Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 2. Анализ отношения понятий (простые аналогии)




Задание 2. Анализ отношения понятий (простые аналогии)

Инструкция. В первой строчке дана пара слов, которые находятся в определенном отношении. Например, лес (целое) – деревья (часть). Можно сказать: в лесу деревья.

Во второй строчке дано слово и в скобках ещё пять слов, из которых только одно относится к первому так же, как в соответствующей паре слов в первой строчке. Например, библиотека (сад, двор, город, театр, книги). Библиотека – целое, книги – часть. В библиотеке книги. Следовательно, из второй строчки следует выбрать слово «книги». Задание понятно? Приготовиться! Начали! (включить секундомер). Через 3 минуты подать команду «стоп».

 

1. Школа – обучение.

Больница – врач, ученик, учреждение, лечение, больной.

2. Песня – глухой.

Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной.

3. Нож – сталь.

Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

4. Рыба – сеть.

Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина.

5. Птица – гнездо.

Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом.

6. Хлеб – пекарь.

Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь.

7. Пальто – пуговица.

Ботинок – швея, магазин, нога, шнурок, шляпа.

8. Коса- трава.

Бритва- сено, волосы, сталь, острая, инструмент.

9. Нога - сапог.

Рука – кроссовка, кулак, перчатка, палец, кисть.

10. Вода – жажда.

Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда.

11. Электричество – проводка.

Пар – лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.

12. Паровоз – вагоны.

Конь- поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.

13. Алмаз – редкий.

Железо – драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.

14. Бежать – стоять.

Кричать – молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

15. Волк – пасть.

Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.

16. Театр – зритель.

Библиотека – актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.

17. Железо – кузнец.

Дерево – пень, пила, столяр, кора, ветка.

18. Нога – костыль.

Глаза – палка, очки, зрение, нос, слезы.

19. Утро – ночь.

Зима – мороз, день, январь, осень, сани.

20. Спортсмены – тренеры.

Студенты – институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.

Оценка выводится в условных баллах:

Кол-во правил. ответов 15-17 13-14 11-12
Баллы

 

Обсуждается психологическое содержание эксперимента. Задание позволяет изучить способность провести аналогию, т. е. умение видеть сходство, подобие в характере отношений между различными объектами. Это умение лежит в основе способности к переносу навыка, имеющей важное значение для обучения. В зависимости от степени обобщённости (отвлечённости) отношения, которое определяется испытуемым в задаче, различают простые и сложные аналогии.

Задание 3. Анализ сложных ассоциаций (сложные аналогии)

Инструкция. Верхние шесть пар слов, обозначенных буквами – это шифр. Каждая пара слов шифра находится в определенной логической связи. В наборе 20 пар слов под номерами, эти пары слов тоже находятся в определённой логической связи.

Подберите к каждой паре слов из набора наиболее близкие по аналогии (ассоциации) пары слов из шифра. Например, в паре испуг – бегство связь причина- следствие (испуг – причина, бегство – следствие). В шифре такая же логическая связь между словами отравление – смерть. Следовательно, правильный ответ: №1- Д. На задание даётся 7 минут. Задание понятно? Приготовиться! Начали! (включить секундомер). Через 7 минут подаётся команда «Стоп».

ШИФР: А. Овца – стадо.

            Б. Малина – ягода.

            В. Море – океан.

            Г. Свет – темнота.

            Д. Отравление – смерть.

            Е. Враг – неприятель.

 

 


1. Испуг-бегство

2. Физика – наука

3. Правильно - верно

4. Грядка- огород

5. Пара – два

6. Слово – фраза

7. Бодрый – вялый

8. Свобода – независимость

9. Праздность – безделье

10. Похвала – брань

11. Месть – поджог

12. десять – число

13. Плакать – реветь

14. Глава – роман

15. Покой – движение

16. Смелость- геройство

17. Прохлада – мороз

18. Обман – недоверие

19. Пение – искусство

20. Тумбочка–шкаф


 

 

Кол-во правил. ответов 15-16 12-14 10-11 8-9
Баллы

 

 После выполнения задания анализируется характер связи в парах: А. часть и целое; Б. вид и род; В. количество, переходящее в качество; Г. противопоставление; Д. тождество. Ответы обсуждаются в группе, определяются пары, вызвавшие наибольшее затруднение. Выполнение задания требует выделения абстрактных связей между понятиями и строгой логической последовательности в рассуждениях. Задачи на оценку аналогий можно рассматривать как типичные образцы применения словесно-логического мышления.

Задание 4. Числовые закономерности

При исследовании мышления и изучения интеллектуальных способностей широко используются задачи на поиск закономерности. В такой задаче необходимо увидеть (разгадать) принцип, который организует в некоторую систему набор объектов букв, цифр, слов, геометрических фигур, сюжетных картинок). Обычно испытуемым предлагается вставить недостающее число (букву, слово, фигуру и др. ), продолжить ряд чисел 9 букв, слов, фигур и др. ), расположить картинки в правильной последовательности.

Инструкция. Продолжите ряд чисел.

1.           37 45 53 61 ____

2.           152 134 116 98 ____

3.            3  9  27 81 ____

4.            85 91 76 82 ____

5.            10 32 16 38 19 ____

6.           14 24 36 46 69 ____

 

Задание 5. Графические закономерности

Инструкция. Выберите номер значка, который продолжает последовательность.

 

 

Впишите в квадратик «Г» номер значка, который продолжает последовательность.

 

В задания на поиск закономерностей включены вопросы из теста интеллекта Г. Айзенка (субтест «Логичекое мышление») [1]. Суть задачи для испытуемого заключается в обнаружении «организующего принципа» системы символов. В некоторых случаях сделать это сравнительно легко (цикличность, линейное возрастание или убывание некоторой величины), в других требуется проявить способность к неожиданным гипотезам. Сложность задачи определяется неопределенностью исходной ситуации. В одних случаях путь решения ограничен структурой задания, и успех зависит от умения логически рассуждать, опираясь на знания в некоторой предметной области. В других случаях (задачи-головоломки) правильное решение определяется способностью к порождению гипотез. Студенты обсуждают процесс обнаружения закономерностей, описывают возникшие гипотезы и их проверку. Можно предложить им составить свои логические ряды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...