-за того, что они берут на себя обязательства по обеспечению безопасности в глобальном масштабе, намного опережают другие страны по расходам на оборону, хотя в последние годы эти расходы значительно сократились. Однако если брать соотношение размеров национальной экономики, то Египет тратит на оборону больше, чем США. Япония же, которая не уступает западноевропейским странам в расходах на здравоохранение и превосходит все государства мира в расходах на образование (на душу населения), выделяет на оборону относительно незначительные средства. До рубежного 1989 г. Советский Союз и социалистические страны Восточной Европы расходовали на социальное обеспечение, здравоохранение и образование меньше, чем страны Запада. По мере того как бывшие государства «социалистического блока» входят в рыночную экономику, соотношение доходов и расходов в их бюджетах будет все больше напоминать западноевропейские модели. Гарольд Виленски, рассматривая в своем исследовании социальную политику 64 государств, по целому ряду параметров отличающихся друг от друга, утверждает, что бедные страны с ограниченными бюд- жетными возможностями и многочисленными задачами, требующими неотложного решения, с трудом находят ресурсы на реализацию этих программ [3]. И в абсолютных, и в относительных значениях расходы бедных стран на социальное обеспечение граждан незначительны, однако престарелые и нетрудоспособные члены общества получают, как правило, помощь благодаря своим разветвленным семей-но-родственным связям. В большинстве развивающихся стран система социального обеспечения осталась такой, как в доиндустриальную эпоху. Виленски также обнаружил, что масштабность программ социального обеспечения напрямую зависит от того, насколько централизовано правительство, хорошо организованы партии и движения рабочего класса и низки расходы на оборону. XX век стал свидетелем беспримерного расширения сфер применения дистрибутивной политики в индустриальных обществах. По большей части это связано с возникновением и разиитием государств «всеобщего благоденствия» — пакета государственных (а иногда и частных) программ социальной помощи, куда входят страховки на случай болезни, пособия по безработице, пенсии по старости и потере трудоспособ-ности. и пр. С течением времени они стали включить в себя также ссуды на постройку дома, пособия на детей и на уход за ними. Первые социальные в современном смысле слова программы, которые можно назвать политикой государства «всеобщего благодеисшия», возникли в Германии в 80-е годы XIX в., когда в ответ на стремительную урбанизацию и, индустриализацию страны правительство стало предлагать программы социального страхования, защищавшие рабочих от безработицы, несчастных случаев, потери трудоспособности по болезни или старости. В XX в. особенно со времени «великой депрессии» 30-х годов и вплоть до 70-х годов, большая часть индустриально развитых государств приняла и значительно расширила эту политику. На рис. 7,3 показано, что в развитых капиталистических странах (членах ОЭСР) эта политика продолжалась и в 80-90-е годы, хотя темпы ее реализации несколько снизились. Выплаты в рамках этих программ делятся на две основные категории — денежные пособия отдельным гражданам и семьям и прямые правительственные субсидии соответствующим ведомствам и службам. Выплаты в обеих категориях выросли, хотя первая остается более масштабной, особенно увеличились пенсии по старости и пособия на медицинскую помощь. Во многих европейских странах, где темпы роста безработицы увеличились с 10 до 15%, выплата пособий по безработице также является одной из крупных статей расходов государства. Не все государства «всеобщего благоденствия» одинаковы, даже среди развитых индустриальных стран наблюдаются значительные раз-
Пенсии по старости и потере трудоспособности Активная деятельность на рынке труда Страховые" пособия семьям Здравоохранение, лечение заболеваний и травм, связанных с профессиональной деятельностью Рис. 7.3. Государство «всеобщего благоденствия» (процентное отношение прямых выплат и правительственных ассигнований к ВНП стран— членов ОЭСР). Источник: «Privatising Peace of Mind», The Economist; October 24, Ш8, p.: 4. - личия. Сфера социальной политики в одних шире, чем в других, а различные политические системы особое внимание уделяют разным программам и направлениям. Во всех этих странах власти стремятся Оказать содействие престарелым, нетрудоспособным и безработным, однако различия в том, куда именно направляются наибольшие средства, отражают исторический опыт и политические «пристрастия», сложившиеся в каждом конкретном государстве. Так, например, в США упор делается на предоставление всем гражданам равных возможностей, что достигается общедоступной системой Образования; В западноевропейских странах, напротив, социальное обеспечение и здравоохранение превалируют над образованием. Соединенные Штаты значительно раньше большей части европейских стран стали предпринимать усилия по совершенствованию и развитию системы массового-образования, и эти усилия были более значительными, С другой стороны, американцы, позднее европейцев начав выделяпРправительственные средства на социальное страхование, до сих пор отстают от них в этой сфере, в отличие от европейцев они традиционно ставят во главу угла равенство возможностей и меньше связывают себя обязательствами по улучшению условий жизни неимущих. Кроме того, следует иметь в виду, что в Соединенных Штатах подобной деятельностью, помимо государства,, занимаются частные фонды, церкви и другие религиозные организации, а также частные лица. В 1997 г. американцы пожертвовали некоммерческим организациям более 143 млрд долларов. Свыше 3/4 этих средств были не завещаны, а переданы в дар частными лицами, причем многие из них обладают весьма скромными средствами. Некоммерческий сектор американской экономики составляет 8% ВНП, и по сравнению с 1960 г. эта пропорция увеличилась более чем вдвое. Он предоставляет рабочие места почти 10% трудоспособного населения США, т.е. больше, чем дают в совокупности центральное правительство и правительства штатов [4]. Некоммерческий сектор существует также и в других развитых странах, но, как правило, его доля там значительно меньше. В то же время государство увеличивает финансирование других социальных программ. Одной из важнейших является развитие системы образования. Развивающиеся страны прилагают большие усилия, направленные на то, чтобы предоставить всем своим гражданам хотя бы начальное образование, тогда как в странах развитых произошел настоящий прорыв в сфере среднего и высшего образования. Еще несколько десятилетий назад менее 5% юных граждан многих европейских стран могли продолжить обучение^ университете или колледже. Ныне их количество составляет или даже превышает 30%. В большинстве этихщ»ан высшие учебные заведения являются государственными, и, следовательно, расхбды государства на среднее и высшее образование возросли в весьма значительной степени. По мере того как бюджетные расходы на социальные программы в индустриально развитых демократических странах увеличивались, составляя от одной трети до половины ВНП, начал возникать целый ряд сложностей, В некоторых странах постоянный рост налогов, большая часть которых идет на социальное обеспечение, породил серьезные опасения относительно того* &* что будучи дальнейшем обходиться подобные программы и «по карману» ли они придутся следующим поколениям? Одна из наиболее острых проблем заключается в том, что одновременно с тем, что люди старшего поколения получают все более высокие пенсий и пособия, а расходы на медицинскую помощь постоянно увеличиваются, меняется и соотношение между гражданами, которые слишком молоды или слишком стары, чтобы работать, и трудоспособным населением. Рис. 7.4 показывает, что в ближайшие десятилетия во всех индустриально развитых странах (и прежде всего в Японии) количество иждивенцев будет возрастать. Это означает, что все меньше и меньше работающих граждан будут платить постоянно увеличивающиеся налоги, из которых правительство финансирует системы здравоохранения и социального обеспечения. В Соединенных Штатах обеспокоены тем, что медицинское и социальное страхование приведут к бюджетному дефициту. В других стра-
ч - 40 ч ——
N 1960 70 80 90 2000 10 20 30 I——I 1990 •• 2030 Швеция Нидерланды Канада Франция Япония Италия Британия л. Соединенные Штаты Германия Австралия В среднем по ОЭСР Рис. 7.4. Сокращение трудоспособного населения. Источник: «Privatising Peace of Mind», The Economist, October 24, 1998, p. 9. Группы населения в возрасте до 14 и свыше 65 лет. нах программы социальной помощи и обеспечения уже сейчас не покрываются предназначенными для них налоговыми поступлениями, Эти политические программы порождают и другую проблему — они лишают граждан инициативы и стремления вести себя ответственно. Щедрые пособия по безработице или по болезни могут отбить у граждан желание работать, что и происходит, к примеру, в Норвегии, где по «больничному листу» гражданин с первого дня невыхода на работу получает 100% заработной платы. Доход норвежцев, таким образом, надежно застрахован, но из-за этого уровень абсентеизма в стране является одним из самых высоких в мире. Во многих отраслях промышленности «средний норвежец» каждый восьмой рабочий день не появляется на рабочем месте. В соседней Швеции, где оплата временной нетрудоспособности производится более скупо, граждане «болеют» значительно реже. Эти проблемы, в полной мере осознанные и прочувствованные обществом, заставляют власти предпринимать усилия для того, чтобы воспрепятствовать дальнейшему увеличению ассигнований в формируемых бюджетах и уложиться в рамки бюджетов действующих. Консервативные партии в особенности ратуют за введенис ограничений на финансирование социальных правительственных программ и рост заработной платы [5], В последние годы правительства ра шитых государств обращали особое внимание на размеры бюджета и его воздействие на сбережения, инвестиции, инфляции) и занятость. Таким образом, неуклонное расширение сферы применения и увеличение размера социальных пособий, характерное для предшествующих десятилетий XX в., не является ныне само собой разумеющимся. Под регулированием понимается осуществление политического контроля за поведением отдельных членов и групп общества. У государства есть много способов воздействовать на жизнь своих граждан. Хотя обычно регулирование ассоциируется с принуждением или угрозой его применения, существуют и иные пути. Власти могут контролировать поведение граждан, предлагая материальные или финансовые стимулы, используя методы убеждения, воздействуя на систему моральных ценностей. Так, например, правительства многих стран стремятся сократить потребление табака, применяя комбинацию методов: 1) запрет на курение, продажу и рекламирование табачных изделий, 2) высокие налоги на «грешную» продукцию и 3) информационные кампании, в ходе которых граждан стараются убедить в том, что курить вредно для здоровья. Как было показано в главе 1, регулирование порождается целым рядом причин. Сторонники теории общественного договора (Гоббс и Локк) считали, что государственное регулирование может облегчить многие аспекты взаимовыгодной социальной деятельности. Например, производство и торговля нуждаются в том, чтобы благодаря регуля-торной деятельности государства устанавливались и защищались права собственности и выполнялись взаимные договорные обязательства. В то же время граждане и потребители ищут в государственном регулировании защиту от жульничества, мошеннического манипулирования и таких неприятных крайностей, как истощение и загрязнение окружающей среды. Национальные правительства и международные организации (в частности, Европейский союз) с каждым годом все активнее взаимодействуют в установлении общих стандартов, касающихся в первую очередь таких видов продукции, как лекарства и продовольствие. Государство защищает своих граждан (особое внимание уделяя женщинам и детям) от физического и иных видов насилия, причем часть этих мер распространяется также на животных и окружающую среду. На протяжении минувшего века государство значительно расширило свою регуляторную деятельность, что объясняется как новыми, не существовавшими прежде задачами, так и изменившимися потребностями граждан. Индустриализация и урбанизация породили сложности в организации дорожного движения, они пагубно влияют на здоровье граждан и общественный порядок. Рост промышленности вызвал такие проблемы, как монополизм, производственный травматизм, эксплуатация трудящихся, загрязнение окружающей среды. Развитие науки и укоренившаяся убежденность в том, что человечество способно подчинять себе природу и управлять ею, привели к тому, что громче зазвучали призывы усилить роль государства. И наконец, изменения в системе ценностей могут вызвать необходимость новых видов регулирования. В последние десятилетия в Соединенных Штатах оно коснулось таких сфер, как контроль над продажей огнестрельного оружия, защита прав избирателя, запрет на дискриминацию при устройстве на работу, экологическая безопасность и т.п. Одновременно в большинстве развитых стран уменьшилась степень регулирования в вопросах контроля над рождаемостью, абортов, разводов, сексуального поведения. Хотя регуляторная политика во всем мире характеризуется целым рядом общих черт, конкретные государства существенно отличаются друг от друга «профилирующими» политическими программами. Эти отличия обусловлены не только степенью индустриализации или урбанизации данного государства, но и системой ценностей. При изучении государственной политики мы описываем и объясняем различия, существующие между политическими системами, с помощью следующих вопросов: 1. Какие именно аспекты поведения и взаимодействия людей подлежат регулированию и до какой степени? Регулирует ли государство такие вопросы, как семейные отношения, экономическая, религиозная, политическая деятельность, возможность емены местожительства, профессиональная деятельность, защита личности и собственности? Эти вопросы очерчивают сферу применения государственного регулирования. 2. Какие меры применяются для того, чтобы принудить или убедить граждан подчиниться? Использует ли государство средства морального убеждения, систему финансового поощр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|