Модель психологического устройства интеллекта (по М.А. Холодной)
Модель психологического устройства интеллекта (по М. А. Холодной)
2. ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА При изучении мышления важно уяснить специфику мыслительного процесса, его операционального состава и места в структуре познавательной деятельности. Интеллектуальное развитие школьников и студентов возможно при условии овладения ими системой умственных операций (действий), которые составляют основу дискурсивного (рассуждающего) мышления. Специфика мышления как процесса, применение интеллектуальных способностей наиболее отчетливо проявляется в характере решения человеком проблемных ситуаций, т. е. задач без известного алгоритма решения, требующих собственного открытия, догадки. При изучении мыслительных действий важно различать воспроизведение, использование известного способа решения задачи (репродуктивное мышление) и самостоятельное нахождение общего способа решения проблемы (продуктивное мышление). При изучении мышления и интеллектуальных способностей в учебном процессе наиболее часто используют 4 типа задач. Предлагаемые экспериментальные задания представляют собой адаптацию известных методик по исследованию мышления и интеллекта, описанных в психодиагностической литературе. 1. Задачи на классификацию и их модификации (установление сходства, выделение существенных признаков, исключение лишнего элемента и др. ) - задание 1 «Предметная классификация». 2. Задачи на нахождение аналогии (подобия) в отношениях между объектами - задание 2 «Анализ отношения понятий» и задание 3 «Анализ сложных ассоциаций». 3. Задачи на поиск закономерности в расположении ряда объектов (слов, чисел, фигур и т. п. ) - задание 4 « Числовая закономерность» и задание 5 «Графическая закономерность».
4. «Задачи на понятливость» (выделение обобщенного смысла пословиц, метафор, нахождение логических противоречий в сложных высказываниях и т. п. ) – задание 6 «Оценка логичности мышления» и задание 7 «Толкование пословиц». Задание 1. Предметная классификация Оборудование. 2 набора карточек (например, из детской игры «Лото»). I набор карточек ( 40 штук) включает изображения зверей, рыб, плодов, инструментов, транспортных средств, игрушек. Накарточках II набора (40 штук) изображены люди, птицы, насекомые, мебель, одежда, посуда, растения. Эксперимент проводится в три этапа. 1 этап. Инструкция испытуемому: «Возьмите I набор карточек и разложите их на шесть групп так, чтобы в каждой группе находились карточки с объектами одного вида. Группы: звери, рыбы, плоды, инструменты, транспортные средства, игрушки. Задание понятно? Приступайте! » Обычно испытуемый легко справляется с заданием, затрачивая на раскладку карточек около 1 минуты. После выполнения проводится психологический анализ выполненных действий, устанавливается репродуктивный характер мышления при их выполнении (мышление с заранее заданной схемой умственных действий, а именно: распознавание образа и отнесение к одной из обозначенных групп на основе сравнения с эталоном, хранящимся в долговременной памяти). 2 этап. Инструкция испытуемому: «Возьмите II набор карточек и разложите их на группы, исходя из того, «что к чему подходит». Задание понятно? Приступайте! » Желательно избегать вмешательства в работу испытуемого. На его вопросы о классификации нужно отвечать уклончиво: «Делайте, как Вам кажется правильнее, лучше». После выполнения задания экспериментатор (руководитель занятия) обращает внимание студентов на рост затраченного времени и предлагает обсудить, какие мыслительные операции были использованы при решении задачи. Испытуемого просят назвать первую классификационную группу, карточки показывают остальным студентам и оценивают правильность группировки. Так же поступают с остальными группами. При обнаружении ошибок они объясняются и исправляются.
В психологическом анализе выполненного задания выделяются характерные для продуктивного мышления операции «анализа через синтез», абстрагирования, обобщения. 3 этап. Инструкция испытуемому: «Укрупните классификационные группы, соединяя их так, чтобы каждой укрупнённой группе можно было дать название». При затруднении экспериментатор демонстрирует пример объединения двух групп. При дальнейшем затруднении экспериментатор подсказывает: «В итоге должно получиться всего две группы» (подразумеваются «живые существа» и « неодушевленные объекты»). При обсуждении результатов последнего этапа эксперимента обращается внимание на то, что его успешное выполнение требует способности к обобщению на основе отвлечённых признаков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|