Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стили ментального самоуправления (по Р. Стернбергу)




Стили ментального самоуправления (по Р. Стернбергу)

 

СТИЛЬ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕР

функции

Законодательная Нравится творить, изобретать, моделировать, делать что-то по-своему, быть независимым в работе Создавать научные проекты, писать стихи, рассказы, музыку, создавать оригинальные работы в разных жанрах искусств
Исполнительная Нравится выполнять приказания, делать порученное кем-то, быть частью заданной структуры, ощущать зависимость Решать проблемы или писать статьи на заданную тему, делать что-то по образцу, строить по известному проекту, учить заданный материал
Критическая (оценочная) Нравится выносить суждения, оценивать людей, события, предметы Критиковать работу других, писать критические статьи, давать оценки «задним числом», советовать

формы

Монархическая Нравится делать в течение определенного времени одно дело, отдавая ему максиму энергии и ресурсов Погружать себя целиком в единственный проект, один жанр искусства, одну научную проблему и т. д.
Иерархическая Нравится делать много разных дел одновременно, устанавливая приоритеты для них – какому, сколько и когда уделить времени и сил Распределять время для выполнения работы так, чтобы больше времени и сил отдавать наиболее важным делам
Олигархическая Нравится делать много дел одновременно, но возникают проблемы при расстановке приоритетов Уделяется достаточно времени чтению на понятные темы, при этом не хватает времени для выполнения творческих заданий
Анархическая Нравится случайно выбирать задачи, отвергая всякую систему, упорядоченность и практически все ограничения Писать эссе в стиле «поток сознания» или беседы, прыгать от одного занятия к другому, начинать дело, не заканчивая его

уровни

Глобальный Нравится иметь дело с картиной явления, ситуации, предмета в целом, обобщениями, абстракциями Писать статью о глобальном смысле какой-либо работы по искусству
Локальный Нравится иметь дело с частностями, спецификой, деталями, конкретными примерами Писать статью о частных деталях какого-либо произведения искусства, о том, как эти детали функционируют и взаимодействуют

сферы

Внутренняя Нравится работать одному, чувствовать себя самодостаточным Выполнять проекты и работы любого рода в одиночку
Внешняя Нравится работать совместно, быть обращенным вовне, взаимодействовать с другими Предпочитать работать совместно с другими членами группы

ориентация

Либеральная Нравится делать что-либо по-новому, отбрасывая договорённости, условности, традиции Пробовать работать с оборудованием в новом режиме, даже при запрете, менять условия занятий
Консервативная Нравится делать что-либо испытанным и известным способом, следуя традиции Работать с новым оборудованием по старинке, учиться чему-либо в неизменных условиях

 С помощью таблицы можно определить, как преимущественно организовано Ваше мышление. Почти всегда обнаруживается предпочитаемый стиль мышления, при этом важно проявлять гибкость в зависимости от задачи и ситуации. Основным подходом к обучению учеников и студентов гибкости ментальных стилей является наличие различных мыслительных стилей у педагогов. Чем разнообразнее методы и стили мышления педагогов, тем разнообразнее и гибче мыслительные стили их учеников. С этой целью необходимо варьировать содержание, форму, методы решаемых задач, создавать различные ситуации их постановки и применения найденных решений.

В российской психологии в рамках когнитивного подхода разработана оригинальная концепция интеллекта М. А. Холодной. Суть когнитивного подхода заключается в сведении интеллекта к свойствам отдельных познавательных процессов [11, с. 47- 49]. Согласно определению М. А. Холодной, интеллект – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего [31, с. 165].

В структуру интеллекта М. А. Холодная включает подструктуры когнитивного опыта, метакогнитивного опыта, интенционального опыта и группу интеллектуальных способностей. Метакогнитивный опыт имеет отношение к регуляторной системе психики, а интенциональный – к мотивационной системе, собственно интеллектуальным следует считать блок способностей и блок когнитивного опыта. В структуру когнитивного опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипические» и семантические структуры.

Структура интеллектуальных способностей включает в себя:

· конвергентную способность – интеллект в узком значении термина (уровневые свойства, комбинаторные и процессуальные свойства);

· креативность (беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность);

· обучаемость (имплицитная, эксплицитная);

· познавательные (когнитивные, интеллектуальные, эпистемологические) стили.

Понятие «когнитивный стиль» характеризует индивидуальные различия в способе получения, переработки и применения информации. М. А. Холодная выделяет десять когнитивных стилей, наиболее исследованным из которых является «полезависимость - поленезависимость». Получены характеристики поленезависимых субъектов как обладающих внутренней мотивацией учения и менее общительных. В целом, современные концепции интеллекта описывают его как сложную многоуровневую структуру с многочисленными дополнительными внешними факторами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...