Конституции и правила принятия решений
Конституции представляют собой основополагающие правила, касающиеся принятия решений, объема полномочий и распределения власти в политической системе. Иногда мы используем слово «конституция» для обозначения конкретного документа, где изложены соответствующие принципы (например, документ, принятый отцами-основателями Соединенных Штатов в 1787 г.). Но конституция не обязательно должна быть заключена в один документ, и на деле такое случается.довольно редко. Поэтому конституцию следует рассматривать как набор правил и принципов, будь то особый писаный текст, совокупность обычаев и прецедентов или, как оно чаще всего бывает, и то, и другое одновременно. Даже военная или иная диктатура обычно устанавливает процедуры, определяющие порядок внесения, обсуждения и принятия указов. Писаные, или кодифицированные, конституции особенно важны в политических системах, основанных на верховенстве права. Последнее предполагает, что правительство не вправе предпринять никаких акций, если те не санкционированы законом, а граждане могут быть наказаны только за действия, нарушающие существующий закон. Под кодифицированной конституцией понимается высший свод законов. Конституция включает в себя совокупность правил принятия решений — фундаментальных принципов, которые определяют, каким образом должны приниматься решения, учреждают институты и ведомства, наделенные конкретными властными полномочиями, устанавливают территориальную и функциональную сферу компетенции таких институтов и ведомств и т.д. У каждого правительства есть правила принятия решений. Эти правила бывают как простыми, так и сложными; в одних политических системах их количество весьма велико, в других существует лишь ограниченный набор правил, которые используются в разнообразных обстоятельствах. Например, в конгрессе Соединенных Штатов действует множество особых правил применительно к различным ситуациям, тогда как британская палата общин обходится значительно меньшим их числом (главным образом, правилом простого большинства). Не одинакова и степень четкости и формализации таких правил. Большинство легислатур опирается
на формализованные и тщательно разработанные правила принятия решений, в то время как кабинеты, возглавляющие исполнительную ветвь власти, часто прибегают к неформальным и гибким правилам. Возможно, наиболее важными из вводимых конституциями правил являются те, которые управляют процессом выработки политического курса. Определение политического курса есть преобразование Социальных интересов и требований во властные государственные решения. Конституции устанавливают правила, на основе которых это происходит. Они предоставляют особым группам или институтам возможность выступать с предложениями относительно политического курса и наделяют других правом вносить в них поправки, отклонять или санкционировать их, принимать окончательное решение, воплощать его, следить за его исполнением и применять судебные санкции в случае его нарушения. Ветви власти в современных демократиях известны главным образом по тем формальным функциям, которые дни выполняют в процессе определения и осуществления политического курса. Законодательная ветвь создает политический курс, исполнительная — проводит и претворяет его в жизнь, судебная — выносит J решения по возникающим в связи с ним спорам. На практике, одна-Л ко, функции отдельных ветвей власти не так просто идентифицировать^ развести между собой. Так, исполнительная власть (особенно в парламентских демократиях) нередко несет значительную долю ответственности за инициирование и формулирование политического курса, даже если официально эти функции принадлежат законодательному органу.
Тем не менее информация о том, какие функции в области определения политического курса вьшолняет тот или иной политический институт (скажем, легислатура), способна дать лишь зачаточное представление относительно того, как этот курс вырабатывается. Нам требуется также знать, каким образом принимаются решения внутри данного института. В рамках каждого конкретного правительственного учреждения или другого политического института действуют многочисленные правила, которые влияют на процесс выработки политического курса. Самыми важными из них являются, наверное, правила голосования. В большинстве современных законодательных палат, равно как и во многих судах, используются эгалитарные правила голосования, другими словами, голоса каждого из членов законодательного или судебного органа равны (хотя в случае равенства голосов председательствующие должностные лица, например спикер британской палаты общин, могут быть наделены решающим голосом). Проще говоря: один человек — один голос. Между тем в правительственных департаментах (министерствах) такую практику вряд ли когда-либо встретишь. Процесс принятия решений носит там иерархический характер, причем предполагается, что каждый поступает согласно ука-пнию своего вышестоящего начальника. В чисто иерархических сис- темах в расчет принимается лишь голос человека, находящегося на самом верху (скажем, министра). Но и в случаях, когда решения принимаются посредством голосования, все равно нужны правила, позволяющие определить его результат. Многие институты действуют на основе правила простого большинства, согласно которому при выборе между двумя альтернативными предложениями побеждает получившее наибольшее число голосов. Правило абсолютного большинства предполагает, что принимается то предложение (например, законопроект), за которое высказалось большинство обладающих правом голоса (включая воздержавшихся). Для принятия особо важных решений иногда требуется квалифицированное большинство в три пятых, две третьи или даже в три четверти голосов. Так, в соответствии с Конституцией США для внесения в нее поправок или для преодоления президентского вето необходимы две трети голосов в обеих палатах конгресса. Крайним вариантом такого правила является единогласие, когда один участник голосования в состоянии заблокировать решение. У каждого из правил голосования есть свои притягательные стороны. В частности, применение правила квалифицированного большинства способно защитить от опрометчивых решений, а также от решений, которые дискриминируют значительные доли (возможно, близкие к половине) избирателей. Вместе с тем такое правило может дать незначительному меньшинству возможность блокировать предложения, которые поддерживает внушительное большинство; и чем более ограничительными являются правила голосования, тем меньше шансов на то, что будет принято какое бы то ни было решение вообще.
Правила принятия решений влияют на политическую деятельность, ибо определяют, какие ресурсы искать, как их добывать и использовать. Индивиды и группы, стремящиеся повлиять на политический курс, вынуждены действовать в рамках таких правил. В федеративной и децентрализованной системе, подобной Соединенным Штатам, группам давления часто приходится оказывать воздействие и на законодательную, и на исполнительную ветви власти и проявлять активность как на региональном, так и на общефедеральном уровне. Если же, напротив, решения принимаются декретом командующего вооруженными силами или постановлением политбюро, перед группами встает задача повлиять именно на этих акторов, играющих ключевую роль в определении политического курса. Важно, чтобы правила принятия решений были надежными и стабильными. В противном случае граждане не будут знать, что им ждать от правительства. Это в свою очередь может ослабить их доверие к правительству, снизить их желание инвестировать или брать на себя какие-то иные обязательства. Следствием такой ситуации бывают также серьезные конфликты, и в конечном счете правительство может сложить свои полномочия, а решения станут приниматься силовыми методами. О важ-
кости предсказуемых правил принятия решения говорил Томас Джеф-ферсон во введении к первому Наставлению палате представителей: «Лучше плохие законы, чем отсутствие законов вообще». Выработка конституций Выработка конституции — важнейший политический акт, посредством которого создаются либо модифицируются правила принятия решений. Коренное конституционное изменение обычно следует за неким значительным социальным изменением. Большинство действующих сегодня конституций возникли в результате некоего (часто насильственного) разрыва с прошлым: войны, революции или восстания против колониального владычества. Новые правила принятия решений должны соответствовать новым внутренним или внешним властным структурам. Так, все державы, потерпевшие поражение в Первой и Второй мировых войнах, и пришедшие им на смену государства приняли или были вынуждены принять новые конституции. Несколько особняком в этом отношении стоит Великобритания, которая не имеет формальной писаной конституции, действуя на основе давно устоявшегося и детально разработанного набора обычаев и установлений, ^подкрепленного обычными законодательными актами. Это отражает британский опыт постепенных, частичных и в целом мирных политических трансформаций. Тем не менее крупнейшие изменения в британских правилах принятия решений, такие, как переход власти от короны к парламенту в XVII в. и парламентские реформы 1832 и 1867 гг., положившие начало партийному и кабинетному правительству и существенно расширившие право голоса, последовали за периодами гражданской войны или беспорядков. Наверное, величайшим исключением из закона о взаимосвязи между разрушительными сдвигами и созданием конституций является мирное развитие в течение по крайней мере 40 последних лет конституции Европейского союза, чьи растущие полномочия и меняющиеся правила принятия решений затрагивают почти 400 млн жителей 15 европейских стран. Но хотя формирование и развитие Европейского союза не связаны с насилием, истоки этого процесса кроются в горьких уроках Первой и Второй мировых войн. За десятилетия, прошедшие со времени окончания Второй мировой войны, мы стали свидетелями множества экспериментов в области конституционного строительства. После 1945 г. проигравшие войну державы — Япония, Германия и Италия — под активным надзором победивших союзников ввели новые политические порядки, и 1ти установления продемонстрировали свою жизнеспособность. За тот же период Франция приняла две конституции, вторая из которых — конституция Пятой республики — оказалась устойчивее всех предыдущих французских конституций. В последние два десятилетия обще-
мировое движение к демократии, окончание «холодной войны» и распад Советского Союза открыли новый виток опытов в сфере конституционного дизайна. Новые конституционные порядки, принятые в 1970-х годах такими демократизирующимися странами, как Испания и Португалия, и недавнее конституционное конструирование в Восточной Европе, России (и иных государствах, возникших на территории Советского Союза), Южной Африке и других регионах возродили старые споры о достоинствах и недостатках различных конституционных установлений, равно как и о разумности конституционного строительства в целом [1]. Наиболее важное с точки зрения распределения политических функций значение имеет различие между демократической и авторитарной системами. Демократия означает «правление народа». В небольших политических Системах типа местных общин «народ» может быть способен непосредственно участвовать в обсуждении, определении и воплощении своей политики. В крупных политических системах, к каковым относятся современные государства, демократия должна осуществляться преимущественно за счет непрямого участия в выработке политического курса. Выборы, состязательные политические партии, свободные средства массовой информации и собрания представителей — те политические структуры, которые делают возможными определенный уровень демократии, определенную степень «правления народа» в крупных политических системах. Подобную непрямую демократию нельзя назвать ни полной, ни идеальной. Но чем сильнее граждане вовлечены в политический процесс, чем более влиятельны их решения, тем демократичнее система. В демократических системах конкурентные выборы позволяют гражданам участвовать в формировании политического курса посредством отбора и отклонения тех лиц, которым принадлежит ключевая роль в его определении. В крупных обществах необходимым условием сколько-нибудь реального «правления народа» являются состязательные выборы вкупе со всеобщим избирательным правом для совершеннолетних. В свою очередь при авторитарных режимах определяющих политический курс лиц отбирают военные хунты, правящие династии, доминирующие политические партии и T.rt. Что же касается граждан, то либо их мнение игнорируется, либо они принуждаются к символическому одобрению правительственного курса. Основной чертой мировой политики последних 25 лет стало движение к демократии. Данный процесс начался в Южной Европе, распространился на Латинскую Америку и Азию, а позднее захватил Восточную Европу и бывший Советский Союз. Это движение к де- мократии — третья волна всемирного процесса демократизации [2]. За Каждой из двух предыдущих волн следовал откат, хотя общее число демократий со временем увеличивалось. Первая волна зародилась в XIX в. и достигла своего пика с появлением множества новых демократий после победы Антанты в Первой мировой войне. После Второй мировой войны новая волна демократизации затронула немало бывших Колониальных стран, которые обрели независимость, а также ряд разбитых в ходе войны авторитарных держав. Где-то примерно с 1975 г. и Особенно после крушения Советского Союза в 1991 г. поднялась третья Волна демократизации, подорвавшая легитимность авторитарных режимов по всему миру. Но не следует забывать опыт Нигерии, где попытки установить гражданский демократический режим дважды терпели крах вследствие военных переворотов (1966 и 1983 гг.) и где очередной переход к демократии снова был прерван военными в 1993 г. Пример Нигерии отнюдь не уникален. Далеко не так просто консолидировать демократический режим, особенно в бедных обществах. Возможно, что нынешнюю волну демократизации ждет немало откатов по типу тех, которые пришлись на долю Нигерии. В таких странах, как Китай, Египет и Нигерия, демократия еще не укоренилась. В подобных обществах открываемые демократией возможности обычно привлекательны для образованных элит или для тех, кто проживает вблизи правительственных центров и не имеет практически никакого отношения к жизни простого провинциала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|