3. Развитие мышления и интеллекта
3. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА В пособиях по развитию мышления и интеллектуальных способностей обсуждаются, наравне с психологическими, нейрофизиологические факторы продуктивной мыслительной деятельности. В частности, подчеркивается роль полноценного кислородного снабжения головного мозга (проветривание, прогулки, двигательная активность), сбалансированного питания, богатого белками, витаминами (группа В) и минералами (кальций, магний, железо). Из средовых факторов наибольшим влиянием на развитие интеллекта обладает доступность и разнообразие информации, благоприятный психологический климат в близком окружении личности, получение образования. Более частные рекомендации касаются психологических условий организации интеллектуальной деятельности личности и установок, повышающих её продуктивность. 1. Учитесь ставить правильные вопросы, ответы на которые помогут разрешению проблемы. Например, вопросы об изменении объекта, его перемещении, совмещении с другими. Вопросы о происхождении, структуре, функциях, связях, назначении, принципах устройства, влиянии на другие объекты и явления. 2. Создавайте привычную рабочую обстановку и используйте испытанные рабочие инструменты. 3. При серьёзных затруднениях в решении задачи отложите её и займитесь чем-то другим. Полезно возвращаться к обдумыванию проблемы в новых или изменённых условиях: на прогулке, в саду, в шумном месте, в полной тишине. Задача не исчезает полностью из сознания личности, она смещается на другие структурные уровни мышления – на периферию сознания или в сферу подсознания. Момент решения, схватывания ответа может прийти неожиданно, переживаться как озарение, инсайт.
4. Всегда и везде имейте при себе средства записи мелькнувшей мысли. Фиксируйте каждую идею, а в конце недели переносите записи в тетрадь. Анализ записей приведет к решению проблемы. 5. Уделяйте время не только регулярному плановому чтению и систематическому просмотру литературы по специальности, но перелистыванию книг и журналов, которые привлекли Ваше внимание. Это позволяет уловить будущие проблемы, знакомит с новыми подходами, помогает понять идеи других авторов, сталкивает с неизвестными ранее темами и целыми сферами деятельности. 6. Учитесь выполнять письменные работы – рефераты, отчеты, тезисы, статьи, книги. Процесс изложения помогает систематизировать накопленный материал и самому глубже уяснить суть проблемы. 7. Общайтесь с высокоинтеллектуальными людьми не только близких Вам интересов и профессий, но и весьма далёких. Заинтересованный обмен мыслями требует умственного напряжения и стимулирует интеллектуальную активность. Благодаря возникшим аналогиям он может оказаться полезным для решения узкопрофессиональных проблем, содержание которых напрямую не связано с тематикой беседы. 8. При решении проблем используйте прямые аналогии, ищите сходные процессы в других областях знаний. 9. Расширяйте свой кругозор, знакомьтесь с другими областями знаний и культуры. Узкая научная специализация лишает источника далёких аналогий, ограничивает диапазон способов решения проблемы. 10. Применяйте фантастические аналогии, при которых проблема может мысленно решаться путем игнорирования фундаментальных законов природы. Отождествляйте себя с каким-либо элементом или процессом проблемной ситуации. 11. При групповом решении проблем исключите критику, предоставьте возможность высказать мысль без страха осуждения. Дайте возможность видоизменять, комбинировать идеи, выдвинутые другими членами группы.
12. В общении с коллегами и учениками придерживайтесь открытости, доступности и принципиальности. Поддержите их в случае их правоты, умейте убедить их научными аргументами в случае заблуждений. Приёмы развития мышления и интеллекта Описанные приемы [26] и их модификации можно использовать как формы обучения на уроках (по развитию речи, истории, географии, иностранному языку, математике, биологии и др. ), как игры и конкурсы при организации классных и школьных вечеров, как упражнения при проведении коррекционно-развивающих занятий. 1. «Вопрошайка». В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание. Игра строится по-разному в зависимости от возраста и содержания. Младшим школьникам предлагается задавать вопросы обо всем, что они хотят узнать. Если учитель не смог ответить, выигрывает ученик. Подростки играют командами, лучше ограничить число вопросов. После ответов на заданные вопросы ученик (или команда) составляет рассказ по этой картинке. Обратить внимание, на какие вопросы даны ответы, а на какие – нет. Отмечается характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость и последовательность задаваемых вопросов, широта охвата разных сторон ситуации. Предложите детям подобрать такие картинки и фотографии, создайте выставку «Интересное и непонятное».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|