Задание 2. Анализ отношения понятий (простые аналогии)
Задание 2. Анализ отношения понятий (простые аналогии) Инструкция. В первой строчке дана пара слов, которые находятся в определенном отношении. Например, лес (целое) – деревья (часть). Можно сказать: в лесу деревья. Во второй строчке дано слово и в скобках ещё пять слов, из которых только одно относится к первому так же, как в соответствующей паре слов в первой строчке. Например, библиотека (сад, двор, город, театр, книги). Библиотека – целое, книги – часть. В библиотеке книги. Следовательно, из второй строчки следует выбрать слово «книги». Задание понятно? Приготовиться! Начали! (включить секундомер). Через 3 минуты подать команду «стоп».
1. Школа – обучение. Больница – врач, ученик, учреждение, лечение, больной. 2. Песня – глухой. Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной. 3. Нож – сталь. Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть. 4. Рыба – сеть. Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина. 5. Птица – гнездо. Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом. 6. Хлеб – пекарь. Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь. 7. Пальто – пуговица. Ботинок – швея, магазин, нога, шнурок, шляпа. 8. Коса- трава. Бритва- сено, волосы, сталь, острая, инструмент. 9. Нога - сапог. Рука – кроссовка, кулак, перчатка, палец, кисть. 10. Вода – жажда. Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда. 11. Электричество – проводка. Пар – лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение. 12. Паровоз – вагоны. Конь- поезд, лошадь, овес, телега, конюшня. 13. Алмаз – редкий. Железо – драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый. 14. Бежать – стоять. Кричать – молчать, ползать, шуметь, звать, плакать. 15. Волк – пасть. Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.
16. Театр – зритель. Библиотека – актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель. 17. Железо – кузнец. Дерево – пень, пила, столяр, кора, ветка. 18. Нога – костыль. Глаза – палка, очки, зрение, нос, слезы. 19. Утро – ночь. Зима – мороз, день, январь, осень, сани. 20. Спортсмены – тренеры. Студенты – институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители. Оценка выводится в условных баллах:
Обсуждается психологическое содержание эксперимента. Задание позволяет изучить способность провести аналогию, т. е. умение видеть сходство, подобие в характере отношений между различными объектами. Это умение лежит в основе способности к переносу навыка, имеющей важное значение для обучения. В зависимости от степени обобщённости (отвлечённости) отношения, которое определяется испытуемым в задаче, различают простые и сложные аналогии. Задание 3. Анализ сложных ассоциаций (сложные аналогии) Инструкция. Верхние шесть пар слов, обозначенных буквами – это шифр. Каждая пара слов шифра находится в определенной логической связи. В наборе 20 пар слов под номерами, эти пары слов тоже находятся в определённой логической связи. Подберите к каждой паре слов из набора наиболее близкие по аналогии (ассоциации) пары слов из шифра. Например, в паре испуг – бегство связь причина- следствие (испуг – причина, бегство – следствие). В шифре такая же логическая связь между словами отравление – смерть. Следовательно, правильный ответ: №1- Д. На задание даётся 7 минут. Задание понятно? Приготовиться! Начали! (включить секундомер). Через 7 минут подаётся команда «Стоп». ШИФР: А. Овца – стадо. Б. Малина – ягода. В. Море – океан. Г. Свет – темнота. Д. Отравление – смерть.
Е. Враг – неприятель.
1. Испуг-бегство 2. Физика – наука 3. Правильно - верно 4. Грядка- огород 5. Пара – два 6. Слово – фраза 7. Бодрый – вялый 8. Свобода – независимость 9. Праздность – безделье 10. Похвала – брань 11. Месть – поджог 12. десять – число 13. Плакать – реветь 14. Глава – роман 15. Покой – движение 16. Смелость- геройство 17. Прохлада – мороз 18. Обман – недоверие 19. Пение – искусство 20. Тумбочка–шкаф
После выполнения задания анализируется характер связи в парах: А. часть и целое; Б. вид и род; В. количество, переходящее в качество; Г. противопоставление; Д. тождество. Ответы обсуждаются в группе, определяются пары, вызвавшие наибольшее затруднение. Выполнение задания требует выделения абстрактных связей между понятиями и строгой логической последовательности в рассуждениях. Задачи на оценку аналогий можно рассматривать как типичные образцы применения словесно-логического мышления. Задание 4. Числовые закономерности При исследовании мышления и изучения интеллектуальных способностей широко используются задачи на поиск закономерности. В такой задаче необходимо увидеть (разгадать) принцип, который организует в некоторую систему набор объектов букв, цифр, слов, геометрических фигур, сюжетных картинок). Обычно испытуемым предлагается вставить недостающее число (букву, слово, фигуру и др. ), продолжить ряд чисел 9 букв, слов, фигур и др. ), расположить картинки в правильной последовательности. Инструкция. Продолжите ряд чисел. 1. 37 45 53 61 ____ 2. 152 134 116 98 ____ 3. 3 9 27 81 ____ 4. 85 91 76 82 ____ 5. 10 32 16 38 19 ____ 6. 14 24 36 46 69 ____
Задание 5. Графические закономерности Инструкция. Выберите номер значка, который продолжает последовательность.
Впишите в квадратик «Г» номер значка, который продолжает последовательность.
В задания на поиск закономерностей включены вопросы из теста интеллекта Г. Айзенка (субтест «Логичекое мышление») [1]. Суть задачи для испытуемого заключается в обнаружении «организующего принципа» системы символов. В некоторых случаях сделать это сравнительно легко (цикличность, линейное возрастание или убывание некоторой величины), в других требуется проявить способность к неожиданным гипотезам. Сложность задачи определяется неопределенностью исходной ситуации. В одних случаях путь решения ограничен структурой задания, и успех зависит от умения логически рассуждать, опираясь на знания в некоторой предметной области. В других случаях (задачи-головоломки) правильное решение определяется способностью к порождению гипотез. Студенты обсуждают процесс обнаружения закономерностей, описывают возникшие гипотезы и их проверку. Можно предложить им составить свои логические ряды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|