Стили ментального самоуправления (по Р. Стернбергу)
Стили ментального самоуправления (по Р. Стернбергу)
С помощью таблицы можно определить, как преимущественно организовано Ваше мышление. Почти всегда обнаруживается предпочитаемый стиль мышления, при этом важно проявлять гибкость в зависимости от задачи и ситуации. Основным подходом к обучению учеников и студентов гибкости ментальных стилей является наличие различных мыслительных стилей у педагогов. Чем разнообразнее методы и стили мышления педагогов, тем разнообразнее и гибче мыслительные стили их учеников. С этой целью необходимо варьировать содержание, форму, методы решаемых задач, создавать различные ситуации их постановки и применения найденных решений.
В российской психологии в рамках когнитивного подхода разработана оригинальная концепция интеллекта М. А. Холодной. Суть когнитивного подхода заключается в сведении интеллекта к свойствам отдельных познавательных процессов [11, с. 47- 49]. Согласно определению М. А. Холодной, интеллект – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего [31, с. 165]. В структуру интеллекта М. А. Холодная включает подструктуры когнитивного опыта, метакогнитивного опыта, интенционального опыта и группу интеллектуальных способностей. Метакогнитивный опыт имеет отношение к регуляторной системе психики, а интенциональный – к мотивационной системе, собственно интеллектуальным следует считать блок способностей и блок когнитивного опыта. В структуру когнитивного опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипические» и семантические структуры. Структура интеллектуальных способностей включает в себя: · конвергентную способность – интеллект в узком значении термина (уровневые свойства, комбинаторные и процессуальные свойства); · креативность (беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность); · обучаемость (имплицитная, эксплицитная); · познавательные (когнитивные, интеллектуальные, эпистемологические) стили. Понятие «когнитивный стиль» характеризует индивидуальные различия в способе получения, переработки и применения информации. М. А. Холодная выделяет десять когнитивных стилей, наиболее исследованным из которых является «полезависимость - поленезависимость». Получены характеристики поленезависимых субъектов как обладающих внутренней мотивацией учения и менее общительных. В целом, современные концепции интеллекта описывают его как сложную многоуровневую структуру с многочисленными дополнительными внешними факторами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|