Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология мышления.  и интеллекта. Введение. 1. Современные представления. О мышлении и интеллекте




Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет

 

 

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

 И ИНТЕЛЛЕКТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

УДК 159. 955

ББК 88. 351. 3

     

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

 

 

Психология мышления и интеллекта: Учебно-методическое пособие.

Н. Новгород: НГПУ. – 2008. - 29 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено студентам I –IV курсов общих факультетов по направлению «050000 – образование и педагогика». Представлен краткий обзор современных исследований проблем мышления и интеллекта, задания для изучения и измерения интеллектуальных способностей, рекомендации и упражнения по их развитию. Учебно-методическое пособие может быть использовано на лабораторно-практических занятиях при изучении курсов «Общая психология», «Психология способностей и одарённости», «Экспериментальная психология», «Основы усвоения знаний», в самостоятельной работе студентов, при выполнении заданий педагогической практики. Обширный список литературы позволяет глубоко и всесторонне изучить существующие теории и выполнить собственное исследование.

 

Автор-составитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Ю. И. Кузнецова

 

 

Рецензент: доктор психологических наук, зав. кафедрой социальной психологии НГПУ С. А. Гапонова

 

 

Ответственный редактор: доктор психологических наук, зав. кафедрой общей психологии Т. Н. Князева

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………
1. Современные представления о мышлении и интеллекте.     …………...
2. Изучение мышления и интеллекта…………………………………….
3. Развитие мышления и интеллекта……………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Темы для самостоятельной работы студентов ………………………….
Список рекомендуемой литературы …………………….. ……………...

 


ВВЕДЕНИЕ

Одним из самых главных и удивительных свойств человека является наличие у него интеллекта – способности воспринимать, хранить и перерабатывать информацию. Эта переработка имеет нелинейный характер, т. е. позволяет на основе имеющихся знаний создавать новые, часто с переходом на всё более высокие уровни абстракции. Человек может заменять набор сведений и фактов одним – обобщающим – понятием, оперировать множествами, элементами которых являются целые структуры. На основе таких компактных умозаключений строится детализированное поведение человека.

Интеллект и память – функции головного мозга человека, заложенные генетически и развивающиеся на протяжении всей его жизни. От уровня их развития зависит становление человека как личности, способной к творчеству, созданию своей уникальной судьбы. Развитый интеллект выступает одним из условий внутренней свободы личности, поскольку критическая оценка происходящего и способность самостоятельного всестороннего анализа явлений защищают человека от внешних манипуляций его сознанием и поведением.

Интеллектуальный потенциал страны является одним из факторов её прогрессивного развития. В современном мире ведущей формой собственности становится интеллектуальная, а её носителями и создателями являются люди. Наращивание творческого, интеллектуального потенциала общества начинается с развития творческих и интеллектуальных возможностей отдельного человека – ребёнка, юноши, взрослого. Усилия в этом направлении чрезвычайно необходимы на пороге очередного информационно-технологического этапа в истории цивилизации.

В пособии представлены краткий обзор современных исследований проблем мышления и интеллекта, задания для изучения и измерения интеллектуальных способностей, рекомендации и упражнения по их развитию. Учебно-методическое пособие может быть использовано на лабораторно-практических занятиях при изучении курсов «Общая психология», «Психология способностей и одарённости», «Экспериментальная психология», «Основы усвоения знаний», в самостоятельной работе студентов, при выполнении заданий педагогической практики. Обширный список литературы позволяет глубоко и всесторонне изучить существующие теории и выполнить собственное исследование.


1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О МЫШЛЕНИИ И ИНТЕЛЛЕКТЕ

Мышление и интеллект – это единая, тщательно выстроенная и сбалансированная система генерации новых информационных структур и принятия решений в виде последовательностей кодированных информационных импульсов, действующая в соответствии с физиологическими особенностями индивида. Важный этап работы интеллекта – установление связей и отношений между старой – известной – и новой – полученной в процессе мышления – информацией, т. е. непрестанное расширение целостной системы знаний. Эта система должна быть не только разветвленной, но и гибкой. Теоретические основы психологии мышления изучаются в курсе общей психологии и изложены в учебных пособиях (см. список литературы). Проблема интеллекта является менее разработанной в отечественной психологии, а её постановка и изложение результатов исследований редко выходят за рамки научных публикаций. Наиболее известными отечественными авторами в области общих умственных способностей являются Б. М. Теплов, К. К. Платонов и В. Д. Шадриков. Наибольший клад в развитие представлений об интеллекте внесли авторы зарубежных моделей интеллекта Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл. Существенное влияние на практику западного образования оказала операциональная теория развития интеллекта Ж. Пиаже, в отечественной педагогической психологии влиятельными являются теория развивающего обучения В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Современные исследователи интеллекта отказались от упрощенных представлений о нём как об устройстве с чётко фиксированным набором функций. Практически любые проявления мозговой активности можно считать некоторыми специфическими характеристиками интеллекта. Само понятие интеллекта становится более структурированным: предполагается, что каждому типу информации соответствует особый тип и/или способ её обработки мозгом. При этом люди существенно различаются по степени активности и эффективности функционирования таких различных подсистем обработки информации.

В настоящее время наиболее используемыми психологическими теориями, описывающими механизм интеллекта и указывающими пути его целенаправленного развития, являются теория составного, многопланового интеллекта (Theory of Multiple Intelligences) Говарда Гарднера, триадная теория (Triarchic Theory) Роберта Стернберга и теория ментального опыта Марины Александровны Холодной.

Основа теории Г. Гарднера - представление о восьми различных типах интеллекта (или формах познания и отражения реальности), которыми в разной степени обладает каждый человек. В реальной жизни все типы интеллекта важны и необходимы, широкая интеллектуальная компетентность человека возможна при использовании всех типов своего мышления, создании целого набора приёмов для решения профессиональных или творческих проблем. Развитие всех компонентов интеллекта обеспечивает их взаимную поддержку и тем самым повышает творческий потенциал, закладывает основы для создания новых знаний.

Перечислим типы интеллекта по Г. Гарднеру [ цит. по [16], с. 77- 79]:

· Вербально - лингвистический интеллект – характеризуется способностью использовать естественный язык для передачи информации, а также стимулирования и возбуждения (поэт, редактор, журналист). Он включает в себя чтение, речь, слух, письмо; метод изучения: анализ произношения звуков, грамматики, знания языков, писем, речей, письменных текстов, в том числе литературных, комментариев, статей и пр., разговоров, диалогов, дискуссий;

· Визуально - пространственный интеллект – способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург, дизайнер), включает умение фиксировать и создавать психические образы, располагать их и самому ориентироваться в пространстве, визуализировать; метод изучения: анализ рисунка, наброска, картины, способов и результатов конструирования и решения пространственных головоломок, анализ увиденного, снов, фильмов;

· Логико - математический интеллект – определяет способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между символами и понятиями путем манипулирования ими (математик, ученый), использует логическое и абстрактное мышление и математические способности, а также умение проводить количественные оценки и упорядочивать структуры; изучается: построение причинно-следственных связей, дедуктивная и индуктивная логика, анализ фактов, накопление различной информации, организация и упорядочение данных, баз данных, последовательностей, таблицы и схемы, построение доказательств, выводы, суждения, оценки и утверждения;

· Музыкально - ритмический интеллект – определяет способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие (исполнитель, композитор, музыковед), содержит анализ звуковых последовательностей, различных музыкальных форм, понятия мелодии, ритма, тона, тембра, громкости, темпа; можно изучить: восприятие различных звуков, их распознавание, в том числе музыки, способа и характера её исполнения – оперы, симфонии, хора, сольного пения, типов голосов (бас, баритон, тенор, сопрано и т. д. ), джаза, рока, блюза, рэпа и пр.;

· тактильно - кинестетический интеллект  способностьиспользовать навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщик, спортсмен, механик), представляет собой форму познания реальности в ощущениях и различных формах движения и телесного контакта; объект изучения – физическая активность (спорт, действия), результаты соревнований, ощущения при тактильных взаимодействиях, практика в формах искусства (постановка сцен, пьес), участие в реальных действиях; способность использовать своё тело для выражения эмоций, для создания нового предмета, ощущения или знания;

· межличностно - социальный (интерперсональный) интеллект – обусловлен взаимодействием, коммуникацией, обращением, пониманием, симпатией, сочувствием, заботой (учитель, психолог, продавец); следует изучать: умение общаться, разговаривать, смеяться, кричать, встречаться, приветствовать, быть в толпе, способность к совместным действиям, желание быть или не быть лидером, сотрудничать в решении проблем, иметь определенную харизму, желание быть ведущим или ведомым;

· внутриличностный, интроспективный (интраперсональный) интеллект – характеризует желание или способность оставаться наедине с собой, быть в одиночестве, медитировать, молиться, размышлять, творить, самостоятельно ставить цели, решать свои проблемы, мечтать, писать, фантазировать, петь, играть, разговаривать с самим собой, проверять самого себя, видеть себя со стороны (поэт, священник, психолог); исследуется самооценка, умение проверять и знать свои ощущения;

· натуралистический интеллект  тесно связан с физическим миром, определяет способность проводить качественный анализ явлений внешнего материального мира и продуктивно им пользоваться для различных действий (охота, ведение хозяйства), в естественных науках (биология, физика и т. д. ).

Г. Гарднер утверждает, что каждый их этих типов интеллекта имеет собственные системы программирования (обучения), обработки информации (мышления, способа решения проблем), хранения данных (память). Он полагает, что они полностью автономны, хотя периодически работают совместно, но чаще на уровне глубокого подсознания, нежели осознанно. Обычно у человека один или несколько типов интеллекта развиты лучше остальных, однако нужно и можно определить свои слабые места и укреплять их целенаправленными занятиями.

Теория Р. Стернберга описывает интеллект человека как взаимодействие трёх видов интеллектуальных способностей [13], [16]:

· аналитический интеллект - способность анализировать проблемы, находить их решения и обсуждать их, т. е. способность сознательно задавать направление ментальных процессов для достижения осознанных решений проблем;

· креативный интеллект – способность формулировать новые идеи, основанные на них оригинальные подходы к решению задач в самых различных областях;

· практический интеллект – способность эффективно применять высказанные идеи в практике жизни и творчества.

Согласно Р. Стернбергу, интеллект – это результат обработки информации, применяемый в процессе освоения жизненного опыта для адаптации, подстройки и выбора внешнего окружения. Как целостная система интеллект наиболее эффективен при сбалансированности всех его аспектов. При гармоничном использовании в процессе обучения всех типов мышления существенно возрастает интеллектуальный потенциал учащихся, развивается их способность к различным видам творческой деятельности.

Тип, или стиль, мышления, по Р. Стернбергу, – это предпочтительный метод использования способностей. Это не сама способность, а именно предпочтение, выбор в конкретной ситуации метода действий и адекватного этим действиям мыслительного процесса. У каждого человека есть природная склонность к определенному стилю мышления, однако стиль можно подстраивать к решению разных задач или поведению в разных ситуациях. Например, стиль мышления, необходимый для понимания литературного произведения, отличен от стиля для понимания инструкции. Стили мышления могут варьировать в зависимости от времени и роли личности в конкретной ситуации.

В качестве приложения к триадной теории интеллекта Р. Стернберг разработал теорию ментального самоуправления, согласно которой человек может самостоятельно организовывать своё мышление и управлять им. Для обозначения стилей мышления автор использует термины теории управления, однако объектом управления выступает мышление субъекта. Стили мышления описаны по пяти основаниям: функции, формы, уровни, сферы, ориентации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...