Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. «Построение системы причин». Упражнение направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации.




9. «Построение системы причин». Упражнение направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации.

Сообщается о некотором событии. Предлагается назвать как можно больше возможных причин произошедшего с использованием алгоритма выявления причин. Причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации. Эта классификация направляет поиск причин в трех различных направлениях. В каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренными и непреднамеренными, постоянными или временными, ближайшими или отдаленными и т. д. Следует рассмотреть пересечение этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале этот алгоритм можно задать на карточке в виде таблицы или классификационного дерева, постепенно он переходит во внутренний план и становится приемом анализа любого явления.

10. «Перечень заглавий к рассказу». Упражнение позволяет научиться легко выражать мысли одной фразой.

К небольшому рассказу или сообщению необходимо подобрать как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, т. е. по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Учитываются ответы любого вида.

11. «Сокращение рассказа». Упражнение способствует организованности и вырабатывает четкость, умение отвлекаться от мелочей.

Предъявляется короткий рассказ (устно или напечатанный на карточке). Его содержание нужно передать максимально сжато, используя лишь 1-3 предложения и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа должно сохраниться, а второстепенные моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и редактирование наиболее удачных ответов.

12. «Построение сообщения по алгоритму». Упражнение дисциплинирует и углубляет мышление.

Участники рассказывают о каких-либо известных событиях, придерживаясь определенного общего алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, следующий: факт (что произошло) – причины – повод – сопутствующие события – аналогии и сравнения – последствия. Можно использовать алгоритм Цицерона: « кто-что-чем-зачем-как-когда», но не надо следовать ему слепо. Пункты «кто», «зачем» пропускаются, если речь идет о стихийном бедствии. Можно разработать свои алгоритмы.                                                                                                                              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С психологической точки зрения назначение интеллекта - создание порядка из хаоса. Человеческая мысль неустойчива и непредсказуема. Поток ассоциаций, сравнений, воспоминаний кажется неуправляемым. Крайне сложно им руководить, кажется невероятной сама возможность достижения желанной цели с помощью дисциплинированного и эффективного мышления. Понимание закономерностей возникновения, формирования и развития мышления и интеллекта позволяет человеку удивиться величию человеческого разума. Удивляясь самому факту мышления, человек начинает мыслить.

Современная психология интеллекта представляет собой богатое исследовательское поле. Помимо классических теорий, созданных в течение ХХ века, в последние десятилетия появились оригинальные концепции, описывающие механизм интеллекта: теория составного, многопланового интеллекта Г. Гарднера, триадная теория Р. Стернберга, теория ментального опыта М. А. Холодной и другие. Авторы доказывают возможность повышения интеллектуальной продуктивности и обосновывают пути целенаправленного развития интеллекта. Сходным в современных психологических теориях интеллекта является представление о взаимодействии когнитивных и некогнитивных (мотивационных, эмоционально-волевых) компонентов в интеллектуальной деятельности и исследование индивидуального стиля мышления личности. Важным является положение о необходимости сохранения высокой интеллектуальной продуктивности на протяжении всей жизни человека и поиск приемов достижения этой благородной цели в различных сферах интеллектуальной деятельности.

Поколение современных студентов начинает свою профессиональную деятельность в чрезвычайно меняющемся и мало предсказуемом мире. Педагоги и психологи по роду своей профессии связаны с наименее прогнозируемой и изученной областью – миром людей, социальных групп и сообществ. Понять мир и себя в мире, создать адекватный образ, позволяющий грамотно ставить и решать проблемы в профессии и жизни в целом, делать открытия, создавать новые формы общественного бытия – вот круг задач, в которых проявляется действие интеллекта выпускника педагогического вуза. Надеемся, что учебное пособие поможет ответить на некоторые вопросы, возникающие при анализе проблемы мышления и интеллекта, а главное – поставить новые, позволяющие выполнить собственное исследование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...