2. «Ключ к неизвестному».
2. 1. Вариант для детей младшего школьного возраста. Детям предлагается отгадать предмет, спрятанный в руке учителем. Каждый вопрос – это ключ от дверей, за которыми скрывается что-то неизвестное. Каждый ключ открывает определённую дверь. Постепенно детям предлагается по 2-3 «ключа» на которых записаны ключевые слова для вопросов (например, «виды», «свойства, «влияние», «изменение» и т. п. ) Детям предлагается задавать вопросы с использованием этих ключевых слов: к какому виду относится? Какие у него свойства? 2. 2. Вариант для детей среднего школьного возраста. Ученикам вместо предметов предлагаются рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Важно, чтобы изображение на рисунке и фотографии по внешнему виду напоминало какие-то известные предметы ли явления, но в то же время содержало в себе ряд противоречивых деталей, которые не препятствуют легкому опознанию предмета. При постановке вопросов об изображении непонятного объекта можно использовать схему: К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие свойства имеет? И т. д. Стремитесь задать как можно больше разных вопросов, каждая строка соответствует типу вопроса с новым ключевым словом. 3. « Сходство и различие». Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников используются знакомые им предметы: молоко и вода, собака и кошка, самолет и поезд, при этом можно использовать их наглядное изображение. Для старших школьников используются более сложные понятия: живопись и скульптура, утро и вечер, упрямство и настойчивость, математика и литература. Отмается общее число правильных ответов, количество ошибок( сравнение по разным основаниям0 соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки(внешние, функциональные, классово-родовые отношения и пр. ) Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения, или тот, кто назвал признак последним.
4. «Поиск аналогов». Упражнение направлено на выделение свойств, умение классифицировать предметы по различным признакам. Выбирается какой-либо предмет или явление, например, «Вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица» и «бабочка» (летают), «автобус» и «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» ( принцип вращения). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов. 5. «Поиск противоположных предметов». Упражнение направлено на сравнение предметов, поиск их свойств. Выбирается какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы по группам). Например, в данном случае могут быть названы: «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта), «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» ( чужое или свое помещение ) и т. д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав свои ответы. 6. «Поиск соединительных звеньев». Упражнение позволяет легко устанавливать связи между предметами и явлениями. Называются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо подобрать предметы, являющиеся «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими названными предметами.
Например, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу – транспортные средства), рабочий (пользуется лопатой и владеет автомобилем). Допускается использование и 2-3 соединительных звеньев (лопата-тачка- прицеп- автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Побеждает тот, кто дал больше аргументированных вариантов. 7. «Исключение лишнего слова». Упражнение позволяет научиться классифицировать предметы по свойствам. Берутся любыетри слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключение лишнего слова и больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Желательно использовать как привычные, так и неожиданные, но верные ответы. 8. «Формулирование определений». Упражнение развивает четкость и стройность мышления, помогает выработать самостоятельность формулировок. Называется знакомый всем предмет, например, «тетрадь». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включает в себя все существенные признаки этого предмета и не касалось бы несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т. е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|